Основные этапы работы с семьей
1. Знакомство с семьей, во время которого устраиваются конструктивные отношения с семьей и происходит психологическое включение психолога в семейную структуру. На этом этапе начинается диагностика специфики семьи.
2. Выясняются основные нарушения семьи, и ведется работа по нахождению семейного ресурса.
3. Рабочий — когда семья активно переструктурируется, используя все возможные ресурсы.
4. Отделение психолога, выключение его из семейной структуры.
5. Расставание с семьей.
Рассмотрим более подробно специфику взаимодействия с семьей на разных этапах консультирования.
1. Начальная фаза консультирования — определение семьи как «целого».
Направлена на выявление актуальных проблем и нарушений семьи. Проходит в рамках нескольких диагностических встреч в зависимости от выявленной проблематики.
Консультирование начинается с заявки. На первой встрече необходимо определить специфику взаимодействия семьи по расположению их в консультативном кабинете и выявить лидера (того, кому семья доверяет ответственность).
Анализ семьи. Для анализа системы семьи необходимо определить:
• структуру семьи, ее функциональные возможности и гипотетические нарушения. На этой стадии проводится диагностика подсистем и разделение поколений через описание картин родительских позиций;
• взаиморасположение членов семьи на консультировании и через различные диагностические методы;
• определение лидера семьи. Обнаружение подгрупп (коалиций)внутри семьи.
В рамках консультативного взаимодействия на этой стадии необходимо также:
• установить рапорт со всеми членами семьи;
• дать высказаться всем членам семьи. Инициация высказывания может начинаться с сообщения, направленного по очереди к каждому: «Что с вашей семьей?»;
• сформировать проблему семьи в доступных терминах и определить цели семейного консультирования.
2. Диагностика семьи. Для начала консультационного процесса необходимо провести диагностику: состояние семейных подсистем, нарушение подсистем. Выделяются следующие основные параметры семейной диагностики.
Семейные подсистемы. Необходимо рассмотреть специфические особенности всех подсистем семьи, их наличие (Дж. Браун, Д. Кристенсен, 2001).
• Супружеская — сформированность, характерность.
• Родительская — сформированность, четкость, гомогенность.
• Дети — отношения, распространенность.
• Бабушки, дедушки.
В рамках диагностики необходимо выявить следующие аспекты функционирования семьи.
Основные нарушения в подсистемах.
• Смещение — введение члена семьи в несоответствующую ему подсистему, что приводит к возникновению ролевых и позиционных нарушений.
• Исключение одного члена семьи из системы.
• Введение дополнительного члена семьи в родительскую подсистему.
Границы подсистемы должны быть проницаемые, но четко очерчены (А.Я. Варга, 2001). Нарушение границ систем: жесткие границы приводят к невозможности адекватного формирования отношений; размытые границы приводят к конфлюенции (слиянию) между членами семьи и невозможности формирования самостоятельности.
Исключение подсистемы всегда приводит к нарушению всей семьи. При исключении супружеской подсистемы происходит нарушение структуры семьи, так как неудовлетворенность супружескими отношениями вызовет суррогатные способы их удовлетворения через эмоциональные коалиции с детьми, появление партнеров вне семьи, решению конфликтов с помощью манипуляций детьми и т.д. Исключение детской подсистемы ведет за собой возникновение опасности несформированности у детей умения сотрудничать и общаться на равных. Среди методик диагностирования данного параметра выделяют: техники семейных реконструкций (А.Г. Лидере, 2006), методику «линия жизни», тест Геринга и т.д.
Альянсы, коалиции в семье. Наличие альянсов и коалиций нормативно для семьи, однако они могут быть функциональными и дисфункциональными. Так, коалиция родителей для воспитания своих детей может считаться функциональной, а вот коалиция внука с бабушкой против родителей является дисфункциональной (А.С. Черников, 2001).
Эффективность выполнения функций и семейных ролей: анализируют специфику выполнения основных функций семьи: эмоциональной, поддерживающей, хозяйственной, воспитания детей, межличностной, социализации. Обращают внимание на распределение функциональной нагрузки между супругами и их наполнение. Методик, позволяющих диагностировать данный аспект отношений, достаточно много: циркулярное интервью, социограмма Эйдемил-лера, тест «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (модификация А.В. Черникова).
Диагностика исторического влияния семьи на молодую семью. С этой точки зрения многие проблемы, возникающие в семье, на самом деле являются актом лояльности к прошлым поколениям. Кроме того, часть нарушений структуры семьи является межпоколенными и передается как устойчивые паттерны выстраивания семейных взаимоотношений. Для диагностики этого параметра используются такие техники, как работа с генограммой, история семьи, системные расстановки по методу Б. Хеленгера и т.д.
Диагностика сплоченности семьи. Для диагностики этого параметра необходимо выявить степень эмоциональной близости семьи, для чего можно воспользоваться вопросами, приведенными в практикуме, а также тестом семейной адаптации и сплоченности Олсона (РА8Е8-У).
Коммуникации между членами семьи. Анализу подвергаются следующие параметры: принципы конструирования и передачи информации; коммуникативные особенности; эффективность коммуникаций и их нарушения: дистанция, слияние, агрессивность коммуникаций. Кроме того, необходимо диагностировать страхи и желания, которые приводят к нарушению коммуникаций.
Диагностика специфики прохождения семьей этапов развития. Данный параметр позволит выяснить специфику периода, на котором возникли сложности, и организовать адекватную помощь в прохождении стадии нормативного развития.
Диагностика традиций и правил семьи. К диагностике традиций относятся вопросы изучения совместного досуга, проведения праздников, ужинов и т.д.
Диагностика семейных мифов. Своеобразных семейных историй, негласных договоров, поддерживающих семейное единство.
Диагностика системы предпочтений и правил проявления любви и поддержки связанна с анализом специфики взаимодействия, возможно в виде циркулярных вопросов.
3. Стадия структурирования и установления интегрированности психолога. На этой стадии идет: определение интегрированности семьи, определение ее «Я»-позиции; поиск ответа на вопрос: «Куда мы идем?». На этой стадии может проявиться завуалированная попытка семьи расщепить (если это команда) или отторгнуть консультанта. Задачами данной стадии работы с семьей является:
• установление валидного промежутка между поколениями (средняя фаза);
• развитие «объединенной» системы (семья и консультант);
• воссоединение (В. Сатир) семьи, собрание семьи;
• разрешение «тупика», обретение новых возможностей;
• превращение интервью во время, когда члены семьи общаются друг с другом в позитивном ключе взаимопонимания и взаимоподдержки.
4. Стадия отделения психолога, выключение его из семейной структуры.
5. Расставание с семьей. На этой стадии со стороны семьи может быть проявление тревоги, что вызывает необходимость разговора со стороны консультанта о собственной печали расставания и обращения за помощью к семье для разрешения данной ситуации.