Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Тематический апперцептивный тест предложен Н. A. Murrey и С. Morgan (1935; свою современную форму ТАТ приобрел в 1943 году) и состоит из 29 черно-белых картин с определенными изо-бражениями (рис. 19) и одной белой карты, которую предъявляют обследуемому для того, чтобы он вообразил на ней любую карти-ну. Всего обследуемому, в зависимости от пола и возраста, при проведении исследования предлагается, как правило, 20 картин в 2 сеанса. Однако допускаются и отступления от этих правил, по-скольку существуют различные модификации исследования.

ТАТ был первой методикой, при разработке которой понятие проекции впервые было использовано для объяснения явления приписывания своих чувств и мыслей вымышленному персонажу созданной по просьбе экспериментатора истории.

Задача обследуемого — по каждой из предъявляемых картин составить небольшой связный рассказ (из расчета в среднем 5 мин на картину). Проводя исследование по ТАТ, обычно предупрежда-ют, что речь идет об исследовании воображения или же об особен-ностях литературного творчества. В действительности же главное, на что обращается внимание в рассказах обследуемого, — о ком и о чем он будет говорить, какие ситуации создаст, как разрешит в со-держании рассказов конфликты и в случае их наличия выявится ли в рассказах определенная типическая, многократно повторяе-мая ситуация.

Так как авторы методики исследовали при ее создании возрас-тной контингент от 14 до 40 лет, то целесообразно при работе с ТАТ ограничиваться именно этими возрастными рамками, хотя имеются работы о возможности применения ее и в более широких возрастных границах.

В процессе исследования в зависимости от целей об-следуемому могут быть заданы вопросы типа: «О чем сейчас ду-мает этот человек?», «Какова его профессия?» и т. п. В целом, как правило, в задачу обследуемого включается условие, требующее осветить в рассказе три основных момента: что привело к ситуа-ции, изображенной на картине, что происходит в настоящий мо-мент, чем эта ситуация закончится?


Тематический апперцептивный тест (ТАТ) - student2.ru

Рис. 19а,

Образец картин ТАТ

Табл. 3 FG)

Рис. 1%.

Образwы картин ТFТ

(табл. S FG)

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) - student2.ru

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) - student2.ru

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) - student2.ru

Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций и других выразительных движений. Обычно при-бегают к стенограмме или скрытому магнитофону, иногда обсле-дуемый сам записывает свой рассказ.

Прежде чем приступать к интерпретации совокупности рас-сказов, экспериментатор должен располагать всеми возможными сведениями об обследуемом (семейное положение, профессия, возраст и т. д.). В случае, если обследуемый психически больной, необходимо тщательное изучение анамнеза, истории болезни. Как указывает Н. A. Murrey, оптимальным размером рассказа является наличие в нем около 300 слов. Если рассказ включает в себя ме-нее 300 слов, то полученная из него диагностическая информация может быть существенно ограниченной. Истории менее 140 слов свидетельствуют об определенном негативизме и нежелании со-трудничать, недостаточной мотивации к исследованию.

Авторами методики разработаны стандартные показатели (Av) общей суммы категорий интерпретации, которые являются ценными для сравнения получаемых индивидуальных результа-тов, но они мало известны в нашей психодиагностической прак-тике; к тому же их использование в отечественной психодиагно-стике не представляется возможным из-за выраженных социо-культуральных различий США и России, а собственные стан-дартные показатели у нас отсутствуют.

По мнению одного из авторов этого метода, известного аме-риканского психолога Н. A. Murrey, диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них вы-ражается в стремлении каждую многозначную ситуацию, с кото-рой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со сво-им прошлым опытом и личными потребностями. Вторая тенден-ция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается на собственные переживания и сознательно или бес-сознательно изображает собственные потребности, чувства в личностях и характерах выдуманных героев.

Таким образом, согласно гипотезе Н. A. Murrey, обследуемый будет говорить в созданных рассказах о себе или наделять выду-манных лиц своими знаниями, приписывать им свои чувства и переживания.

Для объяснения деятельности, поведения личности Н. A. Mur­rey использует понятие потребности (один из основных терминов в предложенной им теории личности), которая представляет собой «внутреннюю силу организма», часто выступающую как опреде-ленного рода ответ на «давление», оказываемое средой. Соедине-ние давления с вызванной им потребностью называется темой, следовательно, тема является динамической структурой взаимо-действия среды и личности, или «краткого единства», в отличие от «продолжительного» единства, которое составляет целую жизнь человека. Ряды соединяющихся между собой тем составляют сложные темы.

Гипотетический процесс, названный Н. A. Murrey по-требностью и появляющийся после стимула, толчка, предшествует двигательной реакции. Сами двигательные реакции обособленно от ситуации, которой были вызваны, и цели, на которую направ-лены, названы им актами, которые подразделяются на двигатель-ные (проявления мышечной мускульной активности) и включаю-щие проявления вербальной активности.

