Этапы проведения практического занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 8 мин.
II. Основная часть занятия 80-90%
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 20мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 30 мин.
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 70 мин.
7. Реализация планируемой формы занятия Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 15 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин.
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. 10 мин.
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   5 мин.

7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

Усвоить, что для того чтобы понять роль анатомических образований черепа в клинической диагностике различных заболеваний, следует знать анатомию как черепа, так и всех нервных и сосудистых образований, расположенных в нем или выходящих из него. Именно по симптоматике поражения сосудисто-нервных структур можно диагностировать область травматических повреждений черепа.

На костных препаратах рассмотреть сообщения передней черепной ямки, определить анатомические образования, проходящие через них. Отметить, что при переломах в области передней черепной ямки в результате разрывов решетчатых сосудов и пещеристого синуса наблюдается кровотечение из носа и носоглотки. Поврежде6ние лобной и решетчатой костей сопровождается кровоизлиянием в конъюнктиву глаза и под кожу века, подкожной эмфиземой, расстройством обоняния. При повреждении мозговых оболочек наблюдается истечение спинномозговой жидкости из носа.

Определить сообщения средней черепной ямки и сосудисто-нервные образования, проходящие через них. Уяснить, что при переломах костей основания черепа в области средней черепной ямки также отмечается кровотечение из носа и носоглотки, вызванное повреждением либо тела клиновидной кости, либо пещеристого синуса. При переломе пирамиды и разрыве барабанной перепонки наблюдается кровотечение их уха. При разрыве мозговых оболочек - выделение спинномозговой жидкости. Переломы и травмы средней черепной ямки сопровождаются поворежде6нием IV, VI, VII и VIII пар черепных нервов, что проявляется косоглазием, параличом мимических мышц, односторонней потерей слуха.

Изучить топографию задней черепной ямки и определить клинико-анатомические предпосылки симптомов при травмах и переломах в этой области. Так, в результате поражения нервов группы вагуса будут наблюдаться расстройства сердечной деятельности, функции гортани (афония), желудочно-кишечного тракта (спастические состояния), кривошея. При переломах подязычного канала – отклонение языка в сторону, при повреждении затылочно-сосцевидного шва – подкожное кровоизлияние позади уха.

При изучении рентгенограмм черепа обратить внимание на особенности строения свода черепа, основания черепа, воздухоносных пазух. Толщина костей свода черепа определяется между кортикальными пластинками на рентгенограммах в боковой проекции и составляет от 2 до 10 мм.

На рентгенограммах в прямой и боковой проекциях найти венечный и ламбдовидный швы.

При изучении рентгенологической картины основания черепав боковой проекции обратить внимание на клиновидное возвышение, которое определяется в передней черепной яме и образовано компактным веществом малых крыльев клиновидной кости, которое дает ровную четкую интенсивную линейную тень, продолжающуюся кпереди в едва заметную прерывистую линию, обусловленную решетчатой пластинкой. Стенка и дно турецкого седла (в средней черепной яме) в норме представлены вогнутой четкой интенсивной тенью Максимальная величина гипофизарной ямки: вертикальный размер - 12 мм, сагиттальный - 14 мм. Формы гипофизарной ямки: круглая, глубокая, реже - плоская, квадратная. Спинка турецкого седла наиболее часто располагается вертикально, реже- с наклоном кпереди, исключительно редко - кзади.

Обратить внимание, что в задней черепной яме отчетливо просматривается интенсивная треугольная тень неоднородной структуры каменистой части височной кости

На соответствующих рентгенограммах рассмотреть морфологические проявления синдрома длительного повышения внутричерепного давления: истончение костей черепа, укорочение и истончение спинки турецкого седла, деструкция передних клиновидных отростков, углубление турецкого седла, у молодых – расхождение черепных швов, усиление рисунка пальцевых вдавлений и гребней

На рентгенограммах в прямой передней проекции определить полость носа, разделенную на две части вертикально расположенной костной перегородкой носа, имеющей вид прямолинейной или слегка изогнутой интенсивной полоски. Латеральные стенки полости носа отчетливо просматриваются только в нижнем отделе, в верхнем отделе они теряются на фоне воздухоносных ячеек решетчатого лабиринта. Носовые раковины в этой проекции дифференцируются в виде неправильных полусферических образований, основанием примыкающих к латеральной стенке. Носовые ходы - косо расположенные линейные просветления шириной 2-3 мм.

Обратить внимание, что на обзорной рентгенограмме в боковой проекции клиновидная пазуха располагается под турецким седлом и дает просветление, обусловленное суммарным изображением. Пневматизация клиновидной пазухи выражена различно. Чаще клиновидная пазуха занимает передний и средний отделы тела клиновидной кости, реже все тело.

На рентгенограммах в боковой проекции можно определить глубину лобной пазухи. Гайморова пазуха отчетливо просматривается на обзорных рентгенограммах в прямой и боковой проекциях. Она имеет форму неправильной четырехугольной пирамиды. Объем ее колеблется от 15 до 40 мм3.

Запомнить, что из современных методов исследования костей и их соединений магнитно-резонансная томография (МРТ) имеет ряд преимуществ т.к. исследование возможно в различных плоскостях.

