Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС)
В Республике Беларусь создана ГСЧС. Деятельность этой системы регулируется законодательными актами, Указами Президента, Постановлениями Правительства и другими нормативными правовыми актами.
В мирное время основу ГСЧС составляет Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Силы и средства МЧС с привлечением при необходимости сил и средств других министерств и ведомств позволяют решать проблемы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
МЧС является основным координирующим органом в ГСЧС при решении Министерством здравоохранения и Министерством сельского хозяйства и продовольствия проблемы предупреждения и ликвидации ЧС биологического характера.
Координирует МЧС и работу Министерства природных ресурсов и окружающей среды по предупреждению и ликвидации ЧС экологического характера.
ГСЧС обеспечивает:
- мониторинг природной среды, потенциально опасных объектов и социальной сферы;
- обучение государственных структур и населения действиям в ЧС;
- прогнозирование ЧС государственными структурами;
- оценку возможных последствий ЧС;
- мероприятия по предупреждению ЧС государственными структурами и населением.
При наступлении ЧС ГСЧС осуществляет:
- оповещение органов власти и государственного управления о ЧС;
- оповещение населения о ЧС;
- разведку района ЧС, оценку обстановки, организацию спасательных и других работ;
- ликвидацию источника ЧС;
- организацию действий населения по выживанию ЧС;
- участие населения в спасательных и других работах;
- ликвидацию последствий ЧС, обеспечение жизнедеятельности пострадавших;
- участие населения в ликвидации последствий ЧС.
С объявлением в стране военного положения приводится в готовность и разворачивается система гражданской обороны (ГО). Начальником ГО РБ является глава Правительства. Начальниками ГО в административно-территориальных единицах являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов.
Органами управления ГО становятся штабы гражданской обороны:
- на республиканском уровне – МЧС;
- на территориальном уровне – областные и Минское городское управление МЧС;
- на местном уровне – районные и городские отделы по ЧС, работники сельских и поселковых исполкомов;
- на отраслевом и на объектовом уровнях – структурные подразделения и работники республиканских органов управления.
Начальники штабов являются:
- штаба ГО республики – министр по чрезвычайным ситуациям;
- штаба ГО министерства – один из заместителей министра;
- штаба ГО области – начальник областного управления ЧС;
- штаба ГО города Минска – начальник Минского городского управления ЧС;
- штаба ГО района (города) – начальник районного (городского) отдела МЧС;
- штаба ГО объекта – работник ГО и МЧС.
Повседневная деятельность структур ГО в мирное время обеспечивает:
- поддержание в готовности органов управления, сил и объектов ГО;
- подготовку руководящего состава органов управления, сил ГО;
- создание, накопление, хранение резервов и материальных ресурсов.
При введении военного положения штабы ГО приводят в готовность силы ГО, обеспечивают выдачу населению СИЗ, начало работ по отселению и эвакуации людей и ценностей в безопасные районы.
Если не наносятся удары по городам и населенным пунктам, то силы ГО обеспечивают:
- обучение населения способам защиты при ударах противника;
- развертывание дополнительных формирований ГО и их обучение;
- строительство быстровозводимых убежищ, противорадиационных и простейших укрытий;
- продолжение эвакуационных мероприятий;
- комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости экономики;
- мероприятия по предупреждению ЧС;
- участие населения в мероприятиях по предупреждению ЧС.
При нанесении ударов противником ГО обеспечивает:
- оповещение государственных органов управления о нападении противника;
- разведку очагов поражения, организацию спасательных и других работ;
- действия населения по сигналам ГО;
- действия населения по выживанию в ЧС;
- участие населения в спасательных работах;
- ликвидацию последствий ударов противника, обеспечение жизнедеятельности пострадавших, восстановление объектов;
- участие населения в ликвидации последствий ударов противника и восстановлении объектов.
Планирование видов деятельности ГСЧС
Планирование подготовки и реагирования на ЧС включает:
- выявление потенциально опасных источников ЧС;
- определение возможных масштабов воздействия ЧС на людей, экономику и природную среду;
- определение риска ЧС;
- проведение комплекса мероприятий по снижению риска ЧС;
- определение степени уязвимости населения, экономики и природной среды от источников ЧС;
- проведение комплекса мероприятий по снижению уязвимости населения, экономики и природной среды в ЧС;
- оценку наличия организационных ресурсов и потенциала для прогнозирования, оценки, предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
- подготовку сил и средств для решения поставленных задач;
- уточнение функций государственных структур по защите населения и обязанностей должностных лиц;
- уточнение форм и способов подготовки населения к действиям по предупреждению ЧС и выживанию в них;
- определение способов решения проблем материально-технического обеспечения;
- оценку и улучшение плана проведением учений, тренировок, тестирования и анализа операций по реагированию на ЧС.
Планы составляются во всех структурах ГСЧС и на объектах. Они корректируются и уточняются при изменении результатов оценки прогнозируемых ЧС и после проведения работ по снижению риска ЧС.