Ст. 00 специализированные тренинги 400
И СУПЕРВИЗИЯ
ДС. 00 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 600
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ)
ДС.01 Эмоциональные и личностные расстройства
в детском возрасте ДС.02 Детская психиатрия
ДС.ОЗ Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению
ДС.04 Дифференциальная нейропсихология развития психических функций
ДС.05 Клиническая нейропсихология
ДС.06 Психология семьи и семейной психотерапии
ДС.07 Расстройства самосознания
ДС.08 Психология стресса
ДС.09 Нейропсихологическая диагностика индивиду-альных различий
ДС. 10 Патология памяти
ДС.11 Патология эмоций
ДС. 12 Клинико-психологические проблемы геронтологии и гери-атрии
ДС.13 Афазиология
ДС. 14 Личность и нарушения общения
ДС. 15 Введение в клинический психоанализ
ДС. 16 Введение в психоаналитическую терапию
ДС.17 Психология сексуальности
ДС. 18 Наблюдение за психическим развитием младенца
Д С. 1 9 Методы нейропсихологической диагностики
ДС.20 Методы патопсихологической диагностики
ДС.21 Методы психологической диагностики и коррекции при пси-хосоматических и соматических расстройствах
ДС.22 Проективные методы в клинической психологии
ФТД.00 Факультативы450
ФТД.01 Военная подготовка450
Всего часов теоретического обучения 9450 часов 5. Сроки освоения основной образовательной программы вы-пускника по специальности 022700 «Клиническая психология»
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подго-товки специалиста при очной форме обучения составляет 260 не-дель, в том числе:
• теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую ра-боту студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии 180недель;
• практики не менее 25 недель;
• итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы не менее 13 не-дель;
• каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 42 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обу-чения, а также в случае сочетания различных форм обучения уве-личиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного обра-зовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанав-ливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме
обучения не должен превышать в среднем за период теоретическо-
го обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не
входят обязательные практические занятия по физической куль-
туре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем ауди-торных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспе-чена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7—10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 022700 «Клиническая психология»
В п. 6 формулируются требования, необходимые для реализации вузом основной образовательной программы подготовки дипломиро-ванного специалиста по данной специальности и прохождения вузом лицензирования, аттестации и аккредитации.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает
и утверждает основную образовательную программу вуза для
подготовки специалиста на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным пла-ном высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводи-мых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетвори-тельно или зачтено, незачтено).
Специализация является частью специальности, в рамках ко-торой они создаются, и предполагают получение более углублен-ных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной про
граммы высшее учебное заведение имеет право:
• изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-риала для циклов дисциплин — в пределах 10 %;
• формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из 11 базовых дисцип-лин, приведенных в настоящем Государственном образова-тельном стандарте, в качестве обязательных следующие четы-ре дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться
в рамках цикла. Занятия по дисциплине «Физическая культу-ра» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания сту-дентов;
• занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
• осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных кур-сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а так-же научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
• устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и соци-ально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин спе-циализации;
• устанавливать наименование специализаций по специ-альностям высшего профессионального образования, наиме-нование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образова-тельным стандартом, а также форму контроля их освоения студентами;
• реализовывать основную образовательную программу подго-товки специалиста в сокращенные сроки для студентов высше-го учебного заведения, имеющих высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять по очной форме не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допу-скается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация психологической составляющей образовательной программы подготовки бакалавра психологии должна быть обес-печена педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базо-вое психологическое образование. Квалификацию преподавателя составляют: собственно преподавательские умения (методическая подготовка, способность глубоко и одновременно доступно дово-дить учебный материал до студентов и пр.), систематическое за-нятие научной и/или научно-методической деятельностью и уча-стие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю непосредственно-личностно передавать студентам необходимый профессиональный опыт. Преподаватели специаль-ных психологических дисциплин, как правило, должны иметь со-ответствующую подготовку в данной отрасли психологии, что выражается в наличии ученой степени и/или опыта работы в соот-ветствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна составлять не менее половины от общего состава преподавателей; в исключительных случаях (например, при наличии доктора, ведущего специалиста в одной из отраслей психологии) доля может быть снижена, но она должна быть не менее одной трети преподавательского состава.
Для обеспечения практикумов, спецпрактикумов, ла-бораторных занятий вузы должны иметь технические кадры ин-женеров, техников и лаборантов.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению
учебного процесса
Обязательным условием реализации основной образо-вательной программы подготовки бакалавра является учебное и научно-методическое обеспечение учебного процесса.
Высшее учебное заведение обеспечивает доступ каждого сту-дента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образо-вательной программы; наличие программ, методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовым и дипломным работам, практикам, выпу-скному государственному экзамену и др.
Методические советы при кафедрах и факультетах конт-ролируют реализацию учебного плана и учебных программ и соот-ветствие их государственному образовательному стандарту, ут-верждают введение новых курсов и учебных программ, разрабаты-вают методические рекомендации, позволяющие полноценно орга-низовать самостоятельную работу студентов над учебным мате-риалом, использовать эффективные формы контроля знаний и достижений студентов, общей результативности обучения; вуз формирует фонд оценочных средств для осуществления итогового контроля.
