Консультирование родителей особых детей
Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог-консультант при работе с родителями:
1. Проблема непринятия собственного ребенка, родительские страхи.
2. Чувство вины.
3. Родительская агрессия.
4. Нежелание родителей изменения ситуации.
5. Неоправданные родительские ожидания.
6. Непризнание наличия дефекта.
Проблема непринятия собственного ребенка, родительские страхи. Достаточно часто в семьях с больным ребенком возникает ситуация непринятия ребенка или даже активный страх в общении с ним. Такая ситуация может быть связана с несколькими одновременными процессами. Во-первых, возникающее у родителей чувство вины приводит к раздражению по отношению к ребенку и его дефекту. Во-вторых, наличие дефекта у ребенка означает крах родительских ожиданий и ощущение собственной родительской некомпетентности. Все это вызывает достаточно серьезное непринятие ребенка, стыд за него перед окружающими. Такие родители стремятся скрывать наличие дефекта у ребенка, не ходят с ним в гости, стремятся гулять подальше от других людей или по ночам. Консультирование таких родителей должно быть направленно на принятие ребенка как такового, формирование чувства его индивидуальности, ценности, значимости. Часто для этого приходится дополнительно работать с чувством вины.
Чувство вины, возникающее у родителей, также разрушает взаимоотношения между родителем и ребенком. Виноватый родитель (многие родители рассматривают дефект ребенка, как их собственную вину или наказание за что-либо) испытывает противоречивые чувства го отношению к ребенку: с одной стороны, неловкость и раздражение, с другой — желание компенсировать вину через дополнительную опеку и заботу. Данная ситуация приводит к постоянной двойственности родительских посланий, хронической гиперопеке и демонстрации раздражения. Все это может вызывать родительскую агрессию по отношению к ребенку, приводя к повышенной жестокости в области воспитательных воздействий. По статистике, детей, имеющих отклонения в развитии, родители наказывают более жестко, чем детей, не имеющих отклонений.
Важным параметром нарушения взаимоотношений родителей и ребенка являются неоправданные родительские ожидания. Все родители в процессе ожидания ребенка связывают с ним надежды на изменение будущего: возникновения статуса — «родитель»; картины счастливых семейных отношений; ожидания эмоциональной привязанности, любви от ребенка; ощущение гордости за его успехи; обеспеченную старость и т.д. Однако рождение ребенка, имеющего отклонение в развитии, многие родительские надежды разрушает. Так, ребенок с аутизмом не способен к выстраиванию адекватной привязанности и любви. Таким ребенком сложно гордиться перед окружающими, его достижения не превалируют над достижениями сверстников.
Достаточно частой проблемой, возникающей в рамках консультирования, является непринятие наличия дефекта у ребенка и расценивание вторичных проявлений дефекта как «плохой характер». В первую очередь это касается тех дефектов, где первичные нарушения не видны, например задержка психического развития, которую родители могут рассматривать, как нежелание учиться или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который многие родители воспринимают как упорство и нежелание быть более внимательным и собранным. При наличии такой ситуации консультативная помощь должна быть направлена в первую очередь на принятие дефекта ребенка, а значит, будет сопровождаться процессами горя, связанного с разрушением родительских надежд. Особая категория проблем связана с тем, что для части родителей наличие ребенка с отклонением в развитии является самоценностью и своеобразным оправданием их не сложившейся жизни. В этом случае коррекционная работа с ребенком затруднена, так как любые позитивные изменения, возникающие в результате коррекции, расцениваются как опасные, что вызывает родительскую тревог^ приводящую к снижению или полной нейтрализации изменений в развитии ребенка. Консультирование таких родителей должно быть направленно на выявление и признание фактов вторичной выгоды с последующей отработкой родительских страхов, связанных с выздоровлением ребенка. Напомним, так как это крайне деликатная тема, то консультирование требует внимательности и тактичности со стороны консультанта. Ни в коем случае нельзя форсировать понимание родителем данных закономерностей или обвинять родителя, так как это приводит к снижению и без того хрупкого чувства родительской компетентности.
