Понятие и виды аддиктивного поведения

Термин «зависимость» или «аддикция» используется для обозна­чения достаточно широкого круга явлений, суть которых составля­ет навязчивое непреодолимое влечение к чему-либо или к кому- либо, требующее тотального повиновения и сопровождающегося компульсивностью и безусловностью выполнения (Э. Даулинг, 2000) Первоначально понятие «аддикция» применялось только для описа­ния поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ, однако в настоящее время понятие «аддиктивное поведение» доста­точно широкое. К видам зависимости, как имеющим под собой фи­зиологическую основу, так и не имеющим таковой, относят доста­точно широкий реестр поведения, связанный с употреблением пси­хоактивных веществ, азартными играми, употреблением пищи, стремлением к власти, деньгам, сексу и т.д. Объектом зависимости может стать и другой человек.

Проблема зависимых расстройств достаточно популярна в насто­ящее время. В целом о зависимости можно говорить, если само за­нятие или употребление вещества приобретает характер, замеща­ющий потребность, и при этом носит системный характер. При пре­кращении действий, связанных с зависимостью, субъект испытыва­ет фрустрацию, связанную с психологическим и физическим дис­комфортом. Характерной особенностью зависимого поведения яв­ляется то, что употребление или действие не ведет к насыщению, а требует повторения все больших объемов и размеров. Психология за­висимостей до конца не определена и неизвестна. Среди факторов, формирующих зависимое поведение, выделяют: фактор наследствен­ности; социальные факторы, в первую очередь связанные с отноше­нием общества к зависимостям; поведение родителей; специфика воспитания и особенности личности. Кроме того, фактором форми­рования зависимостей считается наличие психотравмирующих си­туаций, специфика переживаний которых может привести к форми­рованию зависимого поведения.

Развитие зависимостей в своем генезе проходит несколько после­довательных стадий. На первой стадии употребление вещества, дей­ствие или отношение является приятным, приносит удовольствие, облегчает состояние индивида, формируя определенный уровень

стремления к нему. На этой стадии появляется потребность в прие­ме определенных доз препарата или совершении определенных дей­ствий для получения эйфории или облегчения тяжелых душевных переживаний, ощущений. На следующем этапе зависимость приоб­ретает замещающий характер и начинает использоваться вместо дру­гих способов получения удовольствия. Вторая стадия характеризует­ся развитием устойчивости к дозам препарата или определенному поведению, в связи с чем возникает потребность во все больших до­зах для поддержания состояния. Третий этап связан с привыканием и тем, что отсутствие агента, от которого формируется зависимость, приводит к серьезным психофизиологическим изменениям, ощуще­нию дискомфорта, фрустрациям. Этот этап связан с синдромом аб­стиненции или отмены, что проявляется в различных тягостных пси­хологических и физических переживаниях, связанных с расстрой­ствами здоровья. Контакт с зависимостью не приводит уже к удо­влетворению, а лишь к снятию негативных симптомов. И четвертая стадия характеризуется тяжелыми расстройствами со стороны нерв­ной системы, психики, внутренних органов.

Все зависимости делят на три типа: зависимость от отношений, зависимость от действий, зависимость от химических веществ.

В настоящее время в современной отечественной и зарубежной психологии выделяется три подхода к исследованию зависимостей.

24. Исследование зависимостей, связанных с употреблением пси­хоактивных веществ.

25. Исследование зависимости в контексте включенности челове­ка в определенную социальную группу.

26. Зависимость как своего рода связь человека с другими.

Рассмотрим в первую очередь зависимость от другого человека.

В основе зависимости от другого человека лежит потребность в парт­нере с целью получения помощи и поддержки при неспособности человека к самостоятельному поведению. Зависимость от отношений характеризуется специфическим выстраиванием отношений между людьми, суть которых составляет не действительно реальные отноше­ния, а отношения, характеристикой которых является потребность в избегании конфликтов, в том числе отсутствие осознания конфлик­тов, стремление отрицать наличие индивидуальных особенностей партнера, воспринимая пару как целое. Такие зависимые отношения характеризует жесткое закрепление ролей, которое происходит не из интересов партнера, а на основе абстрактного представления о том, как это должно быть. При этом один из партнеров находится в под­контрольном состоянии и, по сути, неравноправен. В системе ценно­стей индивида, при наличии зависимости от отношений, доминирует потребность в безопасности, т.е. доминирующими являются тенден­ции к выживанию и достижению признания со стороны окружающих.

При этом достаточно часто идет пренебрежение личными удобства­ми, любовью, симпатиями, реализацией и т.д.

