Речь, произнесенная на торжественном акте
в Императорской военно-медицинской академии профессором
С.П. Боткиным 7-го декабря 1886 г.[16]
...Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить или облегчать, – составляет ту отрасль человеческого знания, которая известна под именем медицины.
Болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины...
...Понятие о болезни неразрывно связывается с ее причиной, которая исключительно всегда обуславливается внешней средой, действующей или непосредственно на организм заболевший, или через его ближайших или отдаленных родителей.
Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность больной жизни...
...Сохраняя интересы больного и его ближайших окружающих, не думая о личных своих выгодах, врач будет поступать согласно своим обязанностям и требованиям науки, причем его душевное состояние наиболее устойчиво сохранится в равновесии. При сознании добросовестного отношения к своим обязанностям врач не будет нравственно угнетен несправедливыми обвинениями и не впадает в самообольщение при своих успехах...
...Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или в самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача – практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближним и перед Родиной, что и будет обуславливать истинное счастье его жизни.
Здоровье и воспитание в городе и за городом[17]
(Университетская актовая речь 1873 г.)
...Наша специальность – распознавание и лечение болезней, практическая медицина. Область последней обширна, как сама жизнь, неправильности которой вызывают болезни. Поэтому, если бы могло быть затруднение при выборе предмета речи в области практической медицины, то разве в обилии и разнообразии явлений. Несмотря на это, не к практической медицине собственно обратились мы с нашими поисками; мы обратились к науке о сохранении здоровья, о предотвращении болезней, к гигиене. По нашему убеждению, поступая так, мы не выходим из сферы практической врачебной деятельности. Мы считаем гигиену не только необходимою частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности всякого практического врача. Практические врачи – те лица, которые заявляют впервые о болезненных явлениях, вызывающих необходимость гигиенических мер; их слово не может быть праздным и при обсуждении качества последних. Припомним далее, что чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Сами успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигиены. Прибавим еще, что значение терапии, столь важное в отдельных случаях, слабеет с увеличением числа последних. Неизбежное следствие пренебреженной гигиены, болезни масс, могущие развиваться в чрезвычайной несоразмерности с возможным увеличением врачебного персонала, часто делают врачебную помощь поверхностною, крайне слабою, лишь кажущуюся. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечение. К счастью, они и доступнее: немного нужно знать, чтобы уметь самому сберечь свое здоровье; без сравнения больше, чтобы избавиться от развившейся болезни. Вот причины, по которым мы, в настоящем случае, предпочли область гигиены области практической медицины собственно.
Остановившись на гигиене, мы не долго колебались в выборе предмета, на который стоит обратить общественное внимание. На этот предмет давно указала нам наша врачебная деятельность, – знакомство с средой, в которой нам пришлось действовать, как врачу...
...Касательно влияния образа жизни на здоровье, отметим прежде всего, что это влияние тем сильнее, чем моложе организм. Годы младенчества, детства, отрочества и отчасти юности имеют в этом отношении решающее значение. Кто вынес из этих возрастов крепкое здоровье, тому оно редко изменяет в остальную жизнь, тот может победоносно выйти из тяжких испытаний. И врачу легче бороться с неправильностями образа жизни в возрастах, следующих за юношеским, если в эти возрасты было перенесено крепкое здоровье...
Тестовые задания по теме: Развитие медико-биологических и клинических дисциплин. Медицина в России во второй половине XIX века.
Выберите один правильный ответ.
76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ
1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго
2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея
3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин
4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо
80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ
1) Г.Н. Габричевский
2) И.М. Сеченов
3) Н.Е. Веденский
4) В.В. Пашутин
81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ
1) С.П. Боткин
2) Н.В. Склифосовский
3) И.М. Сеченов
4) И.И. Мечников
85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ
1) С.П. Боткин
2) Н.В. Склифосовский
3) И.М. Сеченов
4) И.И. Мечников
88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА
1) психологическая
2) онкологическая
3) вирусологическая
4) целлюлярная
89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ
1) гуморальных факторов иммунитета
2) строения сердечно-сосудистой системы
3) клеточного строения организма
4) теории нервизма
90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА
1) вирусологическая
2) травматологическая
3) нейрофизиологическая
4) конституционная
93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ
1) иммуноглобулинам
2) Т-хелперам
3) В-лимфоцитам
4) фагоцитам
95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ
1) И.М. Сеченов
2) Г.Н. Габричевский
3) И.И. Мечников
4) С.П. Боткин
5) Г.А. Захарьин
Дополните.
