Консультирование в ситуации виктимного поведения
Специфика организации консультативного контакта будет напрямую зависеть от типа виктимного поведения. В любом случае консультирование начинается с установления консультативного контакта между консультантом и клиентом.
После выстраивания контакта необходимо предоставление анализа поведения клиента и выявление закономерностей виктимной поведенческой реакции, Такое предоставление информации позволит клиенту на уровне когнитивного понимания выявить определенные закономерности реагирования.
Консультирование клиента с агрессивным типом виктимного поведения имеет несколько разновидностей в зависимости от специфического наполнения паттернов реализации виктимности. В случае агрессии, которая является следствием высокого уровня враждебности родителей при ощущении социального признания, консультирование должно быть направлено на выявление и проработку конфликта внутри семьи. С этой точки зрения максимально подходящими являются направления семейной психотерапии и гештальт-терапии. На следующем этапе консультирования необходимо снизить напряженность и тревожность, связанные в первую очередь с попыткой достижения социального признания. Важным в консультировании данного типа личности является повышение стремления соответствовать социальным ожиданиям и обучение другим, «невиктимным» способам достижения уважения со стороны окружающих.
Для клиентов с гиперсоциальным (инициативным) виктимным поведением свойственны такие характеристики, как: высокий уровень самостоятельности; зависимость от мнения окружающих; высокий уровень самоконтроля; озабоченность социальным принятием; стремление к социальной желательности. Необходимо отметить, что, по нашим исследованиям, для данной группы клиентов существует разница в специфике семейного воспитания отцом и матерью. Со стороны отца наблюдается пристальный позитивный интерес, вплоть до гиперопеки при непоследовательности воспитательных воздействий. Со стороны матери — ярко выраженная директивность и непринятие. Такая совокупность воспитательных воздействий часто приводит к саморазрушительному поведению. Характерной чертой для клиентов с таким типом поведения является стремление жертвовать собственными интересами и безопасностью ради социального блага. Такой тип клиентов склонен к формированию созависимых отношений. С этой точки зрения консультирование должно быть направленно на разрешение возникающих двойственных ожиданий от родителей и снижение значимости оценки социального окружения. Достаточно часто клиенты такого типа имеют «героические» сценарии и психологические игры, что необходимо также отслеживать в рамках консультативного взаимодействия. Потребность в героизме может являться следствием попыток преодолеть материнское непринятие и субъективное ощущение нарушенных базовых прав человека (право на существование, любовь, принятие). Отсутствие возможности существования без героизма часто приводит к выбору специфических профессий: психолог, спасатель, милиционер и т.д. В рамках консультирования необходимо такого клиента научить безопасным видам поведения, распознанию собственных потребностей и их удовлетворению, научить рационально распределять усилия не только для достижения блага общества, но и собственного. Важным аспектом консультирования таких клиентов является умение принимать поддержку от окружающих, просить помощи. Еще один аспект работы с таким клиентом — это снижение чувства вины, которое бывает гипертрофированно и генерализировано: связанно с виной за собственное рождение и недостаточную «хорошесть». Последним этапом консультирования таких клиентов является смещение свойственного им контроля над окружающими в область собственной жизни. То есть им необходимо перестать контролировать других и начать контролировать себя.
