Общие этические принципы психодиагностического обследования
1.1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования
сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили
эту информацию, делает это только после того, как обследуемый
полностью осознал цели обследования, а также цели и способы
использования этой информации.
Комментарий. Для эффективности обследования может быть необходимо скрывать от испытуемого истинную цель тестирова-ния и специфику интерпретации его ответов, тем не менее лич-ность не должна подвергаться какому-то бы ни было тестирова-нию обманным путем.
1.2. Любой человек имеет право отказаться от участия в пси-
хологическом обследовании или в эксперименте и тем самым ог-
радить себя от нежелательного вмешательства в свой внутренний
мир.
1.3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо
учреждения, обследуемый должен быть полностью информиро-
ван относительно использования получаемых результатов. Жела-
тельно также объяснить, что адекватная оценка его личности бу-
дет выгодна самому испытуемому.
1.3.1. Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть
предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.
1.3.2. Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках орга-низации дополнительного согласия не требуется. Для передачи дополнительной информации за пределы организации необходи-мо согласие обследуемого.
1.3.3. Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследова-ния должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в извест-ность.
1.3.4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.
1.4. При тестировании детей до 16 лет в области учебных дос-тижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки лич-ности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родите-лей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестирования ребенка с соблюдением правил, указанных в пунктах 1.6 и 1.7. Относительно передачи сведений другим людям соблю-даются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов). Представи-телями ребенка в данном случае являются его родители. При пси-ходиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше тре-буется только его согласие.
7.4. Во избежание неправильного обращения с тестовыми дан-ными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому кон-тролю.
Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений об инди-виде.
1.6. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, которому они предназначаются.
Комментарий. Например, при сообщении тестовых ре-зультатов школьнику следует помнить, что эмоциональная прича-стность родителей или учителей к жизни ребенка может препят-ствовать разумному пониманию фактической информации.
/. 7. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследо-вания без их интерпретации специалистом. Иногда необходим также соответствующий комментарий специалиста.
Комментарий. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпретирован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить. Например, школьник может быть очень озадачен, узнав, что он плохо выполнил тест способности к обучению; серьезные нару-шения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить результаты его тестирования.
Помимо общих принципов, используемых в работе с психоди-агностическими тестами, имеется ряд требований к лицам, свя-занным в своей профессиональной деятельности с разработкой и применением тестов. Это могут быть лица трех категорий:
а) психолог-психометрист, занимающийся разработкой и
адаптацией психодиагностических методик;
б) психолог-пользователь, использующий в своей работе
психодиагностические методики;
в) специалист-непсихолог, работающий в смежных с психо-
логией областях (учитель, врач, социолог, экономист и
др.) и применяющий в своей работе отдельные психоди-
агностические методики.
Требования к разработчикам тестов
2.1. Психологом-психометристом (разработчиком пси-хологических методик) может являться специалист в области диф-ференциальной психометрии, имеющий психологическое образо-вание. Он должен знать и применять на практике методы матема-тической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптиро-ванной) методике необходимые психометрические характеристи-ки репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.
2.2. С целью оптимального использования достижений науки психолог-психометрист должен быть в курсе достижений психо-логии в целом и своей узкой специальности в частности, приме-нять самые современные научные методы и способствовать при-менению их другими.
Комментарий. Это требование обусловлено следующей тенден-цией. Возрастающая сложность психологии неизбежно приводит к усилению специализации психологов. В этом процессе специа-листы по психометрии все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и неза-метно теряют представление о том, что происходит в смежных об-ластях, таких как педагогика, детская психология, психология ин-дивидуальных различий и генетическая психология. Так, техниче-ские аспекты построения теста исподволь сужают психо-логический кругозор тестолога, хотя тестовые показатели могут быть правильно поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения, которое тест предназначен измерять.
2.3. Разработчик подготавливает руководство по применению методики в полном соответствии с официально принятыми «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом руководство должно давать фактическое представление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, пред-ставляющим тест в выгодном свете. Кроме данных, позволяющих оценить тест сам по себе, и информации о проведении, способах вычисления показателей и нормах теста разработчик должен включить специальные рубрики, обеспечивающие корректное ис-пользование теста с процедурной и этической точек зрения.
2.4. Обязанностью автора тестов является перепроверка тестов и их норм с тем, чтобы предупредить их старение.
2.5. Разработчик отвечает за правильное определение круга специалистов, которому могут быть предоставлены материалы по использованию методики. Доступ к психологическим методикам должен ограничиваться людьми, чьи профессиональные интересы гарантируют правильное использование методики и чья квалифи-кация позволяет интерпретировать результаты надлежащим обра-зом.
