Консультирование в ситуации виктимного поведения

Специфика организации консультативного контакта будет напря­мую зависеть от типа виктимного поведения. В любом случае кон­сультирование начинается с установления консультативного контак­та между консультантом и клиентом.

После выстраивания контакта необходимо предоставление ана­лиза поведения клиента и выявление закономерностей виктимной поведенческой реакции, Такое предоставление информации позво­лит клиенту на уровне когнитивного понимания выявить определен­ные закономерности реагирования.

Консультирование клиента с агрессивным типом виктимного пове­дения имеет несколько разновидностей в зависимости от специфиче­ского наполнения паттернов реализации виктимности. В случае агрес­сии, которая является следствием высокого уровня враждебности ро­дителей при ощущении социального признания, консультирование должно быть направлено на выявление и проработку конфликта вну­три семьи. С этой точки зрения максимально подходящими являют­ся направления семейной психотерапии и гештальт-терапии. На сле­дующем этапе консультирования необходимо снизить напряженность и тревожность, связанные в первую очередь с попыткой достижения социального признания. Важным в консультировании данного типа личности является повышение стремления соответствовать социаль­ным ожиданиям и обучение другим, «невиктимным» способам до­стижения уважения со стороны окружающих.

Для клиентов с гиперсоциальным (инициативным) виктимным по­ведением свойственны такие характеристики, как: высокий уровень самостоятельности; зависимость от мнения окружающих; высокий уровень самоконтроля; озабоченность социальным принятием; стремление к социальной желательности. Необходимо отметить, что, по нашим исследованиям, для данной группы клиентов существует разница в специфике семейного воспитания отцом и матерью. Со стороны отца наблюдается пристальный позитивный интерес, вплоть до гиперопеки при непоследовательности воспитательных воздей­ствий. Со стороны матери — ярко выраженная директивность и не­принятие. Такая совокупность воспитательных воздействий часто приводит к саморазрушительному поведению. Характерной чертой для клиентов с таким типом поведения является стремление жерт­вовать собственными интересами и безопасностью ради социально­го блага. Такой тип клиентов склонен к формированию созависимых отношений. С этой точки зрения консультирование должно быть на­правленно на разрешение возникающих двойственных ожиданий от родителей и снижение значимости оценки социального окружения. Достаточно часто клиенты такого типа имеют «героические» сцена­рии и психологические игры, что необходимо также отслеживать в рамках консультативного взаимодействия. Потребность в героизме может являться следствием попыток преодолеть материнское непри­нятие и субъективное ощущение нарушенных базовых прав челове­ка (право на существование, любовь, принятие). Отсутствие возмож­ности существования без героизма часто приводит к выбору специ­фических профессий: психолог, спасатель, милиционер и т.д. В рам­ках консультирования необходимо такого клиента научить безопас­ным видам поведения, распознанию собственных потребностей и их удовлетворению, научить рационально распределять усилия не толь­ко для достижения блага общества, но и собственного. Важным аспектом консультирования таких клиентов является умение прини­мать поддержку от окружающих, просить помощи. Еще один аспект работы с таким клиентом — это снижение чувства вины, которое бы­вает гипертрофированно и генерализировано: связанно с виной за собственное рождение и недостаточную «хорошесть». Последним этапом консультирования таких клиентов является смещение свой­ственного им контроля над окружающими в область собственной жизни. То есть им необходимо перестать контролировать других и начать контролировать себя.

Консультирование клиента пассивного типа поведения. Актуаль­ными характеристиками клиентов этого типа являются высокая по­дозрительность, низкая смелость в общении, погруженность в соб­ственные переживания, кроме того, такому клиенту свойственны при нереализованной потребности включенности в социальные от­ношения эмоциональная неустойчивость, беспечность, моральная нормативность и душевная мягкость. То есть это тип клиента с клас­сическим зависимым поведением, который испытывает сложности в налаживании контактов, плохо понимает собственные потребно­сти. Такой клиент склонен следовать общепринятым правилам, од­нако часто оказывается жертвой в результате собственной беспечно­сти. По нашим данным, такой пассивный тип реагирования на про­исходящие события объясняется директивностью, непоследователь­ностью и негативным интересом со стороны обоих родителей. В на­шей типологии выделяется еще один тип клиента с пассивным по­ведением, который характеризуется высоким самоуглублением и де­прессией, приводящими к асоциальным типам реагирования, напри­мер алкоголь, наркотики. Данные клиенты достаточно дисфоричны (злобная тоска) и испытывают ощущение невозможности измене­ния ситуации. Консультирование клиентов с пассивным типом виктимного поведения должно быть направленно в первую очередь на консультирование сформированной в родительской семье пассив­ности и зависимости для обретения поведенческой компетентности, потеря которой изначально связана с непредсказуемостью родитель­ской реакции. Важным является актуализация мышления такого клиента для осознания собственной ролевой позиции «жертвы» и обучение; его другим способам удовлетворять потребность в принятии, жалости и сочувствия со стороны окружающих. Необходимым аспек­том консультирования таких клиентов является выстраивание гра­ниц личности, отделение «Я» от «не Я». Достаточно часто в направ­лении консультирования подобного типа клиентов используют гештальт-тералию, арт-терапию, трансактный анализ.