Указанное проявление зависимости может выражаться в различ­ных формах и связано с совершенно разными потребностями и мо­тивацией. Так, например, зависимость от другого человека может но­сить характер потребности в выборе определенных способов дей­ствия или основываться на аффективно окрашенном отношении к определенному лицу и т.д. Достаточно часто зависимость от отноше­ний строится на основе невротических потребностей. В этом случае человек, реализуя невротические потребности через зависимость, крайне сложно осознает ситуацию и неспособен к ее изменению. Зависимости, по сути, свойственно глубокое слияние между партне­рами вплоть до появления патологических расстройств.

Для обозначения данного феномена выделяется группа опреде­лений, рассматривающих данные явления в контексте «психологи­ческой», или «эмоциональной», или «личностной» зависимости. На наш взгляд, вся эта группа рассматривает понятие «психологиче­ской» зависимости как таковой. Вопросы психологической зависи­мости от отношений рассматривало достаточно большое количество авторов. Более подробно эти феномены в отношениях рассматрива­лись в книгах: Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2000; С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров, 2001; А.О. Бухановский и др., 2001; В.Д. Менделевич, 2003; книга под ред. С. Даулинга, 2000.

Психологическая зависимость как явление на самом деле необ­ходима. Мало того, рождаясь, человек находится в определенных от­ношениях зависимости от значимых лиц, в первую очередь от роди­телей. Такая зависимость является адекватной. Однако в случае, если зависимость является чрезмерной и по каким-то причинам ребенок не может преодолевать зависимость и не стремится к самостоятель­ности, то зависимость выступает негативным аспектом развития ре­бенка. Считается, что зависимые дети характеризуются определен­ным комплексом черт, таким как: более высокая тревожность, свя­занная с опасением потери объекта любви; большей агрессивностью; стремлением помогать другим в ущерб себе. Достаточно часто в бо­лее позднем возрасте, например, в подростковом, высокая степень зависимости от родителей как от объекта отношений может быть связана с низким уровнем самоуважения, неуверенностью в себе и повышенной тревожностью, несформированностью образа «Я». За­висимость личности в зрелом возрасте на самом деле обусловливает неумение человека противодействовать оказываемому давлению, бу­дет характеризоваться ориентацией на окружающих со стремлением получить защиту и поддержку от них, высоким уровнем конформиз­ма и т.д.

Активно обсуждается вопрос о роли зависимости в возникнове­нии соматических и психологических нарушений. Так, Р.Д. Фэйрберн (1952 г., по L.S. Greenberg, J.D. Safran,1990) отмечал, что осно­вой практически любых нарушений и неврозов является слишком сильная инфантильная зависимость взрослого человека. В современ­ной науке считается, что зависимость является основой для возник­новения депрессии, нарушений, связанных с процессом питания, повышает опасность возникновения онкологических, сердечно­сосудистых заболеваний. Ряд авторов отмечает, что существует вза­имосвязь зависимости с психопатологией и возникновением различ­ных психических отклонений. Карен Хорни (2006) рассматривает за­висимость как одну из сторон невротической потребности в любви, опирающуюся на идею об очень высокой базальной тревоге, лежа­щей в основе зависимости.

В современной психиатрии зависимое расстройство личности вы­деляется как одно из заболеваний современной классификации ДСМ.

Под психологической зависимостью понимается особая форма межличностных отношений, основой которой становится сильное стремление человека к эмоциональной поддержке, близости и защи­те от значимого лица, при явном снижении способности к самосто­ятельному поведению. Выделяются различные формы проявления психологической зависимости. Чаше всего это выражается в посто­янном поиске позитивного или негативного внимания, постоянно­го подтверждения своей значимости, пребывания поблизости, стрем­ление к прикосновению, удержанию.

Сложность данного явления связана с его проявлением на всех уровнях личностного функционирования: когнитивно-мотива­ционном, эмоциональном и поведенческом. С точки зрения когни­тивного уровня, зависимость выражается в виде представлении о себе как слабой, неспособной личности при восприятии окружающих как сильных. Мотивационный фактор проявляется в выраженной потреб­ности в руководстве, одобрении со стороны значимых взрослых. Эмо­циональный фактор связан с тенденцией испытывать тревогу и стра­хи там, где на самом деле нет угрозы, и требуется взрослое независи­мое поведение. Поведенческий фактор связан с поисками одобрения и стремлением уступать другим в межличностном взаимодействии в ущерб себе.

