Консультирование шизоидных личностей

Шизоидное личностное расстройство в литературе описывается как расстройство, называемое «мягким» аутизмом, с сохранением свойственных для этого заболевания черт: фиксированность на опре­деленной теме, крайняя внимательность к деталям, способность к взгляду на привычные вещи с другой стороны, уход от реальности в воображаемый мир, интеллектуализация, сниженный спектр эмо­циональных переживаний, скупость эмоционального выражения.

По классификации DSM-IVшизоидное личностное расстройство диагностируется на основании ряда признаков, четырех из которых достаточно для подтверждения данного вида нарушения (АРА, 1994).

1. Отсутствие стремления к установлению сколько-нибудь тесных межличностных отношений. Человек с таким расстройством не по­лучает удовольствия и радости от взаимодействий не только со срав­нительно далекими людьми, но и с членами семьи.

2. Предпочтение активности, связанной с работой в одиночестве, с исключением социальных контактов. Такое предположение накла­дывает отпечаток на обучение и, прежде всего, выбор профессии.

3. Редкое переживание и выражение сильных эмоций. Значитель­ные по силе эмоционально-чувственные проявления продуцируют­ся в исключительных случаях. Этих людей трудно увидеть радостны­ми, гневными или озлобленными. Они всегда выглядят дистантны­ми, эмоционально не вовлеченными даже в случае возникновения драматических ситуаций. Эмоциональная холодность вызывает к ним отрицательное отношение со стороны окружающих.

4. Отсутствие выраженного желания вступать в интимные отно­шения и осуществлять сексуальную активность с другими людьми.

5. Индифферентность к одобрению и критике, что резко отлича­ет их от лиц с пограничным и нарциссически личностными рас­стройствами.

6. Отсутствие близких друзей или людей, которым они доверяют, кроме наиболее близких родственников.

7. Суженный аффект. Проявление ограниченного диапазона эмо­циональных реакций. В разговоре с собеседником мимика человека с шизоидным расстройством не проявляется. От них трудно добить­ся улыбки и каких-то других признаков согласия или несогласия.

Они не проявляют соответствующих жестов, движений, ничего, под­тверждающего эмпатию, сочувствие, сопереживание собеседнику.

Некоторые авторы считают, что шизоидное личностное расстрой­ство возникает вследствие яркой интровертированности. М. Кляйн рассматривает данное расстройство как последствие нарушений пер­вых объектных отношений с матерью, когда она не достигает интегрированности, а воспринимается с точки зрения удовлетворения потребностей («хорошая грудь или плохая грудь»). Классический психоанализ рассматривает подобное расстройство как следствие фиксации на оральном уровне, что приводит к формированию стра­хов, восприятию внешнего мира как крайне опасного, желанию дис­танцироваться. Как основной конфликт, приводящий к расстрой­ству, рассматривается конфликт между желанием близости и дистан­цированием, потребностью в любви и страхами.

Еще одной характеристикой, связанной с причинами формиро­вания такого расстройства, выступает гиперактивность с высокой чувствительностью такой личности к раздражающим факторам: шуму, свету, разговорам.

Рассматривая специфику нарушений, можно выделить конфлик­ты, ведущие к нарушениям двух типов: расщепление между внеш­ним миром и «Я» и расщепление между «Я» и собственными жела­ниями (Р. Лэнгс).

Как причины формирования шизоидного расстройства лично­сти, многие авторы как основополагающие выделяют стратегии се­мейного воспитания. Среди таких формирующих структур выделя­ют: двойные послания, приводящие к фрустрации и расщеплению, низкий уровень вовлеченности матери в воспитание на ранних эта­пах, или сверхвовлеченность в воспитание ребенка (Ц.П. Королен­ко, Н.В. Дмитриева, 2010).

В консультировании шизоидных личностей в первую очередь по­казано психоаналитическое направление, специфика которого (чет­кие правила, дистантность, эмоциональная закрытость консультан­та) вызывает у шизоидной личности снижение тревоги и страха по­глощения консультантом. Важным моментом консультирования яв­ляется сохранение позитивного интереса к клиенту на протяжении всего периода консультирования. Многие шизоидные клиенты вни­мательно отслеживают этот аспект взаимодействия, боятся потери интереса со стороны консультанта.

Рассматривая аспекты консультирования шизоидных личностей, Р. Кочунас (1999) рекомендует учитывать правило четырех «А», свя­занное с психологическими особенностями личности: эффективность, ассоциативность, аутистичность, амбивалентность личностей.

Среди правил консультирования можно выделить следующие:

• первый контакт должен быть интеллектуализированным;

• необходимо учитывать изолированность шизоида; 202

• специфика выстраиваемых отношений в рамках консультирования будет отражать особенности таких отношений в жизни, а значит, они будут характеризоваться настороженностью, недоверием, ма­нипуляциями, попыткой вызвать чувство вины у консультанта.

Наши рекомендации