Исследование самооценки по методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн
Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для ис-следования самооценки. В ней использован прием Т. Дембо с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту ме-тодику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы отсчета четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует за-метить, что использование шкалы отсчета для характеристики ка-кого-либо личностного свойства значительно больше способству-ет выявлению позиции обследуемого, чем применение аль-тернативных методик типа профиля полярностей и листа прилага-тельных, когда испытуемому предлагают набор определений (уве-ренный - робкий, здоровый — больной) и просят обозначить свое состояние (Н. Heimann, 1967). В методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн обследуемому представляется возможность опреде-лить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с уче-том ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчаст-ливые люди. Обследуемого
просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое ме-сто. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера. Затем приступают к беседе с больным, в которой выяс-няют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездо-ровье, хорошем и плохом характере и т. д. Выясняется, почему больной сделал отметку в определенном месте шкалы для обозна-чения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здо-ровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными.
Своеобразный вариант методики описан Т. М. Габриял (1972) с использованием каждой из шкал с семью категориями, например: самый больной, весьма больной, более или менее больной, средне больной, более или менее здоровый, весьма здоровый, самый здо-ровый. Использование шкал с такой градацией, по наблюдению автора, обеспечивает более тонкие различия в выявлении позиции обследуемых.
В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед иссле-дующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при об-следовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами на-строения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.
В анализе полученных результатов С. Я. Рубинштейн уделяет-ся основное внимание не столько расположению отметок на шка-лах, сколько обсуждению этих отметок. Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше сере-дины». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отно-шение к исследующему, играющее, по мнению С. Я. Рубинштейн, важную роль в определении своего места на линиях шкал психи-чески здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жиз-ненной ситуации.
Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного больного особенностей мышления
и эмоционально-волевой сферы. При этом могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфо-ричность. Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических мето-дик в известной мере позволяет судить о присущем больному уровне притязаний, степени его адекватности. Можно думать, что самооценка при некоторых психических заболеваниях не остается постоянной и характер ее зависит не только от специфичности психопатологических проявлений, но и от стадии болезни.
Личностный опросник Айзенка
Личностный опросник Айзенка является вариантом, создан-ным автором (Н. J. Eysenck, 1964) в процессе переработки им же предложенного Маудслейского опросника (1952) и так же, как и предыдущий, направлен на исследование факторов экстра- и ин-троверсии, нейротизма.
Понятия экстра- и интроверсии были введены представителями психоаналитической школы.
С. Jung различал экстра- и интровертированные рациональные (мыслительный и эмоциональный) и иррациональные (сенсорный и интуитивный) психологические типы. По мнению К. Leonhard (1970), критерии различения экстра- и интроверсии С. Jung в ос-новном сводились к субъективности и объективности мышления. Н. J. Eysenck (1964) связывает экстра- и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рас-сматривая этот фактор, являющийся в значительной мере врож-денным, как результат баланса процессов возбуждения и тормо-жения. При этом особая роль придается влиянию состояния рети-кулярной формации на соотношения основных нервных процес-сов. Н. J. Eysenck указывает также на значение в этом биологиче-ских факторов: некоторые наркотики интровертируют человека, тогда как антидепрессанты его экстравертируют. Типичные экст-раверт и интраверт рассматриваются Н. J. Eysenck как личности -противоположные края континуума, к которым разные люди в той или иной мере приближаются.
По Н. J. Eysenck, экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, нуждается в людях, чтобы поговорить с ни-ми, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рис-кует, действует под влиянием, момента, импульсивен.
Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за сло-вом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и дейст-вие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно по-ложиться.
В противоположность экстраверту интраверт спокоен, застен-чив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует свои действия заранее. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не вы-ходит из себя. На интраверта можно положиться. Он несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы.
Сам Н. J. Eysenck считает, что описанная им характеристика интро- и экстраверта лишь напоминает описанную С. Jung, но не является идентичной ей. К. Leonhard считал, что описание Н. J. Eysenck экстраверта соответствует картине гипоманиакального состояния и полагает, что фактор экстра- и интроверсии нельзя связывать с чертами темперамента. По мнению К. Leonhard, поня-тия интро- и экстраверсии представляют собой собственную пси-хическую сферу, причем для экстраверта определяющее влияние имеет мир ощущений, а для интраверта — мир представлений, так что один побуждается и управляется больше снаружи, а дру-гой — больше изнутри.