Консультирование клиента пассивного типа поведения. Актуальными характеристиками клиентов этого типа являются высокая подозрительность, низкая смелость в общении, погруженность в собственные переживания, кроме того, такому клиенту свойственны при нереализованной потребности включенности в социальные отношения эмоциональная неустойчивость, беспечность, моральная нормативность и душевная мягкость. То есть это тип клиента с классическим зависимым поведением, который испытывает сложности в налаживании контактов, плохо понимает собственные потребности. Такой клиент склонен следовать общепринятым правилам, однако часто оказывается жертвой в результате собственной беспечности. По нашим данным, такой пассивный тип реагирования на происходящие события объясняется директивностью, непоследовательностью и негативным интересом со стороны обоих родителей. В нашей типологии выделяется еще один тип клиента с пассивным поведением, который характеризуется высоким самоуглублением и депрессией, приводящими к асоциальным типам реагирования, например алкоголь, наркотики. Данные клиенты достаточно дисфоричны (злобная тоска) и испытывают ощущение невозможности изменения ситуации. Консультирование клиентов с пассивным типом виктимного поведения должно быть направленно в первую очередь на консультирование сформированной в родительской семье пассивности и зависимости для обретения поведенческой компетентности, потеря которой изначально связана с непредсказуемостью родительской реакции. Важным является актуализация мышления такого клиента для осознания собственной ролевой позиции «жертвы» и обучение; его другим способам удовлетворять потребность в принятии, жалости и сочувствия со стороны окружающих. Необходимым аспектом консультирования таких клиентов является выстраивание границ личности, отделение «Я» от «не Я». Достаточно часто в направлении консультирования подобного типа клиентов используют гештальт-тералию, арт-терапию, трансактный анализ.
Клиенты с некритичным типом поведения содержат внутренние противоречивые качества. С одной стороны, они готовы к риску и беспечны, с другой — характеризуются высокой степенью душевной мягкости при наличии внутренней фрустрации и раздраженности. Характерным признаком таких клиентов является высокий уровень доверительных отношений с родителями как максимально значимыми объектами. Что приводит, с одной стороны, к зависимости от них, с другой — к попыткам перекладывания ответственности за происходящие события в жизни на других. Достаточно часто клиенты данного ти па характеризуются высокой тревожностью, доверчивостью, социальной наивностью, консервативностью во взглядах при неусвоенных моральных нормах. Социального одобрения такие клиенты часто добиваются за счет лжи, вызванной потребностью в одобрении окружающих. Консультирование таких клиентов должно начинаться с возвращения им ответственности за все события их жизни, усиления чувства реальности. Важным аспектом в консультировании данного типа является развитие критичного взгляда на происходящие события, самого себя и окружающих. В рамках консультативного взаимодействия необходимо научить клиентов данного типа добиваться социального признания социально приемлемыми способами без стремления к ярко выраженному риску.
Самоповреждающее виктимное поведение. Бывает нескольких типов клиентов с самоповреждающим поведением. В первую очередь, это клиент замкнутый и неуверенный в себе с плохо простроенными социальными контактами и высоким чувством одиночества, в основе которого лежит внутренний конфликт. Специфика самоповреждения связана с чувством вины и внутренним ощущением необходимости самонаказания через самоизоляцию. Таким клиентам часто кажется, что они не достойны любви и любить их нельзя. Второй тип клиентов с самоповреждающим поведением содержит склонность к наркотизации и алкоголизации, социально нежелательному поведению, эгоистичности и ориентированности на собственные потребности. Такие клиенты обычно воспитываются в семьях с гиперопекающей матерью и агрессивно-директивным отцом. Они неплохо приспособлены к жизни, однако ограничены в эмоциональном плане, отстранены от собственных чувств, алекситимичны. Достаточно часто к характеристикам таких клиентов добавляется склонность к суицидальному поведению. Консультирование клиентов такого типа необходимо начинать с признания факта наличия аутодеструкции и проработки нарушений типов выражения агрессии. Важным аспектом является заниженная самооценка и ощущение низкой социальной поддержки. Такие клиенты нуждаются в позитивном принятии со стороны консультанта с поэтапным формированием позитивного своего образа, повышении собственной значимости.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. Чемневротическаятревогаотличаетсяотнормативной?
2. Перечислитеметодымаскированиятревоги. •
3. КакиетехникисострахамиВыпомните?
4. Какиетриправилаадекватноговыраженияагрессиисуществуют?
5. Вчемсостоитотличиекатарсическогометодаработысагрессией?
6. Охарактеризуйтереактивнуюдепрессию.
7. Бываетлидепрессияудетей, иеслида, токаконапроявляется?
8. Чтотакоепослеродоваядепрессия?
9. КакиеметодысамопомощипридепрессииВызнаете?
10. Чтотакоеантисуицидальныефакторыличности?
11. Какимикачествамидолженобладатьконсультантприработессуицидальнымиклиентами?
