Основные программы консультативной помощи в перинатальной психологии
Существует достаточно много программ и направлений подготовки в процессе беременности и родов.
1. Теоретическая образовательная программа. Такая программа представляет собой курс лекций, в рамках которых слушатели информируются о физиологических и психологических процессах, происходящих с женщиной, специфике внутриутробного развития ребенка, этапах протекания самих родов и последующих принципов обращения с младенцем. Данная образовательная программа предполагает обсуждение важных вопросов, отработку практически навыков, например пеленания или кормления, а также просмотр видеофильмов, чтения литературы.
Обычно такие программы проводятся при различных медицинских центрах или женских консультациях в рамках системы государственного здравоохранения. Несмотря на это, отношение официального здравоохранения к таким программам неоднозначно, а к программам духовного толка или подготовке к домашним родам резко отрицательно из-за частых осложнений в процессе домашних или водных родов.
2. Программы физической подготовки к родам, основанные на идее укрепления мышц и формировании навыков управления своим телом, которые необходимы в родах. В комплекс этой программы входит: методы тренировки, закаливания, дыхательной гимнастики, психофизиологического оздоровления и т.д. Чаще всего занятия по данной программе проходят в бассейне или спортзале.
3. Психологические программы. Направлены на снятие негативных проявлений процесса беременности и повышение способности к адаптации и формирования чувства материнства. Проводятся такие программы в виде групповых или индивидуальных занятий с использованием психотерапевтических методов.
4. Воспитательные программы. Направлены на воспитание чувства материнства, установление психо-эмоциональной и духовной связи между родителями и плодом. Такие программы основаны на идее пренатального воспитания. Специфика их будет зависеть от выбранного направления. Это может быть: церковная программа подготовки, программа эстетической подготовки и т.д.
5. Программы развития навыков творческого самовыражения. Направлены на развитие способности к творчеству, что способствует улучшению самочувствия и настроения беременной, позволяют разрешать внутренние противоречия.
Рассматривая основные методики психологической подготовки к родам, нужно помнить, что выделяют традиционные и альтернативные роды.
Традиционные роды проходят в роддоме под контролем специалиста акушера-гинеколога. Подготовка к таким родам представлена в виде теоретической образовательной программы и физической подготовки. Иногда в подготовку к данному типу родов могут включаться психологические методы коррекции нарушений течения процесса беременности и постродового периода.
Альтернативные роды происходят в отличных от традиционных условиях и требуют психологической и воспитательной программы. Особенно активно среди альтернативных программ подготовки к родам представлены программы водных родов, домашних родов, сладостных родов, духовного акушерства.
Водные роды. Это роды в воду, происходящие в бассейне, море, ванне и т.д. В основе концепции лежит идея И.Б. Марковского о системе водного развития ребенка. В систему входит дородовая акватическая подготовка (плавание беременной женщины); водные роды; ныряние и кормление детей в воде; система закаливаний. Психологическая подготовка к таким родам основана на воспитательной модели и формирует определенный образ жизни и мышления роженицы.
Домашние роды. Это роды, происходящие в домашних условиях, в присутствии ближайших родственников и духовной акушерки. Психологическая подготовка к таким родам также включает в себя воспитательную программу и индивидуальную подготовку будущих родителей к процессу родов. Домашние роды связанны с мировоззренческим представлением о том, что ребенок рождается сам и никакая помощь, кроме расслабления матери, ему не нужна.
Сладостные роды. Направление, рассматривающее процесс родов как ситуацию истинного блаженства и духовного просветления. Сам процесс сладостных родов направлен на предварительную воспитательную и духовную подготовку и навыки получения состояния эйфории. Отдельные направления сладостных родов говорят о необходимости сексуального акта перед началом родового процесса, что сделает невозможным болевые ощущения.
Существует достаточно большое количество зарубежных методик психологической подготовки к родам и сопровождения беременности. Это методики: подготовленного деторождения Ламазе, метод Бредли, Гампера, гипно-роды и т.д.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. Вчемсущностьперинатальнойпсихологии?
2. Раскройтеспецификуформированияматеринскойсферыженщинына разныхстадияхонтогенеза.
3. КакиестилипереживаниябеременностиВызнаете? Опишитеосновные стилипереживаниябеременности.
4. Чемотличаютсяпрограммыпсихологическойподготовкикродамоттеоретическойобразовательнойпрограммы?
5. Раскройтесмыслкомплекснойпсихологическойпомощи.
6. Можнолирассмотретьдинамикупротеканиябеременностисточкизренияпереживанияострогогоря?
7. КакиезакономерностинаэтапахпереживанияВыможетевыделить?
8. Чтотакоеперинатальнаяматрица? Раскройтесутьпроживанияматриц.
Литература для углубленного изучения темы
1. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.
2. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учеб. пособие. — М.:Изда-тельство Института психотерапии, 2002.
3. Хрестоматия по перинатальной психологии: Учеб. пособие / Н.В. Боровикова, Л.Ф. Брюдаль, С. Гроф и др.; Сост. А.Н. Васина. — М.: УРАО, 2005. - 328 с.
Список использованной литературы
1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. — М.: Социнновация, 1998.
2.Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беременным// РМЖ. 2000. № 3. С. 10-14.
3.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 59-68.
4. Брутмон В.В, Радионова М.С. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 38—47.
5. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Знание, 1980.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7.Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005.
8.Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1998.
9Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ, 2005.
10. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД. - Киев: Р5УПВ, 2003.
11.П. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005.
12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1999.
13. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997.
14. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности родов. Перинатальная психология, медикосо-циальные проблемы. — Спб., 2001.
15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2000.
16. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.
17. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16.
18. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
19. Жарким Н.А. Программа подготовки беременных к родам // Патология беременности и родов. — Саратов, 1997.
20. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. — М.: Рожана. 1995.
21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
22. Филиппова Г.Г. Проблемы материнства // Психологический журн. 1998. №5. С. 81-88.
23. Филиппова. Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
24. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.
25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская КМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003.