Основные программы консультативной помощи в перинатальной психологии

Существует достаточно много программ и направлений подготов­ки в процессе беременности и родов.

1. Теоретическая образовательная программа. Такая программа представляет собой курс лекций, в рамках которых слушатели ин­формируются о физиологических и психологических процессах, про­исходящих с женщиной, специфике внутриутробного развития ре­бенка, этапах протекания самих родов и последующих принципов обращения с младенцем. Данная образовательная программа предполагает обсуждение важных вопросов, отработку практически на­выков, например пеленания или кормления, а также просмотр видеофильмов, чтения литературы.

Обычно такие программы проводятся при различных медицин­ских центрах или женских консультациях в рамках системы государственного здравоохранения. Несмотря на это, отношение официаль­ного здравоохранения к таким программам неоднозначно, а к про­граммам духовного толка или подготовке к домашним родам резко отрицательно из-за частых осложнений в процессе домашних или водных родов.

2. Программы физической подготовки к родам, основанные на идее укрепления мышц и формировании навыков управления своим те­лом, которые необходимы в родах. В комплекс этой программы вхо­дит: методы тренировки, закаливания, дыхательной гимнастики, психофизиологического оздоровления и т.д. Чаще всего занятия по данной программе проходят в бассейне или спортзале.

3. Психологические программы. Направлены на снятие негативных проявлений процесса беременности и повышение способности к адаптации и формирования чувства материнства. Проводятся такие программы в виде групповых или индивидуальных занятий с исполь­зованием психотерапевтических методов.

4. Воспитательные программы. Направлены на воспитание чув­ства материнства, установление психо-эмоциональной и духовной связи между родителями и плодом. Такие программы основаны на идее пренатального воспитания. Специфика их будет зависеть от вы­бранного направления. Это может быть: церковная программа под­готовки, программа эстетической подготовки и т.д.

5. Программы развития навыков творческого самовыражения. На­правлены на развитие способности к творчеству, что способствует улучшению самочувствия и настроения беременной, позволяют раз­решать внутренние противоречия.

Рассматривая основные методики психологической подготовки к родам, нужно помнить, что выделяют традиционные и альтерна­тивные роды.

Традиционные роды проходят в роддоме под контролем специали­ста акушера-гинеколога. Подготовка к таким родам представлена в виде теоретической образовательной программы и физической под­готовки. Иногда в подготовку к данному типу родов могут включать­ся психологические методы коррекции нарушений течения процес­са беременности и постродового периода.

Альтернативные роды происходят в отличных от традиционных условиях и требуют психологической и воспитательной программы. Особенно активно среди альтернативных программ подготовки к ро­дам представлены программы водных родов, домашних родов, сла­достных родов, духовного акушерства.

Водные роды. Это роды в воду, происходящие в бассейне, море, ванне и т.д. В основе концепции лежит идея И.Б. Марковского о си­стеме водного развития ребенка. В систему входит дородовая акватическая подготовка (плавание беременной женщины); водные роды; ныряние и кормление детей в воде; система закаливаний. Пси­хологическая подготовка к таким родам основана на воспитательной модели и формирует определенный образ жизни и мышления роже­ницы.

Домашние роды. Это роды, происходящие в домашних условиях, в присутствии ближайших родственников и духовной акушерки. Психологическая подготовка к таким родам также включает в себя воспитательную программу и индивидуальную подготовку будущих родителей к процессу родов. Домашние роды связанны с мировоз­зренческим представлением о том, что ребенок рождается сам и ни­какая помощь, кроме расслабления матери, ему не нужна.

Сладостные роды. Направление, рассматривающее процесс ро­дов как ситуацию истинного блаженства и духовного просветления. Сам процесс сладостных родов направлен на предварительную вос­питательную и духовную подготовку и навыки получения состояния эйфории. Отдельные направления сладостных родов говорят о необ­ходимости сексуального акта перед началом родового процесса, что сделает невозможным болевые ощущения.

Существует достаточно большое количество зарубежных методик психологической подготовки к родам и сопровождения беременно­сти. Это методики: подготовленного деторождения Ламазе, метод Бредли, Гампера, гипно-роды и т.д.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Вчемсущностьперинатальнойпсихологии?

2. Раскройтеспецификуформированияматеринскойсферыженщинына разныхстадияхонтогенеза.

3. КакиестилипереживаниябеременностиВызнаете? Опишитеосновные стилипереживаниябеременности.

4. Чемотличаютсяпрограммыпсихологическойподготовкикродамоттео­ретическойобразовательнойпрограммы?

5. Раскройтесмыслкомплекснойпсихологическойпомощи.

6. Можнолирассмотретьдинамикупротеканиябеременностисточкизре­нияпереживанияострогогоря?

7. КакиезакономерностинаэтапахпереживанияВыможетевыделить?

8. Чтотакоеперинатальнаяматрица? Раскройтесутьпроживанияматриц.

Литература для углубленного изучения темы

1. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.

2. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учеб. пособие. — М.:Изда-тельство Института психотерапии, 2002.

3. Хрестоматия по перинатальной психологии: Учеб. пособие / Н.В. Бо­ровикова, Л.Ф. Брюдаль, С. Гроф и др.; Сост. А.Н. Васина. — М.: УРАО, 2005. - 328 с.

Список использованной литературы

1. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. — М.: Социнновация, 1998.

2.Боровикова Н.В., Посохова С.Т. Психологическая помощь беремен­ным// РМЖ. 2000. № 3. С. 10-14.

3.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологи­ческого состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 59-68.

4. Брутмон В.В, Радионова М.С. Формирование привязанности к ребен­ку в период беременности // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 38—47.

5. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Знание, 1980.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления крити­ческих ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

7.Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Пси­хология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005.

8.Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1998.

9Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ, 2005.

10. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследова­ний ЛСД. - Киев: Р5УПВ, 2003.

11.П. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хресто­матия по перинатальной психологии. — М., 2005.

12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб., 1999.

13. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных ис­точников / Пер. с англ. - СПб.: Б. С. К., 1997.

14. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности родов. Перинатальная психология, медикосо-циальные проблемы. — Спб., 2001.

15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2000.

16. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. — СПб., 2001.

17. Кон И.С. Отцовство, как социокультурный феномен // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16.

18. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. — Прага, 1984.

19. Жарким Н.А. Программа подготовки беременных к родам // Патоло­гия беременности и родов. — Саратов, 1997.

20. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. — М.: Рожана. 1995.

21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 18-27.

22. Филиппова Г.Г. Проблемы материнства // Психологический журн. 1998. №5. С. 81-88.

23. Филиппова. Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. — М.: Изда­тельство Института психотерапии, 2002.

24. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.

25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская КМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003.


Наши рекомендации