Консультирование при параноидальных расстройствах
Параноидальное расстройство связано с процессом переноса собственных конфликтов и враждебности на окружающих людей. Такой клиент будет характеризоваться комплексом специфических характеристик, связанных с подозрительностью, готовностью видеть враждебный настрой у окружающих, включая консультанта, ответной враждебностью и отстраненностью от ближайшего окружения. Специфика мышления параноидальных больных отличается нарушенными представлениями о мире и своем месте в нем, нарушенными установками, снижением критичности к себе, склонностью формировать бредовые идеи. Эмоциональная сфера характеризуется лабильностью. Межличностные контакты затруднены и часто воспринимаются такими людьми как угрожающие. В результате достаточно часто клиенты с параноидальным расстройством изолированы, конфликтны, боятся сближения с другими, убеждены, что все проблемы от окружающих, патологически ревнивы.
В DSM-IV-TR (АРА, 1994) критериями параноидальных расстройств являются всеобщее недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, которые воспринимаются как враждебные. Расстройство становится особо заметным в юношеском возрасте и появляется в различных контекстах. О чем свидетельствуют четыре (или более) из перечисленных черт:
1) безосновательные подозрения в том, что другие используют его или ее с целью навредить, обмануть;
2) постоянные неоправданные сомнения относительно верности и надежности друзей или коллег;
3) нежелание участвовать в совместной деятельности из-за неоправданных опасений, что против него может быть использована информация с целью нанести вред;
4) замечания других людей и события неизменно расцениваются как скрытые унижения и угрозы;
5) постоянное ощущение обиды, нежелание простить мелкие оскорбления или несправедливость по отношению к себе;
6) из всех замечаний в адрес своего характера и репутации отмечается только критические, которые быстро вызывают гнев или контратаку;
7) имеет периодические неоправданные подозрения, касающиеся верности супруга или партнера.
Существует несколько теорий возникновения параноидальныхрасстройств.
Многие авторы считают, что необходимым условием возникновения параноидального расстройства является шизоидное предрасположение.
Достаточно подробно механизм возникновения параноидного расстройства рассматривает 3. Фрейд. Автор предполагает, что основой паранойи выступает так называемая фиксация, или задержка, на определенной стадии психосексуального развития. Основой для возникновения параноидального расстройства автор считает наличие гомоэротических фантазий, которые появляются вследствии фиксации на стадии гомоэротики. Непринятие таких фантазий из-за давления социальных нормативов приводит к компенсации в виде агрессивного или параноидального поведения, оправдывающего фантазии и рассматривающего их как возникающие извне.
А. Бэк рассматривает бредовую реакцию параноидальной личности как следствие глубинного мазохизма. М. Кляйн рассматривала параноидальные тенденции как результат крайне жесткого суперэго, сформированного в результате конфликта первого года жизни.
Рассматривая консультирование и терапию клиента с параноидальным расстройством, отметим, что выделяется множество подходов к организации психологической помощи таким клиентам, с психоанализом на первом месте. Однако В. Майсснер отмечает, что психоаналитический процесс должен отличаться от классического, так как слишком частые встречи рассматриваются параноидальной личностью как опасные. А. Бек и А. Фримен предлагают когнитивную концепцию терапии параноидальных расстройств, так как, по мнению авторов, суть конфликта составляет чувство социальной неполноценности клиента, которое может быть компенсировано при помощи изменения специфики восприятия и мышления (А. Бек,
А. Фримен, 2002).
При консультировании личности с параноидальным расстройством консультанту необходимо соблюдать несколько принципов.
1. Быть готовым к недоверию и подозрительности клиента.
2. Учитывать часто возникающие у параноидальных клиентов идеи о собственной исключительности и не спорить с ними по этому поводу.
3. Применять в консультировании юмор для разрядки возникающего напряжения.
4. Тщательно соблюдать границы в отношениях с параноидальным клиентом.
5. Ни в коем случае не унижать клиента, принимать его таким, какой он есть. Особенно важно оказывать помощь клиенту для принятия той части себя, которую он отвергает и проецирует на окружающих, в тот момент, когда он увидит ее у себя.
6. Не критиковать, однако, комментировать все происходящее с клиентом, не навязывая своего мнения.
7. Работать с основными механизмами, нарушающими адекватность клиента — отрицанием и проекцией, с учетом подозрительности клиента.
8. Быть максимально честным с клиентом, учитывая, что у такого клиента нет четкого представления о реальности. Эмоциональная честность консультанта часто бывает для такого клиентом откровением о возможности таких отношений. К тому же врать параноидальному клиенту все равно не возможно, так как при их настороженности они готовы ко лжи.
9. Избегать конфронтации.
По сути, консультант в рамках консультирования параноидальных клиентов играет роль своеобразного тестера реальности, при помощи которого клиент пытается определиться в реальности. Такая позиция консультанта позволяет клиенту безопасно определить собственные позиции и научиться выделять параноидальный аспект своей личности.