Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС)

В Республике Беларусь создана ГСЧС. Деятельность этой системы регулируется законодательными актами, Указами Президента, Постановлениями Правительства и другими нормативными правовыми актами.

В мирное время основу ГСЧС составляет Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Силы и средства МЧС с привлечением при необходимости сил и средств других министерств и ведомств позволяют решать проблемы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

МЧС является основным координирующим органом в ГСЧС при решении Министерством здравоохранения и Министерством сельского хозяйства и продовольствия проблемы предупреждения и ликвидации ЧС биологического характера.

Координирует МЧС и работу Министерства природных ресурсов и окружающей среды по предупреждению и ликвидации ЧС экологического характера.

ГСЧС обеспечивает:

- мониторинг природной среды, потенциально опасных объектов и социальной сферы;

- обучение государственных структур и населения действиям в ЧС;

- прогнозирование ЧС государственными структурами;

- оценку возможных последствий ЧС;

- мероприятия по предупреждению ЧС государственными структурами и населением.

При наступлении ЧС ГСЧС осуществляет:

- оповещение органов власти и государственного управления о ЧС;

- оповещение населения о ЧС;

- разведку района ЧС, оценку обстановки, организацию спасательных и других работ;

- ликвидацию источника ЧС;

- организацию действий населения по выживанию ЧС;

- участие населения в спасательных и других работах;

- ликвидацию последствий ЧС, обеспечение жизнедеятельности пострадавших;

- участие населения в ликвидации последствий ЧС.

С объявлением в стране военного положения приводится в готовность и разворачивается система гражданской обороны (ГО). Начальником ГО РБ является глава Правительства. Начальниками ГО в административно-территориальных единицах являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов.

Органами управления ГО становятся штабы гражданской обороны:

- на республиканском уровне – МЧС;

- на территориальном уровне – областные и Минское городское управление МЧС;

- на местном уровне – районные и городские отделы по ЧС, работники сельских и поселковых исполкомов;

- на отраслевом и на объектовом уровнях – структурные подразделения и работники республиканских органов управления.

Начальники штабов являются:

- штаба ГО республики – министр по чрезвычайным ситуациям;

- штаба ГО министерства – один из заместителей министра;

- штаба ГО области – начальник областного управления ЧС;

- штаба ГО города Минска – начальник Минского городского управления ЧС;

- штаба ГО района (города) – начальник районного (городского) отдела МЧС;

- штаба ГО объекта – работник ГО и МЧС.

Повседневная деятельность структур ГО в мирное время обеспечивает:

- поддержание в готовности органов управления, сил и объектов ГО;

- подготовку руководящего состава органов управления, сил ГО;

- создание, накопление, хранение резервов и материальных ресурсов.

При введении военного положения штабы ГО приводят в готовность силы ГО, обеспечивают выдачу населению СИЗ, начало работ по отселению и эвакуации людей и ценностей в безопасные районы.

Если не наносятся удары по городам и населенным пунктам, то силы ГО обеспечивают:

- обучение населения способам защиты при ударах противника;

- развертывание дополнительных формирований ГО и их обучение;

- строительство быстровозводимых убежищ, противорадиационных и простейших укрытий;

- продолжение эвакуационных мероприятий;

- комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости экономики;

- мероприятия по предупреждению ЧС;

- участие населения в мероприятиях по предупреждению ЧС.

При нанесении ударов противником ГО обеспечивает:

- оповещение государственных органов управления о нападении противника;

- разведку очагов поражения, организацию спасательных и других работ;

- действия населения по сигналам ГО;

- действия населения по выживанию в ЧС;

- участие населения в спасательных работах;

- ликвидацию последствий ударов противника, обеспечение жизнедеятельности пострадавших, восстановление объектов;

- участие населения в ликвидации последствий ударов противника и восстановлении объектов.

Планирование видов деятельности ГСЧС

Планирование подготовки и реагирования на ЧС включает:

- выявление потенциально опасных источников ЧС;

- определение возможных масштабов воздействия ЧС на людей, экономику и природную среду;

- определение риска ЧС;

- проведение комплекса мероприятий по снижению риска ЧС;

- определение степени уязвимости населения, экономики и природной среды от источников ЧС;

- проведение комплекса мероприятий по снижению уязвимости населения, экономики и природной среды в ЧС;

- оценку наличия организационных ресурсов и потенциала для прогнозирования, оценки, предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

- подготовку сил и средств для решения поставленных задач;

- уточнение функций государственных структур по защите населения и обязанностей должностных лиц;

- уточнение форм и способов подготовки населения к действиям по предупреждению ЧС и выживанию в них;

- определение способов решения проблем материально-технического обеспечения;

- оценку и улучшение плана проведением учений, тренировок, тестирования и анализа операций по реагированию на ЧС.

Планы составляются во всех структурах ГСЧС и на объектах. Они корректируются и уточняются при изменении результатов оценки прогнозируемых ЧС и после проведения работ по снижению риска ЧС.

Наши рекомендации