Вербальный проективный тест (ВПТ)

Методика предложена в 1991 г. В. М. Блейхером и С. Н. Боко-вым. Относится к методикам ряда ТАТ. В отличие ото всех ныне существующих проективных методик этой группы стимульный материал ВПТ носит вербальный характер, что позволяет избе-жать одного из этапов апперцепции

стимула — интериоризации стимульного материала во внутрен-нюю речь, а это, в свою очередь, значительно укорачивает и об-легчает процесс восприятия стимула. Второй особенностью ВПТ является его большая предуготованность для работы с группами испытуемых с теми или иными расстройствами мышления и эмо-ций. Связано это с тем, что восприятие смыслового и эмоцио-нального значения слов при многих патопсихологических состоя-ниях существенно нарушается. В наибольшей степени это каса-ется шизофрении. Таким образом, ВПТ предоставляет клиницисту и большие возможности для своевременной диагностики рас-стройств эмоциональности и мышления, что в свою очередь вле-чет за собой и более своевременные мероприятия по лечению и реабилитации. Наконец, еще одной особенностью и важным пре-имуществом ВПТ служит его практически вневременной харак-тер, так как процесс постарения языка происходит значительно бо-лее медленно, чем изменение атрибутов материальной жизни лю-дей. К тому же и в случае устаревания некоторых лексических еди-ниц стимульного материала методики их замена не будет сопряже-на с такими серьезнейшими трудностями, с какими, вероятнее всего, может быть сопряжена замена стимульных таблиц ТАТ. Правда, именно такая особенность ВПТ ставит необходимость проведения данной методики только у лиц, хорошо владеющих тем языком, на котором составлены стимульные карточки.

Стимульный материал ВПТ состоит из двух серий карточек — основной и для проведения параллельного исследования.

Каждая серия содержит по 19 предложений и 1 белую карточ-ку. Кроме того, в каждой серии содержатся мужской и женский варианты, отличающиеся друг от друга по личным местоимениям и личным глагольным окончаниям.

Все предложения ВПТ отвечают следующим основным требо-ваниям:

1) неструктурированность, неопределенность их в сюжетном от-ношении,

2) ярко выраженная эмоциональная насыщенность,

3) краткость. Предложения напечатаны на карточках пря-моугольной формы размером 18 x 3 см.

На оборотной стороне каждой карточки находится ее порядко-вый номер в наборе. Каждому номеру карточки соответствует оп-ределенная, теоретически обоснованная тема, отражающая ту или иную сторону функционирования личности. Темы эти следую-щие:

1) отношение к долгу,

2) депрессивные, суицидальные тенденции,

3) семейные взаимоотношения,

4) отношение к успеху, удаче,

5) отношение к матери,

6) отношение к потере объекта любви,

7) агрессивные тенденции,

8) отношение к авторитетам, вышестоящим лицам,

9) переживание радости, удовольствия,

10) отношение к будущему,

11) взаимоотношения между мужчинами (женщинами),

12) взаимоотношения между матерью и сыном (дочерью),

13) страхи, тревожность,

14) сексуальные установки, конфликтность,

15) отношение к смерти,

16) взаимоотношения между отцом и сыном (дочерью),

17) ожидания в отношении какой-то сложной ситуации,

18) страхи и опасения (к опасности извне),

19) белая карточка — актуальные переживания и проблемы,

20) чувство одиночества, страхи.

Примеры стимульных предложений (мужской вариант): 1. Мысль об обещанном терзала его. 3. Окаменевший, пошел он навстречу семье. 6. С ней он потерял всякую опору 10. С замиранием сердца думал он о поездке. 13. Тревожный трепет пробежал по его телу 15. Он поднялся на холм к вырытым могилам. 18. Он вздрогнул, заметив шевелящиеся в развалинах тени. 20. Потянулись заборы, заколоченные окна, фонари, углы.

Техника проведения исследования сходна с таковой при клас-сической методике ТАТ. Особо надо вновь подчеркнуть, что все-гда необходимо индивидуальное проведение исследования с запи-сыванием рассказов испытуемого исследователем; случаи, когда испытуемые записывают свои рассказы сами, возможны лишь как крайнее исключение.

Если испытуемый говорит слишком быстро, так, что за ним очень трудно записывать, то следует (ни в коем случае не преры-вая его) начать повторять вслух то, что он произносит. Как прави-ло, в подобных случаях темп речи испытуемого замедляется.

Когда испытуемый по одному предложению составляет не-сколько рассказов, то все они записываются, затем просят вы-брать тот из них, который он считает самым значимым.