Зависимость от действий — это достаточно часто распространен­ный вариант зависимостей, среди которых выделяется множество форм: работаголизм, склонность к риску, поиск острых ощущений (так называемая адреналиновая зависимость), зависимость от сексу­альных отношений, пищевая зависимость, компьютерная зависи­мость, зависимость от Интернета, зависимость от азартных игр (гэмблинг). Все эти зависимости будут характеризоваться определенными специфическими особенностями. Общим критерием зависимости яв­ляется озабоченность индивида степенью социальной дезадаптации, к которой приводят зависимые действия и отношение общества, раз­личающееся по степени их социальной желательности. Так, напри­мер, трудоголизм крайне редко вызывает общественное порицание, наоборот, считается хорошей зависимостью, в отличие алкоголизма. Тем не менее трудоголизм, как и все остальные зависимости, вызыва­ет психосоматические реакции, заболевания, неврозы, может приво­дить к алкоголизму и в конечном счете к нарушению адаптации.

На сегодняшний день одной из самых опасных считается зависи­мость от азартных игр (гэмблинг), хотя на самом деле не менее се­рьезные последствия вызывает интернет-зависимость или онлайн- зависимость.

Третий тип зависимостей — зависимость от психоактивных ве­ществ. Зависимости от психоактивных веществ являются наиболее разработанными в рамках медицины. На сегодняшний день выделя­ют алкогольную зависимость, барбитуратную, зависимость от нико­тина, кофеиновую, зависимость от психостимуляторов, ингаляторов и т.д. Основной целью употребления психоактивных веществ также является достижение измененного состояния сознания. Этот тип зависимости часто формируется в подростковом возрасте как способ доказательства взрослости или стремление к переживанию необыч­ных ситуаций.

Говоря о зависимости от психоактивных веществ, нужно помнить, что такой тип зависимости крайне опасен, так как приводит к серь­езным нарушениям, не только нарушающим жизнедеятельность, но и приводящим к смерти. Необходимо помнить, что достаточно се­рьезной причиной зависимости считается стремление к уходу от не­приятной действительности. Для многих зависимостей создание сво­еобразной параллельной реальности (как в рамках компьютерной зависимости, так и в рамках алкогольной) — это способ уйти от не­приятных отношений или неприятной реальности. Создание такой замещающей реальности становится своеобразной отдушиной, по­зволяющей избежать необходимости решения собственных проблем.

Существуют и другие подходы к классификации аддикций. Так, например, в монографии (А.Ю. Егоров, 2007) предложена следующая классификация.

1. Влечение к азартным играм (гэмблинг, лудомания). Чаще все­го — это патология, требующая медицинской помощи.

2. Эротические аддикции:

2.1. любовные аддикции;

2.2. сексуальные аддикции;

3. «Социально приемлемые» зависимости:

3.1. работоголизм (трудоголизм, синдром профессионального сго­рания);

3.2. спортивные аддикции (аддикция упражнений);

3.3. адцикция отношений (коммуникационная аддикция, болто- голизм);

3.4. аддикция траты денег (покупок), компульсивный шопинг;

3.5. религиозная адцикция;

3.6. другие поведенческие аддикции (цейтнот-адцикция или ургентная — аддикция нехватки времени; коллекционирование; духов­ный поиск как возможное сочетание религиозной аддикции и аддик­ции отношений; состояние перманентной войны у ветеранов боевых действий, выраженное в стремлении к неоправданному риску).

4. Технологические аддикции:

4.1. интернет-аддикции;

4.2. адцикция мобильных телефонов;

4.3. другие технологические аддикции (телевизионная, тамагочи- аддикция и другие так называемые гаджет-аддикции).

5. Пищевые аддикции:

5.1. адцикция переедания (гиперфагия);

5.2. аддикция голодания.

А.В. Котляров (2006) выделяет целый ряд поведенческих аддик- ций, связанных со спецификой искусственных реальностей, в кото­рых они созданы.

27. Зависимость от внешности.

28. Экономическая (от власти, иерархии и денег).

29. Зависимость от обладания.

30. Виктимная зависимость, аутоагрессивное поведение (мазохизм, склонность к суициду, стокгольмский синдром и т.д.), агрессивное поведение (садизм, терроризм, преступная жизнь и т.п.).

31. Зависимость от перенесенных расстройств, травм, болезней (постстрессовый синдром, последствия тяжелых болезней, утрат ит.п.).

32. Ряд других зависимостей (викарные аддикции): графомания, «запойное чтение», синдром скупости, транжирства и т.п.

Рассматривая причины возникновения зависимого поведения, выделяется целый комплекс факторов. Достаточно часто причиной возникновения зависимости считают область детско-родительских отношений. В первую очередь специфику отношений между ребен­ком и матерью.

Так, например, психоаналитический подход к изучению зависи­мостей рассматривает зависимость как одну из характеристик ораль­ного характера. Удовлетворение потребности в зависимости в пери­оды до года приводит к отказу от зависимости и возможности полу­чения независимости. Однако в ситуации фиксации на оральной ста­дии потребность в зависимости становится одной из важных харак­теристик личности.