Клиенты с некритичным типом поведения содержат внутренние противоречивые качества. С одной стороны, они готовы к риску и беспечны, с другой — характеризуются высокой степенью душевной мягкости при наличии внутренней фрустрации и раздраженности. Характерным признаком таких клиентов является высокий уровень доверительных отношений с родителями как максимально значимы­ми объектами. Что приводит, с одной стороны, к зависимости от них, с другой — к попыткам перекладывания ответственности за проис­ходящие события в жизни на других. Достаточно часто клиенты дан­ного ти па характеризуются высокой тревожностью, доверчивостью, социальной наивностью, консервативностью во взглядах при неу­своенных моральных нормах. Социального одобрения такие клиен­ты часто добиваются за счет лжи, вызванной потребностью в одобре­нии окружающих. Консультирование таких клиентов должно начи­наться с возвращения им ответственности за все события их жизни, усиления чувства реальности. Важным аспектом в консультировании данного типа является развитие критичного взгляда на происходя­щие события, самого себя и окружающих. В рамках консультативно­го взаимодействия необходимо научить клиентов данного типа до­биваться социального признания социально приемлемыми способа­ми без стремления к ярко выраженному риску.

Самоповреждающее виктимное поведение. Бывает нескольких ти­пов клиентов с самоповреждающим поведением. В первую очередь, это клиент замкнутый и неуверенный в себе с плохо простроенны­ми социальными контактами и высоким чувством одиночества, в основе которого лежит внутренний конфликт. Специфика самопо­вреждения связана с чувством вины и внутренним ощущением не­обходимости самонаказания через самоизоляцию. Таким клиентам часто кажется, что они не достойны любви и любить их нельзя. Вто­рой тип клиентов с самоповреждающим поведением содержит склонность к наркотизации и алкоголизации, социально нежелатель­ному поведению, эгоистичности и ориентированности на собствен­ные потребности. Такие клиенты обычно воспитываются в семьях с гиперопекающей матерью и агрессивно-директивным отцом. Они неплохо приспособлены к жизни, однако ограничены в эмоциональ­ном плане, отстранены от собственных чувств, алекситимичны. До­статочно часто к характеристикам таких клиентов добавляется склонность к суицидальному поведению. Консультирование клиен­тов такого типа необходимо начинать с признания факта наличия аутодеструкции и проработки нарушений типов выражения агрессии. Важным аспектом является заниженная самооценка и ощущение низ­кой социальной поддержки. Такие клиенты нуждаются в позитивном принятии со стороны консультанта с поэтапным формированием по­зитивного своего образа, повышении собственной значимости.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Чемневротическаятревогаотличаетсяотнормативной?

2. Перечислитеметодымаскированиятревоги. •

3. КакиетехникисострахамиВыпомните?

4. Какиетриправилаадекватноговыраженияагрессиисуществуют?

5. Вчемсостоитотличиекатарсическогометодаработысагрессией?

6. Охарактеризуйтереактивнуюдепрессию.

7. Бываетлидепрессияудетей, иеслида, токаконапроявляется?

8. Чтотакоепослеродоваядепрессия?

9. КакиеметодысамопомощипридепрессииВызнаете?

10. Чтотакоеантисуицидальныефакторыличности?

11. Какимикачествамидолженобладатьконсультантприработессуици­дальнымиклиентами?

12. Вчемсмыслконсультированиячувствавины?

13. Укажите, какуюспецификудетскойагрессивностидолженвыделитьпси­хологвпланеконсультативнойработысней?

14. Выделите, какиеправилабезопасностидолженсоблюдатьконсультант поработесдепрессиями?

15. Какиеметодывыявлениядепрессиивызнаете?