Учебный процесс должен быть оснащен наглядными пособия-ми, аудио-, видео- и мультимедийными материалами, специаль-ными препаратами. Каждое учебное заведение организует биб-лиотеку (читальный зал и абонемент) для самостоятельной работы студентов с учебно-методической и научной литературой в раз-мере не менее 0,5 экземпляра на 1 студента.
УМО по психологии подготавливает сборники программ по всем дисциплинам общепрофессионального и специального цик-лов дисциплин, предусмотренных в стандарте, которые обеспечи-вают требования к содержанию и формам фундаментальной и специальной подготовки студентов.
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную обра-зовательную программу подготовки специалиста, должно распола-гать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и меж-дисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соот-ветствующих действующим санитарно-техническим нормам.
Для организации учебного процесса вуз должен иметь:
• компьютерные классы с подключением их к системе телеком-муникаций (электронная почта, Интернет);
• аппаратурное и программное обеспечение общего пси-хологического практикума;
• учебные классы, оснащенные видеотехникой для спецкурсов с проведением психологических тренингов;
• учебно-вспомогательную лабораторию по курсу «Экс-периментальная психология» и спецпрактикумов на
базе персонального компьютера и необходимой аппаратуры;
• экспериментально-практические базы в учреждениях здраво-
охранения, образования и служб социальной помощи (на осно-
ве договоров о научно-техническом сотрудничестве).
Требования к организации практик
Практика как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога направлена на достижение следующих целей:
• освоение умений ставить цели, формулировать задачи индиви-дуальной и совместной деятельности, кооперироваться с кол-легами по работе;
• закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
• обучение навыкам решения практических задач;
• формирование профессиональной позиции психолога, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
• знакомство со спецификой деятельности психолога в учрежде-ниях различного профиля.
Задачи определяются для каждого конкретного вида практики. Виды практики:
1. Ознакомительная — 3 недели.
2. Педагогическая — 6 недель.
3. Производственная — 6 недель.
4. Научно-исследовательская и квалификационная — 10 недель.
На каждом курсе содержание практики должно соот-ветствовать уровню подготовленности студентов.
Общая продолжительность практик — не менее 25 недель. Для ор-ганизации практики высшее учебное заведение:
• разрабатывает и принимает Положение о проведении практи-ки;
• разрабатывает и утверждает программы всех практик;
• разрабатывает форму отчетной документации;
• определяет базовые организации и заключает с ними договоры о проведении практики.
7. Требования к уровню подготовки специалиста по специальности 022700 «Клиническая психология»
Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Требования по циклу специальных дисциплин и обязательных практикумов по специальности. Специалист должен:
• иметь представления о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народ-ного образования и социальной помощи населению;
• понимать направленность практической и научно-ис-следовательской деятельности клинического психолога на по-вышение психических ресурсов и адаптационных возможно-стей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов;
• иметь представления о предмете, задачах и перспективах раз-вития нейропсихологии, об основных закономерностях мозго-вой организации ВПФ и ее эволюции в онтогенезе; владеть ме-тодологией синдромного анализа нарушений ВПФ;
• иметь представление о предмете, практических задачах и акту-альных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нару-шений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоциональ-но-личностной сферы при психических заболеваниях и погра-ничных личностных расстройствах;
• знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникно-вении психосоматических расстройств, владеть методами ис-следования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболева-ниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии;
• иметь целостное представление о содержании и практическом значении проблемы аномального психического развития, о за-кономерностях психических заболеваний и нарушениях пси-хического развития у детей,
о типологиях дизонтогенеза и о принципах коррекционно-педагогической работы с детьми;
• знать основы психологического консультирования, психокор-рекции и психотерапии, иметь представления о базовых теори-ях и методах современной психотерапии, знать основные про-блемы восстановительного обучения и реабилитации;
• владеть необходимыми знаниями в области таких меди-цинских дисциплин, как психиатрия, психиатрия детского воз-раста, неврология, клиника внутренних болезней, психофар-макология и психофармакотерапия;
• иметь представления о клинико-психологических аспектах ди-агностики, психотерапии и профилактики личностных рас-стройств, отклоняющегося поведения, наркоманий и алкого-лизма;
• иметь представления об особенностях клинико-психо-логических исследований в экспертной практике;
• владеть методами нейропсихологической и патопсихо-логической диагностики, диагностики аномалий развития в норме и в патологии; владеть проективными методами клини-ческой психодиагностики и методами диагностики и коррек-ции при психосоматических расстройствах;
• свободно ориентироваться в методологических проблемах клинической психологии, ее объекта, предмета, общих катего-рий и стратегии развития;
• в процессе реальной работы на базе клиник, медицинских цен-тров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстано-вительного обучения.
Требования по дисциплинам специализации
Специалист должен иметь глубокие знания и владеть метода-ми научных исследований и навыками практической деятельно-сти соответственно профилю специализации в таких разделах клинической психологии, как:
• патопсихология,
• психосоматика,
• нейропсихология,
• психология аномального развития,
• психопрофилактика и реабилитация,
• психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.