Следует отметить, что точка зрения К. Leonhard в зна-чительной мере соответствует взглядам В. Н. Мясищева (1926), определившим эти типы личности с клинико-психологической точки зрения как экспансивный и импрессивный, а с нейрофизио-логической стороны — возбудимый и заторможенный.
J. Gray (1968) ставит вопрос об идентичности параметров силы нервной системы и интро- и экстраверсии, причем полюсу слабо-сти нервной системы соответствует полюс интроверсии. При этом J. Gray параметр силы нервной системы рассматривает в аспекте уровней активации — слабая нервная система рассматривается им как система более высокого уровня реакции по сравнению с силь-ной нервной системой при условии воздействия на них объектив-но одинаковых физических стимулов.
Дж. Стрело (1970) установил, что экстраверсия положительно связана с силой процесса возбуждения и подвижностью нервных процессов. В то же время не существует связи между экстравер-сией и силой торможения (в типологии И. П. Павлова сила тор-можения устанавливается исключительно для условного тормо-жения, в концепцииДж. Стрело речь идет о «временном» торможе-нии, состоящем из условного и охранительного, то есть из двух различных видов торможения). Все три свойства нервной системы (сила возбуждения, сила торможения и подвижность нервных процессов), по данным Дж. Стрело отрицательно связаны с пара-метром нейротизма. Все это свидетельствует о неправомерности сопоставления типологии личности по Н. Дж Айзенк с типами высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.
Фактор нейротизма (или нейротицизма) свидетельствует, по Н. Н. Дж Айзенк об эмоционально-психологической устойчивости ини неустойчивости, стабильности — нестабильности и рассматрива-ется в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. В этой шкале личностных свойств противоположные тенденции выражены дискордантностью и конкордантностью. При этом на одном полюсе оказывается человек «внешней нор-мы», за которой скрывается подверженность всевозможным пси-хологическим пертурбациям, влекущим к неуравновешенности нервно-психической деятельности. На другом полюсе — лично-сти, психологически устойчивые, хорошо адаптирующиеся к ок-ружающей социальной микросреде.
Фактору нейротизма отводится исключительно важная роль в созданной Н. Дж Айзенк диатезно-стрессовой гипотезе этиопато-генеза неврозов, согласно которой невроз рассматривается как следствие констелляции стресса и предрасположения к неврозу. Нейротизм отражает предрасположение к неврозу, предиспози-цию. При выраженном нейротизме, по Н. Дж Айзенк достаточно незначительного стресса, и, наоборот, при невысоком показателе нейротизма для возникновения невроза требуется сильный стресс, чтобы развился невроз.
Кроме того, в опросник Айзенка введена контрольная шкала (шкала лжи). Она служит для выявления обследуемых с "жела-тельной реактивной установкой", то есть с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получились желаемые для об-следуемого результаты.
Опросник разработан в 2 параллельных формах (А и Б) позво-ляющих провести повторное исследование после каких-либо экс-периментальных процедур. Вопросы по сравнению с MMPI, отли-чаются, простотой формулировок. Важным представляется факт сведения к нулю корреляции между шкалами экстраверсии и ней-ротизма.
Опросник состоит из 57 вопросов, из них 24 — по шкале экстра-версии, 24 — по шкале нейротизма и 9 - по шкале лжи.
Исследованию предшествует инструкция, в которой указыва-ется, что исследуются личностные свойства, а не умственные спо-собности. На вопросы предлагается отвечать не раздумывая, сразу же, так как важна первая реакция обследуемого на вопрос. На во-просы можно отвечать только «да» либо «нет», нельзя их пропус-кать.
Затем предъявляются вопросы либо в специальной тетради (это облегчает оценку, так как позволяет использовать ключ в виде трафарета со специально прорезанными окошками), либо нане-сенные на карточки с соответствующим образом обрезанными углами (для последующего учета).