Опрос испытуемого в связи с проведением ВПТ осуще-ствляется двукратно. Во-первых, перед началом проведения мето-дики собирают об испытуемом подробные сведения. Затем, уже имея их, проводят ВПТ. После проведения методики уточняют некоторые обнаруживающиеся в ходе ее проведения интересую-щие исследующего моменты. Такой порядок дает возможность оптимально подойти к оценке личностных особенностей испы-туемого и, как правило, очень положительно воспринимается им, так как показывает, по его мнению, более полное соучастие врача или психолога в решении проблем пациента.

Интерпретация результатов исследования проводится в рам-ках, традиционных для методик ряда ТАТ. При этом выделяются следующие опорные пункты:

1) «момент» («настоящее») — о его наличии говорят в том случае, когда в сюжете рассказа отражена сама ситуация предложе-ния;

2) «прошлое» — исток ситуации, отображенной в сюжете расска-за в его связи с настоящим;

3) «будущее» — исход ситуации, отображенной в сюжете в его свя-зи с настоящим;

4) «мысли» — отражают размышления, планы героя рассказа;

5) «чувства» — отражают переживания, эмоции героя рассказа;

6) «идентификация» и «солидаризация» — две очень тесно взаимо-действующих и взаимосвязанных друг с другом категории. Понятие «солидаризации» несколько шире и позволяет судить о том, кто из героев рассказа ближе всего испытуемому, кому он отдает предпочтение, на кого он хотел бы быть похожим;

7) «сферы» — интимная, сексуальная, семейная, профес-сиональная, морально-этическая, общественно-политическая, личная, религиозно-мистическая;

8) «позиция» — может быть активной, пассивной, неоп-ределенной и амбивалентной;

9) «конфликт» — может быть внешним, внутренним и так назы-ваемого общего типа (экзистенциальный);

10) «система ценностей» — уверенность в себе; смелость, дерза-ния; успехи по службе; спокойствие; мужество, самолюбие; правильное воспитание детей; радость материнства; готов-ность к помощи; доброта; человеческое участие; собственная значимость, одаренность; рациональность; общественный пре-стиж; тактичность, тонкость; порядочность; духовная близость в браке; любовь; альтруизм, чуткость, внимание к людям и т. д.;

11) «общий фон настроения» — должен обязательно определяться на момент проведения исследования;

12) «комментарии» — подразделяются на оценочные, справочные и мемориальные;

13) «пубертатные темы» — характеризуются упоминанием о даль-них путешествиях, описанием или упоминанием об экзотиче-ских местах, экзотических профессиях, именах и т. п., отрица-тельными характеристиками старших по возрасту и положе-нию («злой», «косный» и т. п.) и свидетельствуют об эмоцио-нальной незрелости личности, ее инфантильности, истероид-ности;

14) «особые темы» — проявление глубоких личностных дисгар-моний. К разряду особых относятся следующие темы: смерть, суицид, симптоматика соматических хронических, неизлечи-мых заболеваний, симптоматика психических расстройств;

15) «перенос в условность» — нозологически неспецифическое патопсихологическое выражение иррациональности в мышле-нии;

16) «переуточнения» — все имена собственные, дни недели, циф-ры, национальность и т. п.;

17) «символизация» — бывает личностной (непатологической) и патологической;

18) «нарушения логики» — представляют собой сборную группу различных родственных феноменов и разделяются на явные нарушения логики; скрытые нарушения логики; нарушения ло-гики, нуждающиеся в проверке;

уход от сюжета; невосприятие эмоционального подтекста сти-

мульного предложения;

19) «патология речи»;

20) «реминисценции»;

21) «штампы»;

22) «оценки представителям полов»;

23) «антисоциальным проявления в рассказах»;

24) «подробное описание внешних и внутренних страданий»;

25) «защита» — отражает обеспечение себе испытуемым наиболее удобного и результативного способа действия.

Помимо подробно изложенных пунктов контент-анализа ре-зультатов выполнения испытуемыми методики может быть пред-принят и лексико-грамматический анализ их рассказов с целью выяснения особенностей речи испытуемых, что имеет большое диагностическое значение. Однако такой психолингвистический подход в настоящее время используется преимущественно только в сугубо научных целях, требуя наличия специальных знаний, вы-ходящих за рамки освещаемых в данном руководстве.

При анализе результатов выполнения испытуемыми методики подробно, по каждому из приведенных выше пунктов оценивается каждый из рассказов, а затем составляется сводная комплексная характеристика обнаруженных личностно-мотивационных осо-бенностей конкретного испытуемого.

Опыт использования методики ВПТ в психиатрической кли-нике с целью диагностики разнообразных нервно-психических нарушений в течение пяти лет позволяет сделать следующие вы-воды:

1) методика успешно функционирует как новая проективная ме-тодика исследования личности;

2) методика имеет особую чувствительность к выявлению эмо-циональных нарушений, позволяет диагностировать их харак-тер и степень выраженности, что дает возможность примене-ния ВПТ при различных расстройствах эмоциональной сферы, особенно с дифференциально-диагностическими целями.


Наши рекомендации