96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.
97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.
98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.
99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.
100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.
101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.
102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.
103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.
104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.
105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.
106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.
107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.
108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.
Установите соответствие.
109. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физиологического направления 3) основоположник материалистической психологии | А. С.П. Боткин | ||||||
Б. П.А. Загорский | |||||||
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын | |||||||
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | |||||||
110. | НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии | А. А.П.Нелюбин | ||||||
Б. М.А. Нечаев | |||||||
В. И.Е. Дядьковский | |||||||
Г. Н.Ф. Кайданов | |||||||
Д. Н.В.Склифосовский | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Е. А.А. Иовский | ||||||
111. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | А. И.И. Мечников | ||||||
Б. Г.И. Сокольский | |||||||
В. Н.В. Склифосовский | |||||||
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин | |||||||
112. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатомического направления в медицине | А. И.И.Мечников | ||||||
Б. Г.И.Сокольский | |||||||
В. Н.В.Склифосовский | |||||||
Г. М.М.Тереховский | |||||||
Д. Г.А. Захарьин | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | |||||||
113. | УЧЕНЫЙ: | ГОДЫ ЖИЗНИ: | |||||
1) И.М. Сеченов | А. 1845–1916 | ||||||
2) И.И. Мечников | Б. 1832–1989 | ||||||
3) С.П. Боткин | В. 1845–1905 | ||||||
Г. 1832–1911 | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Д. 1829–1905 | ||||||
114. | УЧЕНЫЙ: | ГОДЫ ЖИЗНИ: | |||||
1) Г.А. Захарьин | А. 1812–1889 | ||||||
2) Г.И. Сокольский | Б. 1832–1893 | ||||||
3) Н.В. Склифосовский | В. 1829–1897 | ||||||
Г. 1807–1886 | |||||||
Д. 1836–1904 | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Е. 1836–1911 | ||||||
Установите последовательность.
115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА
1) учеба в Харьковском университете
2) работа в Одесском университете
3) защита докторской диссертации в Петербурге
4) издание "Этюдов о природе человека"
116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова
2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина
3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина
4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»
117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ
1) «Больничная газета Боткина»
2) «Современная медицина»
3) «Архив клиники внутренних болезней»
4) «Еженедельная клиническая газета»
118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА
1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге
2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения
3) создание инфекционного стационара
4) участие в Крымской войне
119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА
1) издание труда «Рефлексы головного мозга»
2) заведование кафедрой в Одесском университете
3) работа в Петербургском университете
ОТВЕТЫ:
76: 2 | 99: женщин |
77: 3 | 100: Г.Н. Габричевский |
78: 3 | 101: Л. Пастера |
79: 2 | 102: торможения |
80: 2 | 103: микробиологии |
81: 1 | 104: врача |
82: 4 | 105: Г.Н. Габричевский |
83: 4 | 106: фагоциты |
84: 1 | 107: 1894 |
85: 2 | 108: И.М. Сеченов, С.П. Боткин |
86: 1 | 109: 1–В, 2–А, 3–Е |
87: 4 | 110: 1–В, 2–Г, 3–Д, |
88: 4 | 111: 1–Б, 2–В, 3–Д |
89: 3 | 112: 1–В, 2–А, 3–Б |
90: 3 | 113: 1–Д, 2–А, 3–Б |
91: 3 | 114: 1–В, 2–Г, 3–Д |
92: 3 | 115: 1, 3, 2, 4 |
93: 4 | 116: 4, 3, 2, 1 |
94: 4 | 117: 2, 3, 4, 1 |
95: 5 | 118: 4, 1, 3, 2 |
96: Г.Н. Грабичевский | 119: 3, 1, 2, 4 |
97: Г.А. Захарьин | |
98: С.П. Боткин |
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Аринкин М.И. С.П. Боткин / М.И. Аринкин, В.Б. Фарбер. – М., 1948. – 34 с.
2. Белкин Р.И. И. И. Мечников – великий русский биолог / Р.И. Белкин. – М., 1953. – 82 с.
3. Мечников И.И. Академическое собрание сочинений / И.И. Мечников. – М., 1950 – 1960. – Т. 6, С. 22 – 29; Т. 2, С. 9 – 425; Т. 8, С. 7 – 482; Т. 15, С. 11–78.
4. Пановская М.И. И.М. Сеченов / М.И. Пановская. – М., 1969. – 96 с.
