Консультирование работоголизма
Прежде чем говорить о консультировании работоголизма, необходимо помнить, что чаще всего работоголизм является заместительной аддикцией для людей с другими формами зависимого поведения (алкогольного, наркотического, созависимостии т.д.). Это приводит к необходимости крайне осторожного отношения в консультировании. При лечении от работоголизма часто используются медицинские средства, которые на самом деле не помогают. В любом случае, возможна когнитивно-поведенческая коррекция степени проявления работоголизма и коррекция психологических причин возникновения зависимости от работы. Среди основных тем для консультативных бесед с работоголиками выделяются:
· осознание неадекватного распределения времени на работу;
· вопросы организации отдыха. Трудоголики часто не умеют отдыхать и либо продолжают заниматься какими-то делами, либо болеют весь отдых, либо занимаются сверхактивными видами отдыха;
· работа с чувством одиночества и ургентной аддикцией (нехватка времени);
· вопросы физического здоровья зависимых.
В любом случае необходимо сформировать когнитивную ценность здорового распределения труда и отдыха и полноценной жизни, что позволяет разработать план регулирования жизненных процессов. В настоящие время также существуют группы анонимных тругоголиков.
Ургентная аддикциясвязана с нехваткой времени. Это состояние сверхзанятости, ускорения темпа жизни, общей гиперстимуляции. Аддикция относится к негативной и может захватывать совершенно разных людей. Обычно у аддикта возникает ощущение давления времени, которое приводит к увеличению занятости и скорости жизни, но не дает освобождения. Tassi(1993, по С.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2001) выделяет шесть характеристик, присущих ургентной аддикции. Это жесткий мониторинг времени. Функционирование на очень высокой скорости, выходящей за пределы зоны комфорта. Постоянное принятие всех требований, касающихся работы, включая работу в праздничное и ночное время, отказ отличного времени, потеря способности радоваться текущему моменту, эмоционально отрицательная будущностная проекция. Реализацию своих целей ургентный аддикт откладывает на будущее, которое никогда не наступает, убеждает себя в том, что он не может контролировать время, лишен удовольствий. Весь внутренний мир человека связан с ощущением нехватки времени и попытками его структурировать. В отличие от ургентных аддиктов (в плане выхода) считается, что людис интегрированным ощущением временем (неаддиктивной реализацией) обычно никогда не спешат, им присуща неторопливость, способны находиться в моменте здесь и сейчас, высокая самооценка, способны распоряжаться собственным временем, хорошо извлекают опыт из прошлого, используют время для значимых отношений, склонны проводить время со значимыми людьми.
Аддикции к еде(пищевая аддикция). Выделяют аддиктивное переедание и аддиктивное голодание. По мнению многих авторов, нервная анорексия и булимия действительно относятся к аддиктив- ному поведению, однако они не определяют весь комплекс аддикций к еде. Аддиктивное переедание связано с неконтролируемым принятием пищи. Аддиктивное голодание более жесткий механизм. Первый вариант формирования аддиктивного голодания — медицинский, обусловленный разгрузочной диетотерапией, второй вариант связан с немедицинской психологической зависимостью — получением психологического удовольствия от ощущения голода.
Причины нервной анорексии, это определенные дисморфофобические переживания, связанные с мнимыми или реальными недостатками фигуры, недовольство ими, ведущее к отказу от еды, как средство достижения физического совершенства. В основе возникновения такой пищевой аддикции лежит комплекс различных ситуаций, связанных с эмоциональным подкреплением, которое формируется в ситуации переедания либо голодания. Опасность нервной анорексии заключается еще и в том, что в процессе эмоционального переживания голодания возникает ощущение безумной легкости, в результате которой формируется глубокое отвращение к еде как к таковой. Голодание как аддиктивный реагент связано с подавлением аппетита и фиксации на достигнутой голоданием эйфории. Так как при формировании эйфории человек в голодании находится в воображаемом мире, где формируется достаточно ярко выраженное отвращение к еде, вплоть до того, что попавшую в рот зубную пасту человек может считать достаточной пищей для себя.
Аддикция к перееданию связана с ситуацией, когда еда используется в виде аддиктивного агента для снижения нахождения в ситуации неприятной реальности (Ц.П. Короленко, В.Н. Дмитриева, 2000). Это своеобразная привычка «заедать» неприятности, связанная с механизмом фиксации на вкусовых ощущениях, для вытеснения неприятных переживаний.
Малкина-Пых (2009), рассматривая нарушения пищевого поведения человека, выделяет несколько моделей, определяющих причины возникновения нарушений. Среди них психосоматические модели, объясняющие нарушения пищевого поведения как соматическую реакцию тела, являющуюся следствием эмоционального напряжения. Психоаналитические концепции, рассматривающие нарушение пищевого поведения через конверсионную модель(3. Фрейд) или через понятие нарушенной структуры «Я» (Г. Аммон, 2000). Достаточно часто нарушение пищевого поведения может являться следствием заместительного поведения в рамках других ад- дикций, например, при созависимости или компенсации алкогольной зависимости. Некоторые исследователи нарушений пищевого поведения отмечают использование пищи как способа разрешения внутренних конфликтов.