12. Вчемсмыслконсультированиячувствавины?
13. Укажите, какуюспецификудетскойагрессивностидолженвыделитьпсихологвпланеконсультативнойработысней?
14. Выделите, какиеправилабезопасностидолженсоблюдатьконсультант поработесдепрессиями?
15. Какиеметодывыявлениядепрессиивызнаете?
16. Опишитекакой-либометодработысфобическимиреакциями (наВаш выбор: страхпауков, змей, агорофобия, клаустрофобияит.д.).
17. КакВыдумаете, каковобудетизменениеструктурыконсультированияв зависимостиоттипаделинквентногоповедения?
18. Чтотакоевиктимноеповедение?
19. Чемобусловленаразницаконсультированиявразныхтипахвиктимного поведения?
Литература для углубленного изучения темы
1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.
3. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. — М.: ЧеРо, 2001.
4. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: Когито-Центр, 2005.
5. Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. Ч. 2. — М.: Академия, 2005.
Список использованной литературы
1. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: Монография. — Новосибирск: НГИ,2005.
2. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктим- ного поведения подростков: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Новосибирск. НГПУ, 2005.
3. Андронникова О.О. Характерологические особенности подростков с суицидальным поведением // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9. С. 120— 126.
4. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // Шестой Всероссийский съезд психиатров, г. Томск, 24-26 октября 1990 г.: Тез. докл. — Т. 1. — М., 1990.
5. Амбрумова А.Г. Психология одиночества и суицид // Актуальные проблемы суицидологии: Сб. н. тр. — М.: Московский НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1981.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: «Социальное здоровье России», 1994.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.
9. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.
11. Вагин Ю.Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти). — Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003.
12. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб.,2001.
13. Диагностика личности / Сост. Т.Н. Разуваева. — Шадринск, 1993.
14. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс,2006.
15. Ефремов В.С. Основы суицидологии. — СПб.: «Издательство «Диалект», 2004.
16. Захаров А.И. Неврозы у детей. — СПб., 1996.
17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993.
18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.
19. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. — М.: Эниден- тис, 2002.
20. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. — СПб.: Речь, 2005.
21. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2001.
22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.
23. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. — М., 2002.
24. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. — Новосибирск: Наука, 1990.
25. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руководство / Пер. с нем. — Т. 1: Стратегия и методы / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп. — М.: Academia, 2005.
26. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руководство / Пер. с нем. — Т. 2: Отклонения и нарушения / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп. — М.: Academia, 2005.
27. Ллойд-Джонс М. Духовная депрессия. — СПб., Мирт, 2000.
28. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.
29. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008.
30. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2005.
31. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005.
32. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ, т.к. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
33. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
34. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М., 1997.
35. Погодин И.А. Психологические проблемы современной суицидоло- гии. — Минск: Изд-во БГПУ им. М. Танка, 2004.
36. Послеродовая депрессия: описание, психопатология и методы лечения // Обзор современной психиатрии. Вып. 9. 2001.
37. Попов Ю.В., БругА.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2005. — №2.
38. Райс Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. — М.: Питер, 2010.
39. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. — М.: ЧеРо, 2001.
40. Руденский Е.В. Личная виктимность субъекта учения — фактор риска формирования дефекта социализации в системе образования. Препринт. — Новосибирск: Издание СибПСИ, 2001.
41. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2003. — № 5. — с. 36-52.
42. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: «Когито-Центр», 2005.
43. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003.
44. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений //Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1978.
45. Туляков В.А. Виктимность и ее выражение // Юридична освгга iпра- вова держава. — Одеса, 1997.
46. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. — СПб.: Речь, 2007.
47. ХеллД. Ландшафт депрессии. — М.: Алетейа, 1999.
48. Хэмбли. Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать по телефону / Пер. Ю. Донец / Ред. Моховиков А.М.— Одесса, 1993.
49. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо. 2002.
50. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб.: Питер, 1999.
51. Лебединский В.В., Никольский О.С., Баенская Е.Р., Либ.шны М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
Тема 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВ С ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