5. Петров Б.Д. С. П. Боткин, жизнь и деятельность / Б.Д. Петров. – М.: Медицина, 1982. – 146 с.
6. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – Т. 1 – 2. – М., 1956. – 770 с.
Дополнительная литература:
1. Агеев А.К. Жизнь и деятельность М.М. Руднева / А.К. Агеев // Арх. патол. – 1979. – С. 79.
2. Архангельский Г.В. Ф.И. Иноземцев и его значение в развитии русской медицины / Г.В. Архангельский. – М., 1959. – 120 с.
3. Белоголовый А.Н. С.П. Боткин, его жизнь и врачебная деятельность / А.Н. Белоголовый. – СПб., 1892. – 90 с.
4. Вклад Н.Ф. Гамалеи в микробиологию и эпидемиологию / под ред. С.Н. Муромцева. – М., 1962. – 24 с.
5. Глушников А.Г. Г.А. Захарьин / А.Г. Глушников. – М., 1974. – 40 с.
6. Грачева Н.П. Большая жизнь / Н.П. Грачева. – М., 1959. – 46 с.
7. Грязнов И.С. Николай Федорович Гамалея / И.С. Грязнов. – М., 1949. – 94 с.
8. Гукасян А.Г. Великий терапевт-гигиенист / А.Г. Гукасян // Тер. арх. – 1954. – Вып. 1. – T. 26. – С. 44.
9. Гукасян А.Г. С.П. Боткин – основоположник русской клиники внутренних болезней / А.Г. Гукасян. – 1940. – С. 8.
10. Захарьин Г.А. Здоровье и воспитание в городе и за городом / Г.А. Захарьин // Клинические лекции и избранные статьи. – М., 1910. – С. 476 – 493.
11. Исаев Г.П. Анатомико-хирургические таблицы И.В. Буяльского – оригинальное произведение медицинской литературы начала 19 века / Г.П. Исаев // Арх. анат., гистол. и эмбриол. – 1955. – С. 59.
12. Карлик Л. Н. И.И. Мечников / Л.Н. Карлик. – М., 1946. – 38 с.
13. Колесов В.И. Страницы из истории отечественной хирургии / В.И. Колесов. – М., 1953. – С. 41.
14. Коломийченко М.И. Выдающиеся деятели отечественной медицины П.А. Загорский и И.В. Буяльский / М.И. Коломийченко // Хирургия. – 1965. – С. 142.
15. Лушников А.Г. Г.А. Захарьин / А.Г. Лушников. – М., 1974. – 58 с.
16. Лушников А.Г. С. П. Боткин / А.Г. Лушников. – М., 1969. – 66 с.
17. Маргорин Е.М. Илья Буяльский / Е.М. Маргорин. М., 1948. – 38 с.
18. Миленушкин Ю.И. Н.Ф. Гамалея / Ю.И. Миленушкин. – М., 1967. – 72 с.
19. Могилевский Б.Л. И.И. Мечников / Б.Л. Могилевский. – М., 1958. – 118 с.
20. Оборин Н.А. И.Ф. Буш / Н.А. Оборин // Клин. хир. – 1971. – С. 58.
21. Оборин Н.А. У истоков отечественной травматологии / Н.А. Оборин // Травм. и ортоп. – 1960. – С. 66.
22. Процек Е.Г. Вопросы профилактики в трудах Г. А. Захарьина / Е.Г. Процек // Врач. дело. – 1954. – № 3. – С. 266 – 267.
23. Ярошевский М.В. И.М. Сеченов / М.В. Ярошевский. – М., 1968. – 142с.
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ (XVIII –XIX ВВ.).
Краткая характеристика эпохи: Особенности развития отечественной гигиены в связи с социально-экономическими сдвигами в стране, а также успехами естествознанияи медицины. Общественно-гигиенические взгляды русских революционных демократов. Роль общей и медицинской печати в борьбе за становление гигиенических наук и распространение гигиенических знаний. Вопросы гигиены в работе врачебных обществ и съездов. Русское общество охранения народного здравия — первое гигиеническое общество в России. Общественная направленность деятельности отечественных гигиенистов. Начало дифференциации гигиены и санитарии на отдельные отрасли. Возникновение и развитие земской медицины. Создание земской санитарной организации. Роль передовых земских врачей в разработке санитарно-гигиенических вопросов. Санитарно-статистические исследования земских врачей. Передовые земские санитарные врачи: И. И. Моллесон, И. А. Дмитриев, Н. И. Тезяков, Е. А. Осипов, П. И. Куркин. Санитарные организации городов. Г. И. Архангельский и другие. Фабрично-заводская медицина. Ведущие отечественные гигиенические школы (А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман).