Общая стратегия консультирования родителей детей с особыми потребностями:
1. Консультирование начинается с выстраивания доверительных отношений с родителем и изучения истории семьи и ее влияния на те или иные проблемы ребенка.
2. Встречаясь с родителями, необходимо начинать с принятия родителями своего ребенка, с обязательной отработкой трех основных чувств — вины, стыда и страха.
3. В случае необходимости в рамках консультирования должны быть отработаны этапы острого горя, связанные с реакцией родителя на рождение ребенка с проблемами.
4. Проработка чувства родительской беспомощности, которое проявляется в виде сверхконтроля жизни ребенка.
5. Создание адекватного общения между родителем и ребенком (включая адекватного возрасту и заболеванию время препровождения с ребенком, игры, общение и совместная деятельность).
6. Создание адекватной системы обучения и воспитания ребенка, включающей: научение родителей созданию позитивной атмосферы для воспитания; подбор необходимой структуры и формы обучения; информирование об особых потребностях, свойства характера и проблемах, связанных с диагнозом.
7. Закрепление чувства родительской компетентности, т.е. создание условий для восприятия себя как хорошего родителя.
8. Завершение работы с подведением итогов. Рекомендации по сопровождению семьи.
Наиболее часто выделяются следующие цели консультирования:
• определение нормы для данного ребенка исходя из индивидуальных особенностей и общего развития;
• гармонизация детско-родительских отношений;
• возвращение родительской компетенции — дополнительное поддержание родительской функции с возможным посещением специальных групп для родителей детей с особыми потребностями;
• непосредственное решение выделенных задач и целей.
М.М. Семаго выделяет четыре основных стадий консультирования родителей ребенка с проблемами.
1. Подготовка к консультации. На этой стадии идет сбор информации о семье, самом ребенке через изучение истории семьи, выписки из амбулаторной карты, продуктов творчества и т.д.
2. Обмен информацией между семьей и консультантом. Автор выделяет три уровня коммуникации в рамках данного этапа: а) выявление уровня адаптации семьи и понимания родителями сложностей ребенка; б) прояснение истории семейной жизни; в) информирование семьи.
3. Диагностический этап консультативного процесса. Направлен на выявление специфики развития ребенка.
4. Этап принятия решений, связанный с реализацией программы, разработанной психологом.
Достаточно часто в процессе работы с родителями возникает необходимость посещения ими тренинговых групп: групп для решения психологических проблем самих родителей; родительского тренинга; групп по частным вопросам воспитания.
Консультативный процесс вызывает у родителей комплекс сложных эмоциональных переживаний. Считается, что родитель проходит в процессе консультирования четыре фазы: растерянность и страх, негативизм и отрицание поставленного ребенку диагноза, депрессию и социальную адаптацию. Важно, чтобы консультативный процесс не был остановлен на первых трех фазах и завершался на четвертой фазе, с периодическим контролем состояния семьи ребенка, имеющего заболевания, на различных стадиях нормативного кризиса.
Основные тактики и методы консультирования родителей, выделенные М.М. и Н.Я. Семаго (2004). Для работы с чувством вины, авторы выделяют следующие приемы:
1) использование авторитета консультанта для утверждения отсутствия родительской вины;
2) нормализация, связанная с утверждением, что другие люди на месте родителей чувствуют себя точно так же;
3) подведение новой когнитивной основы, заключающейся в признании собственной ответственности как качества личности при отрицании вины;
4) определение пределов личной ответственности, разграничивающей степень ответственности родителя.
