Консультирование и терапия игровой зависимости

Рассматривая вопросы психологической работы с игровой зави­симостью, мы больше говорим о терапии, чем о консультировании. Считается, что психотерапевтический процесс должен проходить ряд этапов:

1 этап — диагностический, направленный на выявление стадии и степени выраженности игровой зависимости. В рамках этого этапа определяют личностные особенности зависимого, особенности его психоэмоционального состояния, степень полезависимости (комор- бидности), профессиональный статус и индивидуальные особенно­сти протекания игрового цикла;

2 этап — связан с реализацией индивидуального плана терапии. На этой стадии при необходимости осуществляется стационарное лечение, медикаментозная терапия, сеансы программирования. В ситуации полезависимости проводится лечение сопутствующих за­висимостей (алкогольной, наркотической). Основной целью этого этапа является замена зависимого игрового поведения на другие формы поведения, приносящие удовольствие;

3 этап — формирование ценностей поведения жизни без игры. На этом этапе формируются витальные ценности, связанные с социаль­ной активностью личности. Важным является осознание зависимого необходимости постоянного сознательного контроля собственных интересов и желаний. По сути, этот этап направлен на подавление прежних способов получения удовольствия и формирование новых через изменение соотношения между сознательным и бессознатель­ным управлением поведения при усилении первого;

4 этап — связан с необходимостью подключения семейной социаль­ной поддержки и создания благоприятной социальной атмосферы;

5 этап — направлен на формирование внутреннего контроля сво­его поведения вне зависимости от давления окружающей среды;

6 этап — этап освобождения от игровой зависимости, связанный с формированием баланса между внешней ненаркотической стиму­ляцией и внутренней активностью. На этом этапе идет реадаптация зависимого к социальной среде.

Интернет-аддикция, компьютерная алдикцияблизки по значению к предыдущей. Чаще используют термин «интернет-зависимость», как патологическое использование компьютера. Аддиктивное пове­дение связано с тем, что человек проводит большую часть своего вре­мени с компьютером, нанося ущерб другим сферам деятельности. Интернет-аддикция является новой для современного общества. Су­ществует несколько факторов, которые увеличивают возможность развития интернет-зависимости, связанных с удовлетворением по­требностей человека: неограниченный доступ к информации, воз­можность анонимных действий, виртуальная реализация фантазий, участие в азартных играх. Все это делает привлекательность Интер­нета довольно высокой.

К маркерам наличия интернет-зависимости относится: повышен­ное настроение при пользовании Интернетом с его последующим снижением при прекращении реализации; неудержимое влечение к тому, чтобы выйти Интернет; большое количество времени нахож­дения вИнтернете; трудности прекращения связи; отрицательные эмоции без использования компьютера; потеря интереса к другим сферам жизни; уклонение от выполнения обязанностей. По сути, компьютерная реализация близка к гэмблингу, однако качество ре­ализации здесь меняется, в связи с возможностью создания вирту­ального мира, который со временем замещает мир реальности. Вир­туальный мир становится таким транзиторным объектом, как люби­мая игрушка, которая замещает контакты с родителями во время отсутствия и имеет огромное значение для человека. Это приводит к тому, что потеря виртуального мира крайне болезненно переживает­ся аддиктом. Мало того, происходит определенное стирание границ между виртуальным и реальным мирами. Часто виртуальность начи­нает восприниматься как однозначная реальность, а реальность сти­рается и становится нереальностью. Рассматривая характеристики людей с интернет-аддикциями С.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2001) отмечают такие особенности, как: тенденция к амбициозно­

сти, высоким достижениям при внешних невозможностях реализа­ции. Интернет-аддикция может быть достаточно сильной, что при­водит к эффекту дегуманизации, повышенной аугодеструкции в по­ведении, агрессии в отношениях с окружающими.

Наши рекомендации