Консультирование при страхах и фобиях
В широком смысле слова «страх» это понятие, которым субъект обозначает переживания, волнение, возбуждение. Это тот тип возбуждения, который надежно идентифицируется с повышением количества адреналина в крови, с общей перестройкой работы вегетативной нервной системы.
Некоторые виды «страха» не всегда можно отнести к разряду «эмоция страх». В этом контексте слово «страх» может означать душевное состояние, или эмоцию, связанную с ожиданием, подготовкой к чему-либо, что произойдет в ближайшем будущем (тревога). Или как начало развития чувства, которое в момент переживания (называемое клиентом «страх»), еще просто недостаточно им осознано. Тревожность не имеет конкретного объекта приложения, недифференцирована. Страх в отличие от тревоги имеет четкую взаимосвязь с объектом (событием или явлением).
В рамках психологического консультирования чаще всего мы встречаемся со страхами: как естественными реакциями клиента на те или иные угрожающие события жизни; с патологическим страхом, не имеющим реального основания для возникновения, называемым в психологии фобией.
Стоит еще отличать «страх», который имеет по своей структуре стандартный набор элементов, специфичных для эмоции, и «ужас», который субъективно переживается очень сильно и не имеет «двигательного» представительства. Зато в большей степени он похож на активизацию «вегетативной нервной системы».
Для оказания эффективной консультативной помощи необходимо понимать внутренний смысл страха и его динамику. Исследование многих авторов подтверждают сохраняющую функцию страха, направленную на выживание клиента. В процессе консультирования чаще всего обращаются по поводу каких-либо конкретных страхов. В детском консультировании — это нормативные возрастные страхи (темноты, того, кто живет под кроватью, и т.д.). Взрослые клиенты чаще обращаются со страхами социального типа (например, страх публичных выступлений, экзаменов и т.д.). В этой ситуации необходимо вышить причину возникновения страха и степень адекватности реакции.
Выделяются следующие возникающие в консультировании темы страха:
• детские страхи, их возрастные особенности, формы, происхождение и функция в жизни ребенка, возникновение детских страхов нормативно к 3—4 годам с развитием творческого воображения.
• детский фольклор и детская игра как компоненты страхов, связанные с вопросом: для чего дети рассказывают «ужастики»;
• страхи у взрослых людей;
• страхи рациональные и иррациональные. Фрагменты детских страхов у взрослых;
• социальные страхи, социофобии;
• страх начала действия, страх публичного выступления и др.;
• страхи как последствия психотравмирующих ситуаций.
По специфике страх бывает астеничный, вызывающий слабость и оцепенение и стеничный, вызывающий панику. X. Христозов (по В.Ю. Меновщиков, 2005) выделяет три патологических вида страха: навязчивый, или фобия, ипохондрический и психотический.
Вопросы диагностики страхов так же, как и фобий, достаточно мало разработаны. Среди методик, изучающих данный аспект, нам удалось найти: «Опросник страхов» В. Леви; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивлевой; тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», направленный на выявление количества страхов у детей и определение их характера; проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи»; тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен); методика выявления детских страхов (А.И. Захаров и М. Панфилова); опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой, направленный на выявление факторов, вызывающих переживание страха; методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В. Ермаком.
В норме страх должен быть у каждого человека как регулятор ситуации безопасности, поэтому консультирование начинается с выявления адекватности заявки клиента.
Для работы с неадекватными страхами важно определить степень неадекватности, символизировать страх, выяснить его причины и тенденции.
Методы работы со страхами
Диалог со страхом в рамках гештальт-подхода.
АРТ-терапия, направленная на прорисовку страха и его последующую модификацию.
«Песочная» психотерапия, позволяющая отыграть страх.
«Волшебная страна», связанная с повышением безопасности.
Упражнение «Как ты можешь защититься от страха?», направленное на поиск ресурсов.
Проговаривание страха, снижающее внутреннее напряжение. НЛП.
Символдрама.