В качестве рекомендаций для работы с чувством стыда, авторы (М.М. и Н.Я. Семаго, 2005) выделяют следующие тактики:
1) развитие рабочего сотрудничества, связанное с пониманием родителями того, что консультант им не судья;
2) выражение чувства стыда и его принятие в рамках консультативного взаимодействия;
3) акцентирование положительного, направленное на подчеркивание достоинств семьи.
Консультирование семьи
Консультирование семьи ребёнка с отклонением от нормы развития также имеет ряд особенностей. Во-первых, достаточно часто обращение такой семьи к специалисту является вынужденным, по рекомендации специалиста, работающего с ребенком. Во-вторых, практика консультирования семьи с аномальным ребенком должна быть направлена на «удержание» семьи от преждевременного «покидания» процесса консультирования. Достаточно известное явление, что такие семьи имеют склонность «хождения по кругу врачей» с целью нахождения специалиста более удобного, дающего более оптимистические прогнозы. В-третьих, семьи, имеющие ребенка с проблемами развития, достаточно часто находятся в состоянии ненормативного кризиса или на грани развода, возникающего вследствие рождения аномального ребенка. Консультирование семьи такого ребенка должно быть комплексным и направленным на следующие аспекты:
1) диагностика взаимоотношений в семье;
2) выявление значения симптома ребенка в структуре семьи;
3) работа по оптимизации взаимодействия в супружеской подсистеме (достаточно часто родители разрушают свои отношения из-за поиска виноватого и агрессии);
4) активизация взаимодействий в детско-родительских отношениях, выстраивание отношений принятия, эмоционального комфорта, близости;
5) увеличение способности к самостоятельности ребенка при снижении гиперопекающих тенденций;
6) организация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;
7) организация открытого взаимодействия семьи с миром. Выделяются уровни качественных изменений в семье, являющиеся маркером активных изменений:
• психологический уровень. Замена чувства вины и непринятия ребенка на взаимоотношения доверия и принятия;
• социальный уровень связан с изменением образа жизни семьи и смены режима изоляции на режим открытого взаимодействия;
• соматический уровень, связан с изменением здоровья членов семьи.
.
Консультирование ребенка
Консультирование ребенка, имеющего отклонение от нормы развития, направлено на создание условий для его развития и адаптации. По сути, в данном консультировании сохраняется привычная нам структура консультирования детей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Консультирование таких детей может быть как индивидуальное, так и групповое.
Процесс индивидуального консультирования должен быть комплексном и направленным на зоны актуального развития ребенка независимо от паспортного возраста. Это означает, что при работе с ребенком мы опираемся на индивидуальные особенности и сохранные психические структуры, позволяющие компенсировать недостатки. Однако ни в коем случае нельзя обходить своим вниманием те психические процессы, с которыми связанны дефекты, так как отсутствие внимания к этим зонам приведет к атрофированию частично сохранных функций. Еще один важный момент в процессе консультирования связан с тем, что у многих детей, имеющих отклонения от нормы развития, те психические процессы, которые нормативно у ребенка формируются без дополнительного воздействия, у этих детей требуют коррекционного сопровождения.
Достаточно часто у ребенка с отклонением от нормы развития формируются отклонения личностного характера, вызванные спецификой физического компонента дефекта, преломленного через призму воспитания. Родительская неспособность адекватно принять ребенка, неадекватность воспитательных воздействий может формировать дезадаптивные личностные черты, такие как тревожность, агрессивность, отстраненность. Специфика физиологической составляющей дает модификации нарушений характера. Так, дети с дефектом зрительного аппарата часто обидчивы, испытывают социальные страхи, стремятся скрывать наличие дефекта. В рамках консультирования необходимо предотвратить нарушение формирования характера.
Групповые занятия для таких детей должны перемежаться индивидуальными и быть направленными на организацию навыков межличностного взаимодействия. Наполняемость групп зависит от возраста, для дошкольников не более 4—5 человек. В зависимости от типа нарушения будет выстраиваться своя структура консультирования ребенка. Рассмотрим максимально часто встречающиеся сложности.