Развитие гигиены как науки в России:Взгляды М.В. Ломоносова на вопросы охраны здоровья, его письмо к И.И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа». Первое указание по гигиене труда, по устройству и оборудованию шахт, вентиляций. Взгляды С.Г. Зыбелина, первого русского гигиениста, значение его трудов для предупреждения болезней. Вопросы профилактики болезней в деятельности Вольного экономического общества. Основоположник военной гигиены в России – М.Я. Мудров, значение медико-топографических описаний в развитии гигиены и санитарного дела. Взгляды Н.И. Пирогова на гигиену. Г.А. Захарьин о гигиене – основатель московской терапевтической школы, утверждал, что «победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена». Но эти отдельные высказывания и предложения по гигиене носили эмпирический характер и еще не были обоснованы специальными экспериментальными методами. С.П. Боткин, высказываясь о предупреждении болезней, дал определение медицине: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждения болезни, лечить и облегчать – составляет отрасль человеческой деятельности, которая известна под именем медицины».
Начальный период преподавания гигиены, два направления развития гигиены: личная (индивидуальная) гигиена и элементы санитарного законодательства (медицинская полиция).
Гигиена как единая самостоятельная наука до второй половины 19 века еще не сформировалась, не была она выделена и как специальная дисциплина в системе медицинского образования. Гигиенические сведения преподавались вместе с судебной медициной, токсикологией, фармакологией, общей патологией. Создание первых кафедр гигиены. А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман – основоположники экспериментальной и общественной гигиены в России. Увязывая научную работу с практической, эти ученые придавали гигиене общественную направленность.
Одной из важных предпосылок в формировании научной гигиены во второй половине 19 века явились выдающиеся успехи естествознания и медицинской физики, химии, биологии, физиологии, микробиологии. Это подготовлио почву для создания гигиенических лабораторий, для лабораторного опыта, который был основой экспериментальной гигиены. Материалистическое учение Сеченова о единстве организма и его взаимодействии с внешней среды, о роли нервной системы в реализации этого единства легло в основу отечественной экспериментальной гигиены. Отечественные гигиенисты стали уделять большое внимание изучению условий труда, питания населения, влиянию температуры, влажности воздуха, опираясь на физиологию и патологию.
Развитие общественной медицины: общественная медицина – практическая медицинская деятельность, научно направленная на обеспечение здоровья общества. Формы общественной медицины: медицинская периодическая печать, медицинские и другие общества, медицинские съезды и специальные комиссии.
Медицинская периодическая печать: Военно-медицинский журнал, Московская медицинская газета, журнал «Современная медицина», Медицинский вестник, Всеобщий журнал врачебной науки, Вестник судебной медицины и общественной гигиены, Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, Здоровье и др.
Медицинские общества: Общество русских врачей в Петербурге и Москве, многих губернских центрах, при них – бесплатные лечебницы и аптеки. Физико-медицинское общество. Общество охранения народного здравия (1877) осуществляло борьбу с массовыми заболеваниями (туберкулезом, эпидемическими болезнями, алкоголизмом), проводило изучение вопросов промышленной гигиены и школьной гигиены, разработку научных основ общественного питания, распространение сведений о здоровом питании, контроль за пищевыми продуктами, организацию диетических столовых, благоустройство и очистку населенных мест. Общество врачей в память Н.И. Пирогова (1883) – осуществляло работу комиссий и съездов общества.
Земская медицина: возникла в 60-е годы, уезд делился на фельдшерские участки и фельдшер должен был обслужить этот участок, изредка контролировался разъездным врачом. Принципы оказания медицинской помощи населению – фельдшеризм, разъездная система, платность. На каждом участке находилось какое-либо лечебное учреждение, в сельской местности стали строиться амбулатории и больницы. Больница включала стационар на 5-10 коек с родильными и сифилитическими отделениями, заразный барак, амбулатория для приема больных, помещение для аптеки и квартира врача. Радиус обслуживаемого участка был свыше 10 верст, население – 6-6,5 тысяч человек.
