Психологическое сопровождение периода беременности
Вопросы психологического сопровождения и психологического консультирования процессов беременности и родов многообразны и направлены на различные аспекты вышеназванных процессов. На наш взгляд, процессы сопровождения и консультирования могут быть разделены на следующие блоки.
Первое — помощь супружеской паре, направленная на формирование адекватного родительствования, культуры супружества, подготовки к родам и т.д.
Второе — сопровождение всей семьи с точки зрения выстраивания адекватных семейных отношений.
Психологическое сопровождение беременной женщины в процессе подготовки к родам и постродовое сопровождение пары с ребенком.
В рамках консультативного сопровождения супружеской пары, необходимо помочь в формировании следующих аспектов: нормализация взаимоотношений в паре, регулирование отношений семьи с социальным окружением, предоставление информации о специфике развития ребенка. Диагностика и коррекция сформированности материнской и отцовской сферы; подготовка супружеской пары к процессу родов и определение степени участия супругов в этом процессе; принятие родительской ответственности; получение навыков обучения и воспитания ребенка в ранние периоды детства; информирование о значимости для развития ребенка специфики воспитательных стратегий отца и матери.
В общем, выделяют четыре основных направления сопровождения:
• подготовка к родам и материнству через прохождение различных курсов типа «Школа молодых родителей» и т.д.;
• индивидуальное консультирование семьи;
• психологическая помощь матери и ребенку;
• комплексная помощь по проблемам материнства. Подготовка к родам и материнству начинается приблизительно в3-4 мес. беременности, а иногда и раньше. В ситуации сопровождения супругов все обучение направлено на совместную подготовку брачной пары. Это означает, что супруг участвует во всех мероприятиях по подготовки. В процессе подготовки активно представлены следующие направления:
• обучения техникам расслабления для пар;
• обучение правильному дыханию (партнер учится вместе с беременной и помогает ей возвращаться к правильному дыханию в период родов);
• регуляция эмоциональных состояний;
• навыки облегчения родов;
• навыки массажа для беременной, который делает супруг для облегчения ее состояния;
• развитие родительской компетентности (методы пренаталыюго обучения, налаживание отношения с будущим ребенком, гимнастика для роженицы, выполняемая в паре, аутотренинг, хоревое пение, арт-терапия.
В случае возникновения сложностей (фобических состояний, страхов перед родами) может потребоваться индивидуальная работа с беременной женщиной.
Перечисленные вопросы в рамках консультирования супружеской пары реализуются при помощи следующих методов: психологическое информирование, просветительские тематические беседы, аутогенная тренировка, арт-терапия (особенно пение, рисование, использование музыки, танца), телесно-ориентированная терапия, ролевые игры. Занятия должны сопровождаться демонстрацией наглядных материалов, упражнениями и т.д.
Как минус данного направления подготовки выделяется необходимость в случае возникновения особых проблем, обращение к дополнительным специалистам.
Индивидуальное консультированиев процессе беременности должно проходить на разных стадиях: от зачатия до послеродового сопровождения.
Среди наиболее перспективных направлений индивидуальной работы выделяют: планирование беременности; диагностика материнской сферы на каждом из этапов развития беременности; определение возникающих эмоциональных и поведенческих сложностей с их коррекцией.
Среди актуальных задач этого направления выделяются следующие:
• формирование культуры родительствования,
• специфика трансформации материнской сферы,
• создание психологической связи с ребенком,
• гармонизация течения родов,
• профилактика страхов, связанных с беременностью и родами,
• коррекция возможных негативных проявлений, представленных в табл. 3.1,
• отработка внутренних конфликтов в диадных отношениях «Я и моя мама»,
• работа с фобиями,
• прояснение актуальных ожиданий в отношении будущего ребенка (коррекция сценарного программирования),
• нахождение творческих способов адаптации к беременности,
• коррекция отношений с мужем в период беременности и родов,
• ментальная тренировка родов и т.д.
