Консультирование и терапия нарушения пищевого поведения
Консультирование и терапия при нарушениях пищевого поведения может проходить как индивидуально, так и в группе. Считается, что групповая терапия более показана, так как позволяет легче справиться со специфическими защитными механизмами, имеющимися у зависимых от пищи. В рамках групповой терапии происходит активная конфронтация, приводящая к переосмыслению участниками группы своих проблем.
Также в групповой психотерапии легче работать с деструктивной агрессией, как защитой от страха быть покинутым, и проработать конфликт идентичности. В зависимости от типа нарушений и специфики групповой работы, группа может содержать от 4-6 до 30 участников. При работе с анорексией и булимией используют малые группы с обязательным присутствием участников с желаемым весом. Среди методов работы используются психодраматическое разыгрывание, проективные техники (скульптура, поэзия, написание психотерапевтических писем), ролевое разыгрывание. Работа ведется в виде регулярных встреч (1—2 раза в неделю) общей длительностью до полугола и в сочетании с индивидуальной психотерапией. Для групп с алиментарным ожирением может быть представлен больший численный состав. График встреч характеризуется высокой плотностью в начале работы (несколько встреч подряд, в течение недели) с последующими контрольными встречами раз в месяц. Часто при нарушении пищевого поведении и алиментарном ожирении используют телесно-ориентированную психотерапию и арт-терапию. Среди целей работы выступают: коррекция образа «Я»; регулирование самооценки; повышение уверенности в себе и собственной компетентности; структурирование ценностей; коррекция межличностных отношений и получения навыков разрешения межличностных конфликтов; коррекция неадекватного образа жизни.
Достаточно часто излишний вес и нарушение пищевого поведения являются следствием перенесенной психотравмы. Тогда нарушение пищевого поведения должно рассматриваться в комплексе реакций на психотравму, как защитный механизм совладения с травмирующей ситуацией. В этом случае консультирование и терапия должны начинаться с отработки последствий травмирующей ситуации и достижения внутреннего ощущения безопасности (см. соответствующий параграф данного пособия). В этом случае показана индивидуальная терапия, особенно в ситуациях, связанных с физическим и сексуальным насилием.
Традиционно консультирование и психотерапия при нарушении пищевого поведения включают в себя методы поведенческой и когнитивной психотерапии, семейной психотерапии и эмоциональной психотерапии. Крайне важно в рамках работы с нарушением пищевого поведения использовать методы, направленные на отработку нарушенной структуры тела, работу с чувствами, принятием себя и формированием адекватных жизненных программ. Среди максимально представленных на российском рынке направлений терапии нарушений пищевого поведения выделяется:
1. диетотерапия. Представлено достаточно много диет, позволяющих регулировать пищевое поведение. Однако используя диеты, необходимо помнить, что ограничение приема пищи у многих вызывает заместительное желание в дополнительной еде;
2. хирургические методы. В первую очередь это операции, направленные на сужение просвета желудка или желудочное шунтирование, которое не позволяет принимать большие объемы пищи;
3. кроме того, к методам снижения веса относят: иглоукалывание, основанное на акупунктурой коррекции; психофизиологические методы; физическую культуру;
4. психологические методы.
Среди психологических подходов к снижению веса и восстановления пищевого поведения максимально известны метод похудения по доктору Борменталю и С. Смелову. Идея коррекции по методу Борменталя включает ряд индивидуальных консультаций и пять групповых сеансов. В методику включены 25 психологических техник, направленных на снижение аппетита, уменьшение объема желудка, формирование стойкой мотивации к похудению и активизация обменных процессов. По сути, в процессе воздействия идет обучение навыкам рационального питания и формирование стереотипов поведения стройного человека.
Метод С. Смелова основан на принципах эмоциональной психотерапии и работу с центрами аппетита. Основа метода — это словесное внушение в гипнотическом или полугипнотическом состоянии.
В любом случае, работая с пищевыми нарушениями, необходимо помнить об опасности данного типа нарушения для здоровья зависимого. Так, при нервной анарексии у 40% зависимых терапевтический процесс невозможен и зависимость заканчивается смертельным исходом. Поэтому определять специфику необходимого лечения следует исходя из тяжести заболевания. Спектр вмешательств варьируется от госпитализации до групповых форм работы. Чаще всего для лечения нервной анорексии применяют поведенческие формы психотерапии, направленные на усвоение правильного пищевого поведения с обязательным приемом пиши, в том числе и через зонды. Более подробно о терапии пищевого доведения можно ознакомиться: И. Малкина-Пых, 2009.
Кроме вышеперечисленных пищевых аддикций, часто выделяют так называемую аддикцию к шоколаду(шоколадная аддикция). Шоколад действительно влияет на настроение, однако это влияние неоднозначно. Употребление шоколада, по мнению британских исследователей Роджерс и Смит (Rogers, Smith,2000), приводит к усилению положительных эмоций и снижению тревоги, с последующим возникновением чувства вины, злости, депрессии при переедании. Некоторые исследователи (П. Розин, 1991) установили взаимосвязь между привязанностью к шоколаду с месячным циклом. Отдельной шоколадной формы аддикции не существует. Чаще всего шоколадная аддикция связанна с другими аддиктивными реализациями в виде ограничения себя в еде, либо неконтролируемого поведения.
Среди аддикций выделяются так называемые спортивные аддикции или аддикции к упражнениям.Максимально часто аддикция к упражнениям формируется в спорте высших достижений, либо экстремальном спорте, который несет в себе достаточно большой аддиктивный потенциал.
Аддикция упражнений впервые описана П. Бэкеландом (Baekeland, 1970), который исследовал влияние депривации физической нагрузки на сон человека. В дальнейшем данная концепция разрабатывалась многими авторами и в итоге в литературе сформировался подход, который рассматривает спортивную аддикцию при занятии различными видами спорта. Максимально часто в настоящее время можно наблюдать как зависимое поведение — стремление к экстремальным видам спорта. Именно эту аддикцию используют для реабилитационной работы с детьми с аддиктивным поведением другого плана, например, делинквентым, алкогольным (А.Ю. Егоров, 2007). Учитывая ситуацию, связанную с невозможностью полного излечения аддикции, а лишь возможностью перехода из одной в другую, данный способ компенсации алкоголизма имеет достаточно высокий потенциал. По исследованиям среди бывших спортсменов, также высок процент алкоголизма или наркомании. По сути, спортивная аддикция может выступать альтернативой химической зависимости.
Аддикция к покупкам(к трате денег), иногда ее называют шопинг- аддикция, шопоголизм. Шопоголизм проявляется как неконтролируемое влечение к совершению покупок. Для диагностики данной аддикции используют шкалу Фабер и О’Гуин (Faber, O'Guinn,1992), которые в 1992 г. предложили ее для описания шопоголизма. Часто шопоголизм находится в структуре обсессивно-компульсивного аддиктивного расстройства. Для диагностики выделены четыре критерия, такие как: регулярное совершение покупок, достаточно ненужных вещей; озабоченности покупками; внезапные порывы тратить деньги, часто приводящие к финансовым проблемам; чрезмерное увлечение покупками. В промежутках между совершением покупок у адциктов обычно нарастает напряжение, которое значительно снижается после совершения покупок. Однако в последствие возникающее чувство вины снижает удовольствие. Действительно, положительные эмоции появляются только в процессе совершения покупок. Считается, что аддикция к трате денег возникает обычно в возрасте около 30 лет, хотя современные исследователи говорят о том, что средний возраст шопогализма снизился и соответствует сейчас 18 лет. Часто, трата денег сочетается с аффективными расстройствами, химическими или пищевыми зависимостями.