Рассматривая возникновение потребностей, Н. A. Murrey пре-дупреждает, что этот процесс недостаточно изучен, и считает, что в определенной мере их развитие можно было бы отнести к про-цессу образования условных рефлексов. Рефлекторная теория И. П. Павлова также оказала значительное влияние на выделение автором первичных, или висцерогенных, и вторичных, или психо-генных, потребностей. Первые имеют наследственно закреплен-ный механизм, вторые его не имеют. Другие источники возник-новения потребностей Н. A. Murrey ищет в таких явлениях, как со-ревнование, подражание и т. п.

От S. Freud перенимается Н. A. Murrey с некоторыми измене-ниями деление личности на «Я», «Оно», «Сверх-Я». При этом по-лагается, что источник почти каждого явления — бессознательное. Связь теории Н. A. Murrey с психоанализом реализуется также в том большом значении, которое автор приписывает переживани-ям человека в раннем детстве. Однако, вопреки большинству пси-хоаналитиков, Н. A. Murrey не считает импульсы, исходящие из бессознательного, ни антисоциальными, ни асоциальными.

Теоретическое построение Н. A. Murrey направлено прежде всего на детальное раскрытие мотивационного аспекта личности. В связи с этим автор выделяет (предупреждая, что не считает

классификацию совершенной и законченной) 44 переменных, со-ответствующих гипотетическим доминирующим процессам в психике. В их число входят 20 явных потребностей, 8 скрытых потребностей, 4 потребности отнесены к внутренним состояниям и, наконец, 12 общих черт, которые могут характеризовать от-дельные личности. На выделение этих переменных и их после-дующую интерпретацию («агрессия», «эксгибиционизм» и т. п.) самое значительное влияние, несомненно, оказали психоаналити-ческие концепции. Для характеристики отдельных потребностей автор дает в своей работе описание лиц, которым эти потребности присущи в высокой степени.

Анализ полученных с применением ТАТ данных строится следующим образом: первым этапом является выделение «героя», с которым испытуемый идентифицирует себя (если это вообще имеет место). Для решения этого вопроса автор метода предлага-ет ряд критериев (половой признак, статус, роль и др.). Первей-шая задача исследователя — детальное рассмотрение того, что чувствует, думает или делает «герой», установление того, что яв-ляется в некотором роде уникальным. Каждое проявление пере-менной оценивается по 5-балльной шкале.

Дальнейший этап — изучение «давлений» среды, сила каждо-го из них также подвергается количественной оценке. Далее идет сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходя-щих от среды. В руководстве к ТАТ (Н. A. Murrey, 1943) интере-сы и чувства рассматриваются отдельно. Особое значение имеют позитивная и негативная оценки действующих в рассказе лиц.

Автор выделяет и формальный анализ, куда включается рас-смотрение структуры, стиля рассказов. Этот аспект анализа, по А. Н. Murrey, весьма полезен для вскрытия патологических тенден-ций и состояний (мании, депрессии). Н. A. Murrey подчеркивает, что для правильного анализа содержания рассказов необходимы известные сведения об обследуемом, некоторое знание его про-шлого и настоящего.

Автор считает, что заключения, полученные на основе анализа рассказов ТАТ, должны рассматриваться как рабочие гипотезы, которые необходимо проверять другими методами, а не как дока-занные факты. Учитывается и недостаточно высокая надежность этого метода исследования личности, ибо рассказы ТАТ отража-ют как мимолетные

настроения обследуемого в данный момент, так и настоящую жизненную ситуацию. Умелое использование биографических и других данных, имеющихся у психолога, позволяет предполагать возможность тех или иных личностных тенденций.

Существует множество вариантов, модификаций методики (их насчитывается сегодня более 50), а также ряд отличных от мюр-реевских интерпретационных схем (Беллака — автора CAT, Рапа-порта, Томкинса и других известных американских психологов).

D. Rapaport (1945), ставя под сомнение выдвинутый Н. A. Mur­rey принцип анализа рассказов обследуемых при исследовании методикой ТАТ как проявления фантазирования, предлагает рас-сматривать их как продукт познавательной деятельности при не-определенности стимульного материала. Для интерпретации ре-зультатов им предлагается анализ формальных характеристик по-строения рассказа, в первую очередь любых отклонений от его стандартного построения. D. Rapaport (цит. по Е. Т. Соколовой, 1980) различает такие категории формальных характеристик, как чувства, переживания, возникающие у обследуемого в ситуации эксперимента; оценка персонажей рассказа; выделение стремле-ний и установок, понимаемых как основные показатели мотивов личности; барьеры, возникающие в связи с реальными действия-ми других лиц или социальных норм, препятствующих осуществ-лению стремлений обследуемого.