Консультативная помощь в рамках данного направления может быть как индивидуальной, так и в группе. Чаще всего, после определенной индивидуальной подготовки рекомендуется посещение групповых занятий для отработки навыков. Наиболее часто такие занятия включают методы музыкальной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, вокалотерапии. Такие группы распространены как за рубежом, так и в России.
Минусом этого направления может считаться то, что в процессе подготовки участвует только беременная женщина, без привлечения супруга, что не укрепляет их отношения.
Помощь паре «мать-ребенок».Данное направление консультирования направлено на оказание максимальной помощи в воспитании и развитии ребенка. Начинается с момента рождения до старшего дошкольного возраста. Используются все доступные формы консультирования: индивидуальное, семейное, детско-родительское. Необходимо в случае нарушений в диаде «мать—ребенок». Основные задачи данного направления: развитие эмоциональных отношений между мамой и ребенком, информирование о специфических особенностях развития ребенка, школа раннего родительствования, научение мамы и ребенка совместной деятельности, культура телесного общения (научение мамы находиться в телесном контакте со своим ребенком, телесные поддержки, массаж, упражнения и т.д.)
Комплексная психологическая помощь.Смысл комплексной помощи заключается в выстраивании системы медико-психологического сопровождения, которая охватывала бы периоды от зачатия до совершеннолетия ребенка. С этой точки зрения, работа по оказанию консультативной помощи начинается до зачатия ребенка.
1. На первом этапе следует обратить внимание на:
• планирование беременности, диагностику материнской сферы;
• стартовую ценность ребенка, настолько важно появление ребенка и какие дополнительные нагрузки (сохранения семьи, в честь кого-то) имеются;
• содержание внедряющихся ценностей.
2. Первый триместр беременности — анализ динамики материнской сферы — принятие беременности, анализ симптоматики, анализ эмоционального состояния, нарушение идентификации, принятие решения о сохранении плода.
3. Второй триместр беременности — установление взаимоотношений с ребенком на основе ощущений от шевеления плода.
4. Третий триместр — проектируется перинатальное взаимодействие и выстраивание произвольных родов. Отрабатываются страхи, связанные с родами.
5. Предродовой период — патронаж на дому, активная подготовка к родам, связанная с научением активному дыханию, сохранении спокойствия, специфики поведения в родах. Кроме того, на этой стадии происходит психологическая подготовка к процессам родов.
6. Послеродовой период — патронаж на дому, налаживание контакта с ребенком, процесс кормления, профилактика постродовой депрессии.
7. Окончание периода новорожденности — диагностика развития ребенка, помощь в решении возникающих проблем, отслеживание специфики организации взаимодействия с ребенком.
8. Организация консультаций по мере их необходимости. Форма дальнейших консультаций зависит от возраста ребенка и связанна с актуальными потребностями семьи.
К сожалению, организация такой комплексной помощи в настоящее время затруднена, так как нет достаточно подготовленных специалистов в этой области.
Консультативная помощь в процессе подготовки к родам должна сопровождаться не только психологом, но и специалистом социальной и медицинской сферы. В настоящее время достаточно широко распространились различные групповые формы подготовки. В процессе подготовки используются занятия, направленные на актуализацию взаимодействия матери и ребенка через методы арт-терапии, медитации и других форм творческой деятельности. Существуют направления, связанные с формированием так называемого родового голоса, родовой песни, колыбельных и т.д.
Широкой популярностью пользуются тренинги поведения в родах, взаимодействия с ребенком и семейных отношений.
В нашей стране достаточно развиты авторские программы подготовки к родам, такие как: программа «Глория» в Санкт-Петербурге (Н.П. Коваленко), программа подготовки к материнству О.Л. Трояновой на базе Спасо-Петровского госпиталя, водные роды по методу профессора И. Б. Чарковского, подготовка на основе формирования психических перинатальных матриц плода и развития родительской культуры (Н.А. Жаркий, Н.Д. Подобед, Е.В. Александрина, А.Е. Мирошников), программа подготовки Н.П. Коваленко-Маджуги и т.д.