Конкретные требования к подготовке специалиста и содержа-ние цикла дисциплин специализации устанавливаются высшим учебным заведением.
Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
• на основе накопленных массивов знаний, навыков ис-следовательской работы и информационного поиска уметь адекватно ставить и решать проблемы, ориентироваться в со-временных научных концепциях;
• участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами и приемами психодиагностики, психо-коррекции и психологического консультирования;
• владеть комплексом знаний и умений для педагогической деятельности в высших учебных заведениях.
Требования к итоговой государственной аттестации спе-циалиста
7.2.1.Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и го-сударственные экзамены, позволяющие выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2.Требования к выпускной квалификационной работе спе-циалиста
Выпускная квалификационная работа по специальности 022700 «Клиническая психология» представляет собой закончен-ную разработку, включающую результаты экспериментального исследования, обследования или апробированный проект (пред-ложение) коррекционного, тренингового или методического ха-рактера. В исследовании должны быть сбалансировано представ-лены теоретическое обоснование и выполненная прикладная ра-бота. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень про-фессиональной эрудиции выпускника, его методическую подго-товленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах
50—85 страниц стандартного текста (2,0—3,5 печатных листа).
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По ре-зультату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.
7.2.3. Требования к государственному экзамену
На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.
Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к са-мостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение университетов РФ Учебно-методическое объединение по образованию в области психологии
Государственный образовательный стандарт высшего про-фессионального образования по специальности 022700 «Психоло-гия» одобрен:
на заседании УМО университетов РФ 14декабря 1999г. на заседа-нии Совета УМО по психологии 1 декабря 1999 г.
Протокол №2.
Председатель УМО университетов РФ В. А. Садовничий
Председатель отделения психологии
УМО университетов РФ Е. А. Климов
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных
программ и стандартов высшего
и среднего профессионального
образования Г. К. Шестаков
Начальник отдела гуманитарного
образования Т. Э. Петрова
Оглавление
Предисловие ............................................................... .....4
I. Общая часть............................................................... ..... 7
Патопсихология и медицинская психология .......... ..... 7
Особенности и задачи
патопсихологического исследования ..................... 11
Методики экспериментальной патопсихологии 21
Проведение патопсихологического исследования
и подготовка заключения ......................................... 27
Патопсихологические синдромы ............................ 34
Функциональные пробы и тесты в патопсихологии. 40
Деонтологический аспект
деятельности патопсихолога .................................... 47
Организация и правовое регулирование деятельности психолога в
системе здравоохранения в Российской Федерации 50
II. Методы (методики) патопсихологического исследования57
Методики для исследования внимания
и сенсомоторных реакций ........................................ 57
Методики для исследования памяти ....................... 69
Методики для исследования уровня и течения
мыслительных процессов ......................................... 82
Психометрические методы исследования интеллекта. 112
Методы (методики) для исследования личности. . 142
III. Патопсихологическая семиотика......................... 243
Шизофрения ............................................................. 243
Маниакально-депрессивный психоз ..................... 276
Эпилепсия ................................................................ 287
Старческое слабоумие ............................................. 309
Пресенильные деменции ........................................ 316
Церебральный атеросклероз ................................... 331
Последствия закрытой черепно-мозговой травмы. 344
Алкоголизм .............................................................. 352
Умственная отсталость (олигофрении) ................. 362
Пограничные нервно-психические расстройства . 373
Патопсихологические исследования
в детской и подростковой психиатрии ................. 397
Заключение по результам проведенного
психодиагностического исследования
(структура и основы содержания) .......................... 428
Библиография............................................................ 430
Приложение 1. Модифицированный опросник
Шмишека (И. В. Крук, 1990) ............................. 440
Приложение 2. Методические рекомендации по
использованию методики «вербальный проективный
тест» в диагностике психических расстройств 443
Приложение 3. Нормы профессиональной этики для
разработчиков и пользователей психодиагностических
методик 461
Приложение 4. . ........................................................ 470
Вадим Моисеевич Блейхер, Инна Вадимовна Крук, Сергей Никанорович Боков
Клиническая патопсихология:
Руководство для врачей и клинических психологов
Технический редактор: И. Л. Карюков
Корректоры: О. Н. Пампушко
Е. П. Колтакова
Компьютерная верстка: Н. А. Иголкина
Издательство
Московского психолого-социального института
113191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а.
Тел.: (095) 234-43-15, 958-17-74, доб. 111, 117
E-mail: [email protected]
Издательство НПО «МОДЭК».
394000, г. Воронеж, а/я 179.
Тел.: (073-2) 49-87-35.
E-mail: [email protected]
Сдано в печать 28.02.2002. Формат 84x108)4. Бумага офсетная.
Гарнитура «Тайме». Уч.-изд. л. 23.1. Усл. печ. л. 26,88.
Тираж 5.000. Заказ № 3497.
Отпечатано с компьютерного набора
в издательско-полиграфической фирме «Воронеж»,
394000, г. Воронеж, пр. Революции, 39.