В рамках когнитивного подхода зависимость ребенка рассматри­вается через понятие когнитивного развития. Считается, что ребенок не может развивать зависимость до тех пор, пока не научается различать отдельных людей. Развитие зависимого поведения связа­но с представлением о постоянстве объекта и продолжении его су­ществования вне поля зрения. То есть как только ребенок понимает, что мать как объект — постоянна, то начинает реагировать на ситу­ации ее ухода и ждать возвращения. Зависимость же взрослого чело­века будет основываться на ошибочных, нарушенных схемах мыш­ления, включающих восприятие себя как неполноценного, или свя­занных с идеей, что независимость напрямую подразумевает одино­чество.

Представители социально-поведенческого подхода рассматрива­ют как источник формирования зависимости непоследовательное поведение самих родителей, которые обычно позитивно реагируют на зависимое поведение, однако иногда предъявляют отрицательное подкрепление, что формирует еще большую зависимость ребенка от объекта. Непоследовательность родительских реакций как фактор возникновения зависимости характеризуется как основополагающий для многих теорий.

Рассматривая механизм формирования зависимостей, необходи­мо отметить вопросы, связанные с формированием так называемо­го патологического доминирующего очага возбуждения, впослед­ствии названного доминантой А.А. Ухтомского. Доминанта — это главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе. Это достаточно стойкий очаг возбуждения, который является го­сподствующим фактором организации жизни человека. За счет про­цессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, доминанта позволяет тормозить все остальные центры, имеющие к ней ближайшее отношение. То есть человек, например, в процессе творчества, может забывать о еде, сне и обо всем другом. Патологи­ческая доминанта представляет собой резко усиленный очаг возбуж­дения центральной нервной системы, который не позволяет снизить нормативное возбуждение после удовлетворения потребности. При­чиной возникновения такого очага может стать болезнь, стресс, неотреагированная эмоция (в первую очередь гнев, страх, боль, оби­да), которая формирует патологическую доминанту. Последняя соз­дает в организме условия для формирования длительного процесса и возникновения зависимого поведения. В своем развитии она про­ходит три основные стадии. На первой стадии доминанта возникает под воздействием внутренней секреции или внешних раздражите­лей. Вторая стадия связана с образованием условного рефлекса по Павлову, когда из множества действующих возбуждений выделяется группа, связанная с доминантой. Идет выработка комплекса раздра­жителей для формирования доминанты. Третья стадия характеризу­ется упрочнением связей между доминантой и ее раздражителями.

При этом доминанта становится устойчивой во времени и способна суммировать внешние раздражители, самоподпитываясь ими.

Принцип доминанты говорит о том, что ее наличие будет приво­дить к повторному стремлению к удовлетворению потребностей, определенным, закрепленным доминантой способом. Чаще всего формирование доминанты без возможности ее снижения приводит к тому, что так называемое аддиктивное поведение, в основе которо­го лежит доминанта, является плохоизлечимым или категорически неизлечимым. Дело в том, что сформированная доминанта, заглушен­ная в результате коррекционных воздействий, может в определенный момент времени актуализироваться и вновь сформировать непреодо­лимую тягу к привычному способу реализации, связанному с доми­нантой. Это означает, что бывших наркоманов, алкоголиков, или быв­ших зависимых не существует, а существует человек с зависимостью, на­ходящийся в стадии ремиссии.Человек испытывающий зависимость должен научиться контролировать ее в процессе всей жизни.

Методы работы по угнетению доминанты чаще всего направле­ны на формирование новой доминанты, более сильной, чем преж­няя, тормозящей старую, за счет психофизиологических и физиоло­гических условий. Необходимо помнить, что доминанта на объект влечения обладает двумя свойствами. Во-первых, однажды пережи­тая доминанта при затухании полностью не аннулируется, а лишь тормозится до определенной степени и в определенной ситуации мо­жет актуализироваться. Вторым свойством доминанты является ее способность подавлять активность других центров и использовать их энергию для поддержания господствующего очага возбуждения.

Рассмотрим основные виды зависимости, прежде чем переходить к их консультированию. Необходимо помнить, что зависимость бу­дет проявляться на уровне физической зависимости, социальной и психологической зависимости. Физическая зависимость — это со­стояние переструктуирования всех функций организма в виде выра­женных психосоматических и психологических нарушений в ответ на прекращение зависимого поведения. Психологическая зависи­мость — это определенная душевная предрасположенность к зави­симому типу поведения. Химическая зависимость представляет со­бой зависимость от определенных веществ.

Наши рекомендации