Характеристика работы земских врачей в отечественной литературе – Вересаев (от заразных болезней умерло 37% врачей, из них 60% - земских врачей, в 1892 году половина всех умерших земских врачей умерло от сыпного тифа), Чехов. По данным Френкеля за 1870-1910 гг. число врачей в земской губернии увеличилось в 5 раз, в т.ч. в сельской местности в 10 раз. Если в 1870 году один врач обслуживал примерно 100 тыс. человек, проживающих на территории радиусом 40 верст, то в 1910 году – 30 тыс. человек на территории радиусом примерно 20 верст. Возникновение врачебного участка на селе – одна из серьезных заслуг земской медицины.
Земская санитарная организация: основные предпосылки, способствующие появлению земской санитарной организации – большое число эпидемий (всего за 19 век в России зарегистрировано 15 эпидемий чумы, 6 пандемий холеры, которые начались в Индии), низкий санитарный уровень населения, экономические факторы (оздоровление «пришлых» рабочих). Санитарно-эпидемиологическая деятельность участковых земских врачей: лечение заболевших инфекционными заболеваниями, составление медико-топографических описаний и статистических сводок, распространение оспопрививания и пропаганда гигиенических сведений среди народа. Первые санитарные организации России: Пермь (1878), Вятка (1874), Херсон (1874), Москва (1875), Самара (1879), Курск (1882), СПб (1884). В практике работы врача стала использоваться санитарная статистика, Е.А. Осиповым была введена карточная регистрация больных участковыми земскими врачами.
Периоды развития земской санитарной организации: период становления санитарной организации (70-е годы), период создания губернских санитарных бюро с медико-статистическими отделениями (середина 90-х годов), период создания уездных санитарных советов (с 1905 г.).
Обязанности губернского санитарного врача: 1) подведение годовых итогов работы участковых земских врачей и уездных санитарных врачей, 2) разработка статистических данных по заболеваемости и смертности населения, 3) составление медико-топографических описаний губерний, 4) контроль за состоянием санитарного и лечебного дела в губернии, проведение различных санитарных мероприятий (анализ воды, осмотр зданий). Таким образом, функции первых санитарных врачей были организация медицинской помощи населению, противоэпидемическая работа, санитарно-просветительная работа и санитарно-статистические исследования.
Городская медицина: особенности медико-санитарной организации Петербурга – врачебно-санитарный надзор осуществляли врачи общесанитарного профиля (40 человек), т.н. училищные врачи (школьно-дошкольные), специальные санитарные врачи за ночлежными домами (11 человек), торгово-санитарные врачи (20 человек). В таком виде врачебно-санитарная организация существовала только в наиболее крупных городах. К концу 19 века в губернских центрах было всего по 2-3 врача. В Москве – 20 общесанитарных и 10 т.н. базарных (пищевых) врачей. В Петербурге медицинским делом руководила «Комиссия общественного здравия» (Архангельский). Город разделили на 12 частей, в каждой был прикреплен член комиссии (окружной санитарный попечитель), позднее она разделилась на две комиссии– санитарную и больничную. В составе этих комиссий находились исключительно члены городской думы, с 1881 года в состав комиссии входил Боткин. Врачи входили в нее только с правом совещательного голоса. Врачебную бесплатную помощь неимущим слоям городского населения оказывали т.н. думские врачи. В Петербурге в 1913 году было всего 40 думских врачей, прием больных осуществлялся в амбулаториях (1 амбулатория на 25-100 тысяч жителей), прием осуществлялся в течение 2-3 часов.
Основные сведения об ученых
ДОБРОСЛАВИН АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1842 – 1889)
Основоположник отечественной гигиенической школы экспериментального направления. После окончания в 1865 г. Медико-хирургической академии был оставлен при академии, прошел подготовку по гигиене за границей и в 1871 г. возглавил первую кафедру гигиены в Медико-хирургической академии в Петербурге. Способствовал развитию общественной гигиены, один из организаторов «Русского общества охранения народного здравия» (1877).
Изучал питание крестьянства и городской бедноты. Опубликовал около 100 научных работ, посвященных вопросам обмена веществ в организме, гигиене питания и военной гигиене. Исследовал химический состав хлеба, вареного мяса, усвояемость различных жиров. Организовал лабораторию, которая стала базой для выполнения экспериментальных исследований и в дальнейшем была реорганизована в городскую лабораторию по гигиене питания. Инициатор и руководитель многих работ по оздоровлению населенных мест, улучшению водоснабжения и канализации, обследованию жилищ в Петербурге. Разработал планы народной школы в городе и на селе, здорового крестьянского жилища, земских больниц. Принимал активное участие в борьбе с эпидемиями, предложил новые конструкции дезинфекционных аппаратов. Является автором фундаментальных руководств по гигиене «Очерки основ санитарной деятельности» (1874 – 1876), «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (1882 – 1884). Внес большой вклад в развитие отечественной военной гигиены, написал учебник «Курс военной гигиены» (1885 – 1887). Под его руководством защищено около 100 диссертаций. А. П. Доброславин – один из учредителей Русского общества охранения народного здравия (1878), организатор и редактор научно-популярного гигиенического журнала «Здоровье» (1874 – 1884).