16. Опишитекакой-либометодработысфобическимиреакциями (наВаш выбор: страхпауков, змей, агорофобия, клаустрофобияит.д.).

17. КакВыдумаете, каковобудетизменениеструктурыконсультированияв зависимостиоттипаделинквентногоповедения?

18. Чтотакоевиктимноеповедение?

19. Чемобусловленаразницаконсультированиявразныхтипахвиктимного поведения?

Литература для углубленного изучения темы

1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологиче­ский практикум) / Н.Н. Ежова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

3. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. — М.: ЧеРо, 2001.

4. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: Когито-Центр, 2005.

5. Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. Ч. 2. — М.: Академия, 2005.

Список использованной литературы

1. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы воз­никновения и профилактика: Монография. — Новосибирск: НГИ,2005.

2. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктим- ного поведения подростков: Диссертация на соискание ученой сте­пени кандидата психологических наук. Новосибирск. НГПУ, 2005.

3. Андронникова О.О. Характерологические особенности подростков с суицидальным поведением // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9. С. 120— 126.

4. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное пове­дение подростков с различными формами социальных девиаций // Шестой Всероссийский съезд психиатров, г. Томск, 24-26 октября 1990 г.: Тез. докл. — Т. 1. — М., 1990.

5. Амбрумова А.Г. Психология одиночества и суицид // Актуальные про­блемы суицидологии: Сб. н. тр. — М.: Московский НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1981.

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния вос­питания и семейных отношений. — М., 1999.

7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: «Социальное здоровье России», 1994.

8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лично­сти в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.

9. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: Академический Про­ект, ОППЛ, 2000.

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

11. Вагин Ю.Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти). — Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003.

12. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб.,2001.

13. Диагностика личности / Сост. Т.Н. Разуваева. — Шадринск, 1993.

14. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологиче­ский практикум) / Н.Н. Ежова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс,2006.

15. Ефремов В.С. Основы суицидологии. — СПб.: «Издательство «Диа­лект», 2004.

16. Захаров А.И. Неврозы у детей. — СПб., 1996.

17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993.

18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.

19. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. — М.: Эниден- тис, 2002.

20. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. — СПб.: Речь, 2005.

21. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2001.

22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

23. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психоте­рапия. — М., 2002.

24. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. — Новоси­бирск: Наука, 1990.

25. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руковод­ство / Пер. с нем. — Т. 1: Стратегия и методы / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп. — М.: Academia, 2005.

26. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руковод­ство / Пер. с нем. — Т. 2: Отклонения и нарушения / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп. — М.: Academia, 2005.

27. Ллойд-Джонс М. Духовная депрессия. — СПб., Мирт, 2000.

28. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.

29. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008.

30. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2005.

31. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кри­зисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005.

32. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ, т.к. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

33. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Из­дательство «Питер», 2000.

34. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. — М., 1997.

35. Погодин И.А. Психологические проблемы современной суицидоло- гии. — Минск: Изд-во БГПУ им. М. Танка, 2004.

36. Послеродовая депрессия: описание, психопатология и методы лече­ния // Обзор современной психиатрии. Вып. 9. 2001.

37. Попов Ю.В., БругА.В. Аддиктивное суицидальное поведение подрост­ков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2005. — №2.

38. Райс Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возрас­та. — М.: Питер, 2010.

39. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. — М.: ЧеРо, 2001.

40. Руденский Е.В. Личная виктимность субъекта учения — фактор риска формирования дефекта социализации в системе образования. Пре­принт. — Новосибирск: Издание СибПСИ, 2001.

41. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности // Вестник Московского уни­верситета. Сер. 7, Философия. — 2003. — № 5. — с. 36-52.

42. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: «Когито-Центр», 2005.

43. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психо­терапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003.

44. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений //Актуаль­ные проблемы суицидологии. — М., 1978.

45. Туляков В.А. Виктимность и ее выражение // Юридична освгга iпра- вова держава. — Одеса, 1997.

46. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. — СПб.: Речь, 2007.

47. ХеллД. Ландшафт депрессии. — М.: Алетейа, 1999.

48. Хэмбли. Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает по­могать по телефону / Пер. Ю. Донец / Ред. Моховиков А.М.— Одес­са, 1993.

49. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо. 2002.

50. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб.: Питер, 1999.

51. Лебединский В.В., Никольский О.С., Баенская Е.Р., Либ.шны М.М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

Тема 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВ С ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Наши рекомендации