Общая характеристика специальности 022700 «Клиническая психология»

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства обра-зования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686

1.2. Квалификация выпускника — «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Нормативный срок освое-ния основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 022700 «Клиническая психология» при очной форме обучения 5 лет

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной дея-тельности специалиста, квалификационная характеристика выпу-скника.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология — психологическая специальностьширокого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса за-дач в системе здравоохранения, народного образования и социаль-ной помощи населению.

Практическая и научно-исследовательская деятельность спе-циалиста направлена на повышение психических ресурсов и адап-тационных возможностей человека, на гармонизацию психическо-го развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление неду-гов, психологическую реабилитацию.

Объект клинической психологии — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, со-циальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности специалиста яв-ляются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические фено-мены, проявляющиеся в различных областях человеческой дея-тельности.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной под-готовкой специалист может выполнять следующие виды профес-сиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, обра-зования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

• диагностическую;

• экспертную;

• коррекционную;

• профилактическую,

• реабилитационную,

• консультативную,

• научно-исследовательскую;

• культурно-просветительную;

• учебно-воспитательную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки спе-циалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготов-ку, лабораторные и клинические практикумы, тренинги, суперви-зии и практики.

1.4. Возможности продолжения образования.

Психолог (специалист), освоивший основную образо-вательную программу высшего профессионального образования по специальности 022700 «Клиническая психология», подготов-лен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного об-разца о среднем (полном) общем образовании, или среднем про-фессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшего профессио-нального образования.

3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 022700 «Клиническая психология»

Задача основной образовательной программы подготовки спе-циалиста — сопряжение профессионального образования с разви-тием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной лично-сти.

3.1. Основная образовательная программа подготовки специа-листа разрабатывается на основании настоящего государственно-го образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производ-ственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания ос-новной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются на-стоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специа-листа состоит из дисциплин федерального компонента, дисцип-лин национально-регионального (вузовского) компонента, дисци-плин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специа-листа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

• цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины;

• цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;

• цикл ДС — специальные дисциплины и дисциплины специа-лизации;

• ФТД — факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента ос-
новной образовательной программы подготовки специалиста
должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 022700 «Клиническая психология»

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего

Часов

ГСЭ ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО- 1800
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1260

ГСЭ.Ф.01 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: 340



Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенно-сти полного стиля произношения, характерные для сферы про-фессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразео-логических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего ха-рактера; основные грамматические явления, характерные для про-фессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ис-пользованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных си-туациях неофициального и официального общения. Основы пуб-личной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

ГСЭ.Ф.02 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: 408

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Фи-зическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности ис-пользования средств физической культуры для оптимизации ра-ботоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе фи-зического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем фи-зических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка сту-дентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

ГСЭ.Ф.ОЗ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация историче-ского источника. Отечественная историография в прошлом и на-стоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становле-ния государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распростране-ние ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI—XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII—XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специ-фика формирования единого российского государства. Возвыше-ние Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I, Век Екатерины. Предпосылки и осо-бенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура фео-дального землевладения. Крепостное право в России. Мануфак-турно-промышленное производство. Становление индустриаль-ного общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общест-венных процессов. Проблема экономического роста и модерниза-ции. Революция и реформы. Социальная трансформация общест-ва. Столкновение тенденций интернационализма и национализ-ма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность ин-дустриальной модернизации России. Российские реформы в кон-тексте общемирового развития в начале века. Политические пар-тии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного полити-



ческого режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последст-вия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление ре-жима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Ве-ликая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Хо-лодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60—80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985—1991 гг. Перестройка. Попытка государ-ственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993.

Становление новой российской государственности (1993—1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модерниза-ции. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятель-ность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04. КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, куль-турная антропология. Культурология и история культуры. Теоретиче-ская и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфоло-гия культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, ди-намика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкуль-турные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные тра-диции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массо-вая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в ми-ровой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом со-временном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05 ПОЛИТОЛОГИЯ:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политоло-гии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политиче-ские партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические кон-фликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические эли-ты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенно-сти мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической си-туации.

Методология познания политической реальности. Парадиг-мы политического знания. Экспертное политическое знание; по-литическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06. ПРАВОВЕДЕНИЕ:

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Меж-дународное право как особая система права. Источники россий-ского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном общест-ве. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации — Основной Закон го-сударства.

Особенности федеративного устройства России. Система ор-ганов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юри-дические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответ-ственность за ее нарушение.



Административные правонарушения и административная ответ-ственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за соверше-ние преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональ-ной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодатель-ные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.07 ПЕДАГОГИКА:

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагоги-ческая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как со-циокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и раз-вивающая функция обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе-ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогиче-ским процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокуль-турная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ:

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, ком-муникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодейст-вие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования. Жанро-вое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональ-ные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерче-

ской корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-мето-дологических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформ-ления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публи-цистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завер-шение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомога-тельных материалов. Словесное оформление публичного выступле-ния. Понятливость, информативность и выразительность публич-ной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разго-ворной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09. СОЦИОЛОГИЯ:

Предыстория и социально-философские предпосылки социо-логии как науки. Социологический проект О. Конта. Классиче-ские социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и про-цессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общ-ность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная ор-ганизация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мо-бильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Об-щественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и де-виация. Личность как деятельный субъект

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой сис-темы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.Ю. ФИЛОСОФИЯ:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы фило-софии и этапы ее исторического развития. Структура философ-ского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концеп-ции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и иде-ального. Пространство, время. Движение и



развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе со-циальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная кон-цепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и от-ветственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценно-сти. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Позна-ние, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Ра-циональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненауч-ное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его ме-тоды и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены ти-пов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.II. ЭКОНОМИКА:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивиду-альный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эла-стичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предель-ной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конку-рентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и обществен-ные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругообо-рот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Националь-ный доход. Располагаемый

личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равнове-сие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилиза-ционная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный муль-типликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономи-ка. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в со-циальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирова-ние открытой экономики.

ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 300

ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом 240

Наши рекомендации