Б. В. Зейгарник, В. В. Николаева, Л. Б. Филонов (1972) приво-дят следующие основные категории анализа рассказов обследуе-мых.

«Уход» — уклонение обследуемого от выполнения задания. Да-ется либо описание, иногда даже излишне детализированное, либо сюжет строится формально, при этом отсутствует конкретное со-держание, либо обследуемый подменяет необходимость собствен-ного построения сюжета изложением готового материала, взятого из литературных произведений, кинофильмов и т. п., либо обсле-дуемый дает разветвленный вариант сюжета, легко переходя от одной сюжетной линии к другой, рассматривая их как рав-ноценные, равновозможные. «Уход» на все картины рас-сматривается как проявление боязни испытания или затруднений в общении. Он может быть и следствием интеллектуальной недос-таточности. «Уход» в случаях описания

отдельных картин обозначает либо неприятие изображенной си-туации вследствие полного незнания особенностей жизненных коллизий такого рода (чуждая среда), либо особую значимость ситуации для обследуемого.

Позиция персонажей может быть действенной, страдательной, созерцательной или агрессивной. Все эти виды отражают соответ-ствующие тенденции личности и имеют свои качественные харак-теристики. Например, для действенной позиции характерны пре-валирование глаголов в настоящем времени, отражающих стрем-ление к изменению существующего положения путем оперирова-ния собственными возможностями, подчеркивание хорошего про-гноза.

Категория солидаризации рассматривается как проявление по-нимания одного из персонажей, разделения его взглядов, сочувст-вия ему. По особенностям солидаризации судят о присущей боль-ному системе межперсональных отношений.

Отступление от сюжетной линии характеризуется внезапным переходом от одного направления рассказа к другому. Различают-ся отступления справочные, свидетельствующие о резонерских тенденциях, и мемориальные, являющиеся показателями эгоцен-тричности. Частые отступления характеризуются авторами как проявление «скачки идей».

Ошибки восприятия (но не конфабуляции) — проявление на-рушений баланса между внешними и внутренними факторами восприятия, с доминированием последних. Количество деталей свидетельствует о поведении обследуемого в ситуации экспери-мента. Например, малое количество деталей — проявление само-стоятельности обследуемого, его независимости и некоторого иг-норирования окружающего.

Общее время рассказа характеризует сферу сознания обсле-дуемого, присущее ей богатство представлений, легкость возник-новения ассоциаций. Длинный рассказ по одной из картин свиде-тельствует о заинтересованности, длительные паузы — об аффек-тивных реакциях.

Такая схема категорий для интерпретации рассказов по карти-нам ТАТ представляется нам предпочтительной для использова-ния в патопсихологии.

Е. Т. Соколова (1980), анализируя возможности практического использования метода, считает, что наибольшее

применение он находит в клинике неврозов и других погранич-ных состояний для выявления аффективных конфликтов и спон-танно, часто неосознанно, складывающихся у больного способов их разрешения. При этом для клинициста могут представлять особый интерес такие особенности аффективной сферы личности, диагностируемые с помощью ТАТ, как определение ведущих мо-тивов, отношений, ценностей, обнаружение аффективных кон-фликтов, характерных для больного механизмов психологической защиты, характеристика ряда индивидуально-личностных особен-ностей (импульсивность — подконтрольность, эмоциональная устойчивость — лабильность, эмоциональная зрелость — инфан-тильность), самооценка обследуемого (соотношения между «Я» идеальным и реальным, степень принятия себя).

Существенный недостаток ТАТ Б. Д. Карвасарский (1982) ви-дит в существующем уровне техники интерпретации, который еще не обеспечивает достаточной надежности заключения, его полной независимости от исследующего. Исключительно важно подчер-киваемое Е. Т. Соколовой обстоятельство, без учета которого не-возможно использование ТАТ в практике: все выявляемые этой методикой закономерности — это не более чем потенциальные возможности, тенденции, установки личности. Поэтому неправо-мерен прямой перенос данных ТАТ на характеристику личности и поведения больного.

В патопсихологической практике, нам представляется, воз-можности применения ТАТ не ограничиваются психогенными заболеваниями. С помощью метода мы получаем интересные личностные характеристики при аффективных психозах, алко-гольной деградации личности. Показано значение метода для оценки аффективной сферы больных шизофренией (Н. К. Кия-щенко, 1965; Т. Н. Бояршинова, 1975). Теоретические и практиче-ские аспекты применения ТАТ в патопсихологии разрабаты-вались И. Н. Гильяшевой (1967), С. В. Цуладзе (1969).

Наши рекомендации