На МРТ костей и суставов рассмотреть внутрисуставные хрящи, имеющие четкие ровные контуры и однородную структуру. Хрящи плотно прилегают к кости на всем протяжении суставной поверхности.

На МРТ продемонстрировать полость сустава, суставные сумки и синовиальные вывороты. Определяются сухожилия мышц, прикрепляющихся к кости, связки и отдельные группы мышц, разделенные фасциями..

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а) Анализ конкретной ситуации

Методика преподавания: участвует вся группа, на столе листок и ручка. Проблема: «Клинико-анатомическое обоснование симптомов при переломе основания черепа в области средней черепной ямки»

Каждый студент пишет предполагаемыесимптом и его анатомическое обоснование. У незнающего ответа студента остается ручка. Итог подводит педагог, обсуждая правильные и неправильные ответы всей группой. Время проведения 20 минут.

б) Контрольная работа

в) Решение ситуационных задач:

1.У больного после черепно-мозговой травмы при рентгенологическом обследовании выявлен перелом основания черепа. Линия перелома проходит через круглое и остистое отверстия. Какая кость повреждена в результате травмы?

A. Решетчатая.

B. Височная.

C. Лобная.

D. Клиновидная.

2. Больному поставлен диагноз правосторонний мастоидит. Укажите наиболее вероятный источник распространения гнойно-воспалительного процесса в ячейки сосцевидного отростка.

A. Из грудиноключично-сосцевидной мышцы.

B. Из губчатого вещества затылочной кости.

C. Из барабанной полости.

D. Из подкожной клетчатки.

E. Из средней черепной ямки.

3. В связи с инфекцией в носоглотке у ребёнка развился отит. Через какой канал проникла инфекция в барабанную полость?

A. Сонно-барабанный.

B. Сонный.

C. Лицевой канал.

D. Барабанной струны.

E. Мышечно-трубный.

4. У ребенка 2-х лет после гриппа появились жалобы на боль в ухе. Врач обнаружил снижение слуха и воспаление среднего уха. Каким путем инфекция попала в среднее ухо?

A. Через слуховую трубу.

B. Черезcanalisnasolacrimalis.

C. Через atrium mastoideum.

D. Через foramen jugularis.

E. Черезcanaliscaroticus.

5. При обследовании у больного обнаружен абсцесс крылонебной ямки. Куда может распространится инфекция при несвоевременном оказании медицинской помощи?

A. Подапоневротическое пространство.

B. Барабанная полость.

C. Орбита.

D. Лобная пазуха.

E. решетчатые лабиринты.

6. У больного ринит, который осложнился конъюнктивитом. По какому пути скорей всего произошло распространение инфекции.

A. Подглазничный канал

B. Верхняя глазная щель

C. Нижняя глазная щель

D. Носослезный канал

E. Резцовый канал

7. Больной 44 лет страдающей хроническим синуситом обратился к врачу с жалобами на ухудшение зрения и ограничение подвижности правого глаза. При рентгеновском исследовании была выявлена деформация нижней стенки правой глазницы. Какой параназальный синус вероятнее всего поражен?

A. Лобная пазуха

B. Клиновидная пазуха

C. Правая верхнечелюстная пазуха

D. Правый решетчатый синус

E. Левый решетчатый синус

8. В лор-отделение поступила больная с диагнозом воспалительного процесса в лобной и верхнечелюстной пазухах. В какой отдел будет выделяться эксудат из этих пазух?

A. В средний носовой ход

B. В верхний носовой ход

C. В нижний носовой ход

D. В преддверье носа

E. В носослезный канал

9.У больного наблюдается воспаление клиновидной пазухи. Куда открывается ее апертура?

A. Meatusnasisuperior

B. Recessussphenoethmoidalis

C. Meatus nasimedius

D. Meatus nasi inferior

E. Meatus nasicommunis

10. После травмы глаза возникло нагноение мягких тканей орбиты. Через какое анатомической образование гнойный процесс может распространиться в крылонёбную ямку?

A. Через нижнюю глазничную щель.

B. Через круглые отверстия.

C. Через скулоглазничное отверстие.

D. Через крылонёбное отверстие.

E. Через верхнеглазничную щель.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

1 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

2 Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М. : Мир и образование, 2008. – Т.1.

3 Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии . Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

1. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

2. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА , 2003

3. Новосельцев С.В., Гайворонский И.В. Функционально-клиническая анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Уч. пособие. СПб: изд-во С-Пет. ун-та, 2010.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М. : Медицина, 1998. – Т. 1.

5. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Опорно-двигательный аппарат: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

6. Сборник ситуационных задач по клинической анатомии

в).Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. РохенЙ., ЙокочиЧ., Лютьен-ДреколльЭ. Большойатласпоанатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомиячеловека (web-версия) силлюстрациямииполнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1. скелет, черепа

2 .музейные препараты по остеоартросиндесмологии

б) презентации

1. «Функциональная анатомия мозгового черепа»

2. «Функциональная анатомия лицевого черепа»

в) рентгенограммы черепа и суставов

2. Технические средства обучения:

1.Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

4. Анатомический стол 3Д

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Занятие 2

Наши рекомендации