ЭРИСМАН ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (1842 – 1915)
Швейцарец по происхождению, более четверти века прожил в России. Был видным представителем русской гигиенической науки и общественно-санитарным деятелем. Основоположник общественного направления в гигиене. Учился в Цюрихе вместе с Н. П. Сусловой – первой русской женщиной, получившей высшее медицинское образование. Женился на ней и приехал вместе с женой в Петербург в 1869 г. Работая окулистом, занялся исследованием зрения у учащихся школ. В 1870 г. в «Архиве судебной медицины и общественной гигиены» напечатал свою первую на русском языке работу «Влияние школ на происхождение близорукости». Создал новую конструкцию парты и разрабатывал другие проблемы школьной гигиены. Изучал санитарное состояние ночлежных домов и подвальных жилищ в Петербурге, провел ряд других исследований, в которых были определены причины высокой смертности в Петербурге. Затем в течение 2 лет работал в Германии в лаборатории М. Петтенкофера. Во время русско-турецкой войны 1877 –1878 гг., находясь в действующей армии, внедрял в военно-медицинскую практику рациональные противоэпидемические мероприятия — санитарную очистку, дезинфекцию, дезинсекцию.
По приглашению Московского земства в течение 6 лет Ф. Ф. Эрисман провел первое в России комплексное углубленное санитарно-гигиеническое изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879 – 1885). (Совместно с Эрисманом эти работы выполняли А. В. Погожев и Е. М. Дементьев). Было обследовано по единой обширной программе 1080 предприятий с общим числом работающих 114 тыс. Результаты исследования обобщены в серии выпусков «Сборников статистических сведений по Московской губернии». В этих сборниках собраны детальные сведения об условиях труда и быта рабочих, их питании, данные антропологических обследований.
В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман становится профессором кафедры гигиены, организованной в Московском университете. Ф.Ф. Эрисман подчеркивал общественный характер гигиены: «Лишите гигиену ее общественного характера и вы ей нанесете смертельный удар, превратив ее в труп, оживить который ни в коем случае не удастся».
Ф. Ф. Эрисман уделял большое внимание статистическому методу в гигиенических исследованиях. Под его руководством было выполнено 13 диссертаций. Он руководил разработкой проекта канализации Москвы, участвовал в сооружении Московского (Рублевского) водопровода. В 1891 году ученым была организована городская санитарная станция (сейчас НИИ им. Ф. Ф. Эрисмана).
Ф. Ф. Эрисман был постоянным участником, докладчиком, часто председателем на Пироговских съездах. Он составил серию учебников по гигиене и профессиональной гигиене. Его учениками были С. Ф. Бубнов, Н. К. Игнатов, В. В. Игнатьев, С. С. Орлов, Г. В. Хлопин, впоследствии организовавший кафедру гигиены в ЛСГМИ. В 1896 г. Ф. Ф. Эрисман выступил в защиту преследуемых студентов, и это послужило поводом для его увольнения из университета. Последние годы жизни провел в Цюрихе; пропагандировал женское образование, достижения русской общественной медицины, выпустил краткое руководство по гигиене, выдержавшее 3 издания.
ОСИПОВ ЕВГРАФ АЛЕКСЕЕВИЧ (1841 – 1904)
Один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. Окончил медицинский факультет Казанского университета. Работал земским врачом в Самарской губернии. После переезда Е. А. Осипова в Москву под его руководством была создана наиболее передовая в России земская Московская губернская санитарная организация. Он разработал принципы работы врачебного участка с лечебницей-стационаром и задачи сельского врача, а также программу санитарного обследования губернии.
Под его руководством и по составленной им программе Ф. Ф. Эрисман, А. В. Погожев и Е. М. Дементьев в 1879 – 1885 гг. провели санитарное обследование фабрик и заводов Московской губернии.
На огромном материале по специально разработанной медицинской документации Е. А. Осипов изучал заболеваемость населения Московской губернии в 1878 –1882 гг. Он выступал с публицистическими и научно-популярными статьями, уделяя большое внимание профилактической деятельности земских врачей.