Комментарий. В каталогах тестов приводятся те требования, которым должны удовлетворять их пользователи.
2.6. Не следует выпускать для широкого применения
неподготовленные тесты (не соответствующие стандарту). Когда
тест распространяется только с исследовательскими целями, это
условие должно быть оговорено, а распространение теста соответ-
ственно ограничено.
Комментарий. При проведении тестирования с иссле-довательскими целями в ходе его разработки необходимо
придерживаться всех требований к процедурам применения теста и сохранения тайны.
2.7. Научно-обоснованные психологические тесты нельзя пе-
чатать в газетах, популярных журналах или брошюрах ни в целях
описания, ни для использования их при самооценке.
Комментарий. В этих условиях самостоятельное оценивание может не только привести к признанию бесполезности теста, но и оказаться для индивида психологически вредным. Более того, лю-бое разглашение тестовых заданий и ключей может сделать нева-лидным последующее применение теста другими людьми. Пре-доставление тестовых материалов таким способом является одной из причин искажения картины психологического тестирования.
2.8. В своей работе психолог-психометрист и издатель при-
держиваются всех требований по охране авторских прав.
Требования к психологу-пользователю
3.1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее пси-
хологическое образование, работающее по этой специальности в
исследовательских и практических учреждениях и использующее
в своей работе психодиагностические методики.
3.1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту
Комментарий. Требование, чтобы тесты использовались толь-ко квалифицированными экспериментаторами, призвано защи-тить индивида от неправильного использования теста. Квалифи-кация пользователя должна соответствовать типу теста. Так, на-пример, для правильного применения индивидуальных тестов ин-теллекта и большинства личностных тестов требуется относи-тельно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования учебных достижений, нужна мини-мальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно бывают не готовы к самостоятельному проведению тестов или к правильной интерпретации тестовых показателей.
3.2. Психолог осознает границы своей компетентности
и ограниченность своих средств и не предлагает своих
услуг, а также не использует методов, которые не удовлетворяют
профессиональным стандартам, установленным в конкретных об-ластях исследования.
3.3. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из стоящей перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответствен-ность за правильное применение теста и интерпретацию его ре-зультатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.
3.4. В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «Не навреди». Это относится главным образом к сооб-щениям, как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осто-рожностью.
Комментарий. Пользователь должен избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуе-мых, а также исключать любое возможное отрицательное воздей-ствие на них, проистекающее из его поведения. При интерпрета-ции данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу
3.5. Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблю-дение всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта, вносить модифика-ции в уже изданную методику и распространять скорректирован-ные инструктивные материалы. Работа по модификации и адапта-ции методики проводится лишь с согласия автора теста или орга-низации, обладающей правом на данную методику
3.6. Недопустимо тестирование по почте.
Комментарий. Выполнение индивидом каких-либо тестов не может быть правильно оценено с помощью бланков, высылаемых и возвращаемых по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также пред-полагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоя-тельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.
3.7. В своей профессиональной деятельности психолог-
пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на ос-
нове которых он самостоятельно принимает решение и лично не-
сет за него ответственность. В сомни тельных и спорных случаях
психолог обязан проконсультироваться с экспертом в
соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.
Комментарий. В случае, если обследуемый находится на ле-чении, результаты которого могут измениться вследствие вмеша-тельства психолога, последний может действовать только с согла-сия лечащего врача.
3.8. Пользователь имеет право собирать статистический мате-риал по изданным методикам с целью публикации научных статей и передачи этих материалов разработчикам методик.
Требования к специалистам-непсихологам
4.1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, экономисты и пр.
4.2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показате-лями надежности и валидности, требующие параллельного ис-пользования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.
4.3. Пользователь-непсихолог должен предварительно прокон-сультироваться с психологами, работающими в данной практиче-ской отрасли, о том, какие именно методики могут быть примене-ны для решения поставленных задач.
Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих зна-ний по психодиагностике или специальной подготовки по овладе-нию методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую ме-тодику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.
4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиаг-
ностическим методикам, автоматически берет на себя
обязательство по соблюдению всех требований профес-
сиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении
обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.
Приложение 4 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель министра образования В. Д . Шадриков «17» 03 2000 г. _236 гум/сп_______ |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ высшего профессионального образования |
Специальность 022700 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КВАЛИФИКАЦИЯ - ПСИХОЛОГ. КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ. |
вводится с момента утверждения |
Москва, 2000 |