Приводим типичные вопросы.
Так, об экстравертированности свидетельствуют следующие вопросы (в скобках отмечается соответствующий ответ; при про-тивоположном характере ответа он засчитывается в показатель интроверсии):
• Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас? (Да).
• Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? (Да).
• Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компани-ях? (Нет).
• Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? (Нет).
Максимальная оценка по шкале экстраверсии в данном вари-анте опросника Айзенка- 24 балла. Об экстравертированности свидетельствует показатель выше 12 баллов. При показателе ниже 12 баллов говорят об интровертированности.
Вопросы, типичные для шкалы нейротизма:
• Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины? (по шкале нейротизма учитываются только положительные ответы).
• Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
• Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
• Часто ли вы теряли сон из-за чувства тревоги?
О нейротизме свидетельствует превышающий 12 баллов пока-затель в этой шкале.
Примеры вопросов по шкале лжи:
• Всегда ли вы делаете немедленно и безропотно то, что вам приказывают? (Да).
• Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам? (Нет).
• Хвастаетесь ли вы иногда? (Нет).
• Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения? (Да).
Показатель в 4-5 баллов по шкале лжи рассматривается уже как критический. Высокий показатель в этой шкале свидетельст-вует о тенденции обследуемого давать "хорошие" ответы. Тен-денция эта проявляется и в ответах на вопросы по другим шка-лам, однако шкала лжи была задумана своеобразным индикато-ром демонстративности в поведении обследуемого.
Следует отметить, что шкала лжи в опроснике Айзенка далеко не всегда способствует решению поставленной задачи. Показате-ли по ней в первую очередь коррелируют с интеллектуальным уровнем обследуемого. Нередко лица с выраженными истериче-скими чертами и склонностью к демонстративности в поведении, но обладающие хорошим интеллектом, сразу же определяют на-правленность содержащихся в этой шкале вопросов и, считая их отрицательно характеризующими обследуемого, дают по этой шкале минимальные показатели. Таким образом, очевидно, шкала лжи в большей мере свидетельствует о личностной прими-тивности, чем о демонстративности в ответах.
По Н. Дж Айзенк (1964, 1968), у интравертов наблюдаются дистимические симптомы, у экстравертов — истерические и пси-хопатические. Больные неврозом различаются лишь по индексу экстраверсии. По индексу нейротизма на крайних полюсах распо-лагаются здоровые и больные неврозом (психопаты). У больных шизофренией наблюдается низкий показатель нейротизма, у больных в депрессивном состоянии — высокий. С возрастом от-мечена тенденция к уменьшению показателей нейротизма и экст-раверсии.
Эти данные Н. J. Eysenck нуждаются в уточнении. В частно-сти, в случаях психопатии при исследовании с помощью опросни-ка обнаруживается известное различие показателей. Так, психопа-ты шизоидные и психастенического круга, по нашим наблюдени-ям, нередко обнаруживают интровертированность. Различные формы неврозов также отличаются не только по показателю экст-раверсии. Для больных истерией нередко характерен высокий по-казатель лжи и утрированно высокий показатель нейротиз-ма, не-редко не соответствующий объективно наблюдаемой клинической картине.
В последние варианты опросника Айзенка (1968, 1975) введе-ны вопросы по шкале психотизма. Под фактором психотизма по-нимается тенденция к отклонениям от психической нормы, как бы предрасположенность к психозу. Общее количество вопросов — от 78 до 101. По данным S. Eysenck и Н. J. Eysenck (1969), показа-тели по шкале психотизма зависят от пола и возраста обследуе-мых, они ниже у женщин, более высокие у подростков и пожилых людей. Зависят они также от социально-экономического статуса обследованных. Однако наиболее существенной разница по фак-тору психотизма оказалась при сравнении здоровых обследуемых с больными психозами, то есть при более тяжело протекающих неврозах, а также с лицами, находящимися в заключении.
Существует также личностный опросник S. Eysenck (1965), адаптированный для обследования детей начиная с 7-летнего воз-раста. Он содержит 60 вопросов, составленных с учетом возраста и интерпретируемых по шкалам экстра- и интроверсии, нейро-тизма и лжи.