Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком
Принимающая семья — это семья, имеющая приемного ребенка независимого от юридической формы устройства ребенка. Иногда в психологии принимающая семья обозначается как замещающая семья в контексте объединения семьи и ребенка. Такое объединение имеет закономерности становления и развития, вызывая соответствующие сложности адаптации. Из наиболее часто возникающих сложностей отмечают следующие:
1) высокий уровень недоверия приемному ребенку;
2) низкое понимание причин дезадаптивного или проблемного поведения ребенка;
3) неадекватность форм воспитания, обычно проявляющаяся в сверхъвербализации (стремление все объяснить ребенку), недостаточности поощрений, использовании телесных наказаний;
4) крайне критичное отношение к возможностям приемного ребенка.
Достаточно часто, принимая ребенка, семья имеет крайне слабое представление о закономерностях происходящих изменений. Особенно это изменения, связанные с влиянием жизненного опыта ребенка на новую семью, привнесение в нее уклада и принципов жизненной среды ребенка (правил детского дома).
Второй проблемой, возникающей у приемной семьи, является неспособность осознания и выстраивания механизмов компенсации приемного ребенка с учетом нарушения его социализации. Почему-то приемные родители забывают о специфике проявлений нарушенной социализации (девиантное поведение, побеги и т.д.) и личностных особенностях ребенка, сформированных в ситуации жизни вне семьи. Родители ожидают, что приемный ребенок будет ласковым, послушным, радостным и социализированным. Кроме того, важно напомнить, что те личностные качества и механизмы поведения, которые считаются предпочитаемыми в семье (индивидуальность, стремление выделиться, показать себя) в условиях детского дома неадекватны и даже опасны (нельзя выделяться, индивидуалистичность приводит к агрессии со стороны окружающих и т.д.). Таким образом, принимая ребенка, семья зачастую не имеет представления о тех изменениях, которые ей предстоят, оказывается не готовой или не имеет ресурсов для организации необходимых условий для развития ребенка.
Отличительной особенностью структуры приемной семьи являются:
1) специфика семейного функционировании, связанная с вмешательством в дела семьи государственных органов опеки;
2) условность отношений (отсутствие кровной связи);
3) необходимость переструктурирования семейной системы в связи с появлением новых функций и социальных ролей;
4) необходимость адаптации членов семьи друг к другу;
5) индивидуальные особенности ребенка, связанные с наличием в его анамнезе переживания психологической травмы лишения родителей и пребывания в детском доме.
Оказание помощи семье с приемным ребенком. Психологическая помощь приемным семьям, по мнения ТВ. Губиной (2007), должна опираться на три области знания: знание о том, каким образом специфика ситуации лишения родителей сказалась на развитии и поведении ребенка; знание о принимающей семье, ее ресурсах и возможностях; знание о особенностях организации жизни семьи с приемным ребенком. Этот третий аспект связан с пониманием следующих закономерностей: закономерностей процесса адаптации семьи и приемного ребенка на всех трех адаптационных периодах; степень удовлетворенностью ожиданиями семьи и ребенка друг от друга; специфика и динамика эмоционального принятия друг друга, включая всех членов семьи с учетом возраста приемного ребенка; способы воспитания ребенка в приемной семье и т.д.
Консультирование такой семьи должно рассматриваться как последовательные этапы психологического сопровождения, начиная с предварительного консультирования принимающей семьи, выявление ее ресурсов и информирование о возможных сложностях в процессе усыновления (первый этап). Показателями ресурсности семьи считаются: мотивация приема ребенка; реалистические ожидания от появления приемного ребенка; социально-демографические показатели семьи; специфика функционирования семьи, характеризующаяся ролевой гибкостью, открытостью коммуникаций; удовлетворенностью качеством жизни и т.д.; индивидуальные особенности членов семьи и их самочувствие; позитивные методы родительского воспитания.
На этой стадии также важно выявить мотивы принятия (усыновление / опека) ребенка в семью с выявлением деструктивных моментов. Для определения готовности семьи к приемному ребенку используют методы психологической диагностики. Полуструктурированное интервью для родителей, тест Геринга, тест семейной динамики, социометрические процедуры, опросники родительских отношений и т.д.
