Консультирование ребенка с задержкой умственного развития
Организация психологического сопровождения и консультирования ребенка с задержкой психического развития должна быть комплексной, с участием в случае необходимости лечебных мероприятий. Основными этапами консультирования такого ребенка будут следующие:
1) консультирование родителей;
2) диагностический этап, в рамках которого изучаются индивидуальные особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка;
Консультирование семьи
Консультирование семьи ребёнка с отклонением от нормы развития также имеет ряд особенностей. Во-первых, достаточно часто обращение такой семьи к специалисту является вынужденным, по рекомендации специалиста, работающего с ребенком. Во-вторых, практика консультирования семьи с аномальным ребенком должна быть направлена на «удержание» семьи от преждевременного «покидания» процесса консультирования. Достаточно известное явление, что такие семьи имеют склонность «хождения по кругу врачей» с целью нахождения специалиста более удобного, дающего более оптимистические прогнозы. В-третьих, семьи, имеющие ребенка с проблемами развития, достаточно часто находятся в состоянии ненормативного кризиса или на грани развода, возникающего вследствие рождения аномального ребенка. Консультирование семьи такого ребенка должно быть комплексным и направленным на следующие аспекты:
1) диагностика взаимоотношений в семье;
2) выявление значения симптома ребенка в структуре семьи;
3) работа по оптимизации взаимодействия в супружеской подсистеме (достаточно часто родители разрушают свои отношения из-за поиска виноватого и агрессии);
4) активизация взаимодействий в детско-родительских отношениях, выстраивание отношений принятия, эмоционального комфорта, близости;
5) увеличение способности к самостоятельности ребенка при снижении гиперопекающих тенденций;
6) организация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;
7) организация открытого взаимодействия семьи с миром. Выделяются уровни качественных изменений в семье, являющиеся маркером активных изменений:
• психологический уровень. Замена чувства вины и непринятия ребенка на взаимоотношения доверия и принятия;
• социальный уровень связан с изменением образа жизни семьи и смены режима изоляции на режим открытого взаимодействия;
• соматический уровень, связан с изменением здоровья членов семьи.
Консультирование ребенка
Консультирование ребенка, имеющего отклонение от нормы развития, направлено на создание условий для его развития и адаптации. По сути, в данном консультировании сохраняется привычная нам структура консультирования детей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Консультирование таких детей может быть как индивидуальное, так и групповое.
Процесс индивидуального консультирования должен быть комплексным и направленным на зоны актуального развития ребенка независимо от паспортного возраста. Это означает, что при работе с ребенком мы опираемся неиндивидуальные особенности и сохранные психические структуры, позволяющие компенсировать недостатки. Однако ни в коем случае нельзя обходить своим вниманием те психические процессы, с которыми связанны дефекты, так как отсутствие внимания к этим зонам приведет к атрофированию частично сохранных функций. Еще один важный момент в процессе консультирования связан с тем, что у многих детей, имеющих отклонения ог нормы развития, ге психические процессы, которые нормативно у ребенка формируются без дополнительного воздействия, у этих детей требуют коррещионного сопровождения.
Достаточно часто у ребенка с отклонением от нормы развития формируются отклонения личностного характера, вызванные спецификой физического компонента дефекта, преломленного через призму воспитания. Родительская неспособность адекватно принять ребенка, неадекватность воспитательных воздействий может формировать дезадаптивные личностные черты, такие как тревожность, агрессивность, отстраненность. Специфика физиологической составляющей дает модификации нарушений характера. Так, дети с дефектом зрительного аппарата часто обидчивы, испытывают социальные страхи, стремятся скрывать наличие дефекта. В рамках консультирования необходимо предотвратить нарушение формирования характера.
Групповые занятия для таких детей должны перемежаться индивидуальными и быть направленными на организацию навыков межличностного взаимодействия. Наполняемость групп зависит от возраста, для дошкольников не более 4-5 человек. В зависимости от типа нарушения будет выстраиваться своя структура консультирования ребенка. Рассмотрим максимально часто встречающиеся сложности.