Консультирование при переживании чувства вины
Чувство вины рассматривается в отечественной и зарубежной психологии двояко, с одной стороны, как необходимое каждому человеку качество, направленное на сохранение взаимоотношений с окружающими (репарационный жест). С другой стороны, чувство вины рассматривается как сложный комплекс психологических реакций, связанных с невротическими проявлениями.
Изначально чувство вины появляется как ответная реакция на сообщение из окружающей среды о каком-либо акте агрессии со стороны личности. В этом случае возникает чувство вины, стимулирующее желание как-то исправить ситуацию. В психоанализе данное чувство называют адекватным чувством вины.
Невротическое чувство вины (преследующее) связано с возникновением ситуации, где воздаяние после причиненной агрессии невозможно. В этом случае вина не проходит, а формирует комплекс реакций, распространяющихся на личность, снижающих позитивное представление о себе. Такое чувство вины, включающее стыд, самообвинение, называется невротическим чувством вины — комплекс негативных переживаний отрицательно воздействует на личность, приводя к подавленности, страху, аутоагрессии, деструктивному поведению.
Существует еще одна категория вины, так называемая экзистенциальная вина, которую Р. Мэй (1994) описывает как комплекс позитивных реакций, опосредующих восприятие различий между реальностью и идеальным образом. Р. Мэй выделяет три формы экзистенциальной вины, которая возникает вследствие: неумения жить в соответствии со своим потенциалом; искажения действительности в восприятии своих действий по отношению к своим близким (человек думает, что он причинил им вред); вина «разобщения» за утрату связи со своей истиной природой (абсолютом).
Таким образом, говоря о консультировании чувства вины, фокус нашего внимания направлен на невротическое чувство и второй тип экзистенциальной вины.
Необходимо помнить, что чувство вины используется в процессах воспитания. Некоторые авторы считают, что можно выделить пять основных невротических форм вины, при помощи которых родители организуют процесс воспитания:
• вина через любовь обусловливает необходимость определенных действий или отказа от них, если человек любит. «Ты виноват, потому что...», «Если ты меня любишь, то ты откажешься от...». Через эту же форму вины происходит наказание окружающих за их «грехи» (напоминание, что они не правы, копание в старых грехах);
•общественная вина, связанная с попытками подчинить человека правилам, существующим в обществе. «Как другие отнесутся к тому, что ты...»;
•сексуальная вина, связанная с представлениями о греховности секса, направленная на сексуальное ограничение. «Как тебе не стыдно в твоем возрасте думать о сексе...»;
•религиозная вина, связанная с ощущением вины перед возможным совершенством высшей силы, ориентирует на стремление к недостижимому;
•самонакладываемая вина, возникающая в случае нарушения собственных норм и правил поведения.
Альтернативой чувства вины является совесть и ответственность. Совесть — это внутренний запрет на неодобряемые собой действия. Ответственность — это стремление выполнять взятые на себя обязательства.
Учитывая все вышеперечисленное, консультирование чувства вины может вестись в нескольких направлениях.
1. Смена позиции вины на позицию совести и ответственность. Так как позиция вины связанна с сильными эмоциональными переживаниями, то оценка специфики поведения, ошибок и средств их исправления практически невозможна. Позиция ответственности позволяет, несмотря на дискомфорт, адекватно оценивать ситуацию и развиваться.
В консультировании необходимо признание реальной вины, как совершенных или несовершенных действий, что является условием принятия ответственности. После этого необходимо научиться разделять эту ответственность. Следующим этапом является искупление вины, т.е., конкретные методы по компенсации ущерба. Последний этап этого направления работы — раскаяние, которое приносит облегчение и виноватому, и тому, кому причинили вред. На этом аспекте построен процесс примирения жертвы и агрессора (медиация).
2. Основано на методах визуализации и мысленного прощения у человека, перед которым ощущается вина. Данный метод чаще используется для работы с экзистенциальной виной второго типа.
3. Отдельно существует так называемая вина утраты, возникающая следствии потери близких. На первой и второй стадиях работы горя идет адекватное переживание шока и отрицания, которое в дальнейшем сменяется чувством вины. При этом вина существует параллельно с агрессией на ушедшего и на себя. Консультирование в этом случае должно быть направленно на раскаяние и принятие собственной вины с внешними ритуальными проявлениями действий. Вина без раскаяния в этом случае может быть опасна, так как приводит к поиску самонаказания.
4. В случае гипертрофированного чувства вины, возникающего вследствие перекладывания родителями ответственности за происходящее на ребенка, необходимо разделение этой ответственности с принятием осознанного права не отвечать за действие окружающих.