Второй этап сопровождения связан с подготовкой ребенка к переходу в приемную семью, формирование его готовности к сотрудничеству с приемными родителями. В случае необходимости (нахождение ребенка в ситуации острого стресса, переживания горя и т.д.), ребенок проходит индивидуальную терапию с целью снижения влияния психотравмы наличность и поведение ребенка. Особенно этот этап важен для ребенка с выраженными нарушениями в поведении. Третий этап сопровождения семьи с приемным ребенком связан с психологической поддержкой приемной семьи и оказание помощи в формировании конструктивных взаимоотношений семьи и ребенка.
Немаловажным на этом этапе является выстраивание позитивных отношений между ребенком и его новой семьей. Сложности идентификации с семьей и нарушения отношений могут возникать вследствие истощения у ребенка ресурса привязанности, ожиданий идеальных родителей или смерти биологических родителей. В результате этого могут возникать проблемы в поведении и отторжение семьи.
Серьезной социальной проблемой для приемных семей является возвращение детей в условия детского дома. Как причины возращения детей, выделяются:
• неготовность приемных родителей к воспитанию ребенка;
• недостаточная терпимость по отношению к ребенку;
• ограниченные возможности принятия семьи самим ребенком;
• нарушение мотивации замещающей семьи (иногда семья может принимать ребенка из-за финансовых выгод). Необходимо помнить, что ребенок переживает возвращение в
условия детского дома как психическую травму. Все дети на первом этапе имеют сниженное или депрессивное настроение, повышенный травматизм, нарушение сна, страхи, повышенное внимание к своей внешности, асоциальные типы поведения. На следующем этапе переживания в условиях детского дома большинство детей имеет регресс к примитивным способам реагирования: у детей повышается пассивность, сужается круг интересов, появляется раздражительность, капризности, снижена мотивация к обучению и какой-либо самостоятельной деятельности, отмечаются негативные прогнозы своей жизни. В дальнейшем в течение последующих 2—3-х лет, наблюдается выстраивание характерных для детей психических защит: готовность к агрессии, конфликты со сверстниками и старшими, аффективность реакций.
Организация консультативной помощи таким детям состоит из трех этапов: адаптационный, реабилитационный, интеграционный. На этапе адаптации важно обеспечить ребенку максимальную безопасность, ознакомить с пространством и распорядком учреждения. Реабилитационный этап направлен на работу с фазами переживания психотравмы и формирования картины позитивного будущего, на этом этапе применяется большая группа техник: релаксации, визуализации, телесная и игровая терапии, нарративная терапия и т.д. Процесс интеграции связан с организацией социального взаимодействия ребенка, повышение его социального интереса.
При этом необходимо помнить, что если ребенок трижды возвращен из приемной семьи в условия детского дома, то его реабилитация невозможна.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. Чтотакоенормативныйкризиссемьи? КакиенормативныекризисыВы знаете?
2. Какиесложностинастадиивторогонормативногокризисасемьимогут наблюдаться?
3. Можнолирассматриватьповторныйбраккаккризис? Какиесложности могутвозникатьвситуацииповторногобрака?
4. Чтотакоененормативныйкризис?
5. Вчемзаключаетсядеструктивноевлияниеревности? '
6. ПеречислитестадииразводапоА. Маслоу.
7. Можнолисчитатьразводзавершенным, еслистадииразводанепройдены?
8. КакиеметодыконсультативногосопровожденияразводаВыпомните?
9. Существуютлитехникипомощиклиентувситуациибезответнойлюбви?
10. Какиезадачипсихологическойпомощистяжелобольнымвзрослым, Вы помните? Перечислитеих.
11. Вчемсмыслпредварительногоконсультированиясемьи, принимающей ребенка?
12. КакиеметодикидиагностикидляопределенияпсихологическихресурсовпринимающейсемьиВызнаете?
13. Из-зачегоможетпроизойтиситуациявозвратаребенкавдетскийдом? Чемэтогрозитребенку?
Литература для углубленного изучения темы
1. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.
2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.
Список используемой литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2004.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социальнопсихологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.
4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2007.
5. Гордон Т. Курс эффективного родителя: как воспитать в детях чувство ответственности / Пер. с англ. Н. Усовой. — М.: ЛомоносовЪ, 2010.
6. Губина Т. Материалы Детского Дома № 19. Изд. 2-е, перераб. и доп. 2007.
7. Карабанова О.И. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1998.
9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.
10. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: София, 2001.
11. Леви В.Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2004.
12. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
13. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000.
14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.
16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
17. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
18. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. — М.: ИСИ РАН, 1972.
19. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1998.
20. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.
22. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.
23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.
Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕРИОД
БЕРЕМЕННОСТИ