Консультативная работа с депрессивными людьми
Говоря о консультировании депрессии, мы должны помнить, что ниже перечисленные процедуры относятся скорее к работе с субдепрессивными состояниями, нежели классической клинической депрессией.
Консультирование депрессивных клиентов должно начинаться с выстраивания доверительных взаимоотношений с клиентом. Важно с большим уважением отнестись к клиенту и его проблемам, выказывая сочувствие. Это необходимо в связи с тем, что депрессивные клиенты имеют крайне низкую самооценку и самоуважение, при этом чувствуют себя отверженными, болезненно реагируют на все проявления неуважения к себе.
Консультирование депрессивных клиентов начинается с клинической беседы, в рамках которой необходимо собрать информацию о состоянии клиента. Необходимо выявить ведущие симптомы депрессии, их тяжесть, специфику проявления, динамику и стадию развития депрессии, наличие в депрессивном паттерне суицидальных мыслей. Важно отметить вторичную выгоду от переживания депрессии. Кроме того, в рамках сбора информации можно использовать тестовые методики исследования депрессии.
Следующая стадия консультирования депрессии направлена на выявление причин ее формирования и их проработку. Среди направлений консультирования на этой стадии, в зависимости от типа клиента, как максимально эффективные зарекомендовали себя бихевиоральные и психоаналитические методики.
Методы
1. Рефлексивное слушание клиента, позволяющее создавать у него ощущение принятия. Специфика рефлексивного слушания позволяет клиенту выстроить внутренние взаимосвязи между депрессивными чувствами и конкретными событиями и актами поведения человека.
2. Оценка вторичной выгоды депрессии. Такая оценка должна быть крайне корректной, так как может болезненно восприниматься клиентом.
3. Выявление автоматических мыслей, составляющих основу депрессивного паттерна реагирования, их отслеживание, переписывание.
4. Научение правильному поведению, подкрепление желаемых, позитивных реакций.
5. Выявление барьеров. Можно воспользоваться вопросом типа: «Что Вас удерживает от делания того, что действительно поможет?»
6. Деление цели на маленькие шажки. Связано с необходимостью ставить маленькие, достижимые цели, за выполнение которых следует награда. Например, это звонок другу, поход в магазин и т.д., то, что нарушает привычный депрессивный паттерн.
7. Обучение саногенному мышлению (позитивному).
8. Методы остановки депрессивных мыслей: методика «Стоп», смысл которой в прерывании привычного круга депрессивных мыслей, через четкое сначала внешнее, затем внутреннее указание (см. практикум); техника остановки мыслей при помощи болевого симптома (ущипнуть себя, хлопнуть резинкой по руке); техника замены негативной картинки на позитивную, остановка монолога за счет концентрации на дыхании и т.д.
9. Формирование антидепрессивного образа жизни, включающего здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, физкультуру, правильно организованный регулярный отдых и т.д.
10. Овладение правилами хорошего настроения.
11. Возвращение радости жизни, связанное с целенаправленным научением радоваться мелким жизненным событиям и явлениям.
12. Дневник настроения, который позволит отследить его колебания и специфику проявления.
13. Ипотерапия. Особенно рекомендуется терапия дельфинами, общение с которыми способно вылечить неглубокую депрессию.
14. Творческая реализация и терапия занятостью. На определенной стадии работы с депрессией необходимо переструктурировать жизнь клиента, для того чтобы не допустить возращение депрессии.
Несколько другие процессы и методы применяются при сопровождении реактивных депрессий (психогенного характера). Данный тип депрессии, как мы уже отмечали выше, включен в структуру переживания острого горя и является ответной реакцией на какую-либо ситуацию лишения. Сопровождение такой депрессии должно быть направленно на помощь в переживании печали и тоски, связанных с ситуацией утраты. При консультировании такого вида депрессии необходимо в первую очередь сочувствие и сопереживание, и одобрение клиента. Однако, если клиент находится на депрессивной стадии переживания горя дольше, чем это необходимо, то нужно выявить специфику фиксации на стадии депрессии, помочь клиенту преодолеть ее. Среди таких причин могут выделяться: невыраженная агрессия на предыдущей стадии; чувство вины; специфические личностные особенности; накопление усталости, дающей астенический эффект.
Кроме того, необходимо помнить при консультировании депрессии, что в последнее время появилось достаточно много так называемых маскированных депрессий, которые внешне не выглядят депрессией, проявляются как бравада или неправдоподобные рассказы клиента о своем состоянии при внешне высокой активности, юморе.
Депрессия у детей
Депрессия в детском возрасте достаточно часто возникает в последнее время, хотя еще 20 лет назад такого диагноза практически не ставили. Детская депрессия имеет ряд специфических характеристик: во-первых, она маскирована под другие проявления (страх, тревожность, школьная неуспеваемость и т.д.); во-вторых, симптомы депрессии всегда сглажены, выражаются в виде физических недомоганий (тошнота, слабость, вялость, головные боли и т.д.). До подросткового возраста детская депрессия не проявляется в жалобах ребенка, однако выражается в характерологических чертах (эмоциональность, повышенная чувствительность, жалостливость, плаксивость) и внешних признаках (печальное лицо, скупость мимики, сгорбленность и т.д.). Субъективное переживание депрессии связанно с «недоверием» родителям. Дети часто сомневаются в том, что родители их любят, и пытаются проверять любовь, болезненно реагируя на любое родительское недовольство, считая родителей виноватыми в своем плохом настроении и самочувствии. Еще одним признаком депрессии является школьная дезадаптация и постоянное ощущение скуки.