II. Методы (методики) патопсихологического исследования
Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
Корректурная проба
Методика направлена на исследование внимания — выявляет-ся способность к концентрации его, устойчивость. Корректурная проба впервые была предложена В. Bourdon в 1895 г.
Исследование производится при помощи специальных блан-ков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Инст-рукция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (вы-бор их определяется исследующим). При этом каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, за-траченное испытуемым на выполнение всего задания.
Проверка выполнения производится по заранее тщательно подготовленному образцу путем сопоставления. Отмечается ко-личество ошибок и темп выполнения задания. Существенное зна-чение имеет распределение ошибок в течение опыта — равномер-но ли они встречаются во всей таблице или наблюдаются преиму-щественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учи-тывается характер ошибок — пропуски отдельных букв или стро-чек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне по-хожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное исследова-ние, изменение результатов при этом может свидетельствовать не только об изменении состояния больного, но и об особенностях его отношения к исследованию.
При органической церебральной патологии обследуемому час-то не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6—8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок (однако в любом случае нормативы выполнения зада-ния необходимо устанавливать экспериментально для каждой партии бланков и для соответствующих возрастов испытуемых). С. Я. Рубинштейн (1970) рекомендовала графическое отображе-ние
результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые — изменение скорости работы (по количеству просмот-ренных за единицу времени букв) и изменение точности (по коли-честву ошибок в те же интервалы времени). Такие графики позво-ляют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющую-ся в улучшении качества работы.
Корректурная проба отличается большой простотой, она не требует специальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихологом задачи она может быть легко модифицирована.
Существует много модификаций методики. Наиболее извест-ными из них в нашей стране являются методика колец Ландольта и методика Тулуз-Пьерона.
Методика Э. Ландольта предназначена для диагностики кон-центрации и переключаемости внимания, скорости переработки информации в зрительном анализаторе, определения психомотор-ного темпа, состояния работоспособности человека, утомляемо-сти и т. п. Ее стимульный материал представляет собой набор ко-лец с определенным положением разрыва (на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 ч, если ориентироваться на циферблат часов). В таблице содержится по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Испытуемые должны внимательно просматривать строки бланка и зачеркивать кольца с определенным разрывом. Можно регламентировать вре-мя проведения методики (например, 5 мин); сообщение в данном случае перед началом проведения методики того, что ее следует выполнить в течение пяти минут, провоцирует нервно-пси-хическое напряжение у испытуемого и повышает сложность зада-ния.
Результаты обрабатываются с помощью специального «клю-ча» или трафарета.
Методика удобна для исследования испытуемых с не-достаточным знанием букв.
В. П. Сысоевым (1996) создана оригинальная модификация методики, позволяющая количественно диагностировать продук-тивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность деятельности.
Методика Тулуз-Пьерона предназначена для диффе-ренцирования близких по форме и содержанию стимулов в тече-ние точно определенного, длительного времени.
Она направлена на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), а также темпа деятельности. Опосредованно методика позволяет судить о точности и надежно-сти переработки информации, волевой регуляции, влиянии лично-стных особенностей на работоспособность и динамику работо-способности.
Классический вариант методики включает в себя 30 строк, со-держащих восемь типов квадратиков, различающихся тем, к ка-кой грани или к какому углу добавлены черные полукруг или чет-верть круга. Все типы квадратиков расположены в случайном по-рядке. Порядок проведения исследования, его принципиальные особенности, а также особенности оценивания результатов близки к описанным выше для пробы Бурдона. Методика рассчитана для широкого возрастного диапазона начиная с 15 лет
Л. А. Ясюковой (1997) разработана модификация методики применительно для детей начиная с шестилетнего возраста. В ней количество строк сокращено. Адаптированы к возрасту инструк-ция и порядок проведения методики. Как установлено автором модификации, методика Тулуз-Пьерона оказалась высокоинфор-мативным методом в диагностике минимальных мозговых дис-функций у детей.
Счет по Крепелину
Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для ис-следования работоспособности — упражняемости и утом-ляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежу-ток времени чисел и допущенных при этом ошибок.
В настоящее время чаще пользуются этой методикой в моди-фикации R. Schulte — обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затра-ту времени на выполнение задания, R. Schulte предложил при по-лучении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток.
Например:
Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение за-дания и поэтому не является обязательным условием.
Для проведения опыта необходим специальный бланк. При от-сутствии бланков, отпечатанных типографским путем, их можно напечатать на пишущей машинке (обязательно четко, желательно первый или второй экземпляр). Больному дается инструкция — производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равно-мерность и темп выполнения задания, выявляют наличие исто-щаемости, врабатываемости, расстройства внимания.
Проведение исследования с помощью этой методики не требу-ет особой грамотности испытуемого, однако могут сказаться его профессиональные навыки. Так, счетные работники при исследо-вании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать не-плохие результаты, хотя в других методиках (например, в коррек-турной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Доку-чаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенно-стей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособно-сти. Это должно учитываться при проведении опыта. По первона-чальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем.
Отсчитывание
Методика была предложена Е. Kraepelin/ При исследовании ею обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счет-ных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчиты-вании от 100 или 200 все время одного и того же числа. Испытуе-мого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать дли-тельность пауз секундомером. Запись опыта приобретает сле-дующий вид:(100-7)..93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.
При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в |
конце, несмотря на то что задание становится более легким, уве- |
личивается. Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в |
единицах и главным образом при переходе через десяток — сви- |
детельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, на-пример: |
(100 - 7)..93....85....78..71....64....58 их д. |
Второй - ошибки в десятках - характерен главным образом |
для больных с неустойчивым вниманием. |
Например: |
93...86...69..62.... 55...38итд. |
При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (на- |
пример, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется во- |
преки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17—20. При- |
чем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном |
выполнении задания можно либо указать больному на допущен- |
ную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала. |
Отыскивание чисел по таблицам Шульте |
Методика применяется для исследования темпа сенсомотор- |
ных реакций и особенностей внимания. Исследование произво- |
дится с помощью специальных таблиц, изготовление которых не- |
сложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 |
до 25. Размер таблицы — 60х60 см. Обследуемый находится на |
таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему да- |
ется инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать |
указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, кото- |
рое затрачивается на каждую таблицу. Можно отмечать количест- |
ва чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за |
которое обследуемый находит каждые пять чисел. |
Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое об- |
следуемым на каждую таблицу, или в пределах одной таблицы |
сравнивают показатели деятельности обследуемого за определен- |
ные отрезки времени. Результаты можно выразить графически. |
Существенное значение имеет установление |
равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые об-следуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер этого явления — признак ли это по-вышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. Из-вестное значение может иметь «кривая истощаемости», построен-ная графически на основании результатов опыта, так как она мо-жет объективно отражать характер астении. Так, при гиперстени-ческом варианте астении кривая истощаемости по таблицам Шульте (как и в счете по Крепелину) характеризуется высоким начальным уровнем, резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостенической форме астении кри-вая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей, без замет-ных их колебаний в сторону улучшения. Обнаружение такого ро-да кривых имеет не только клинико-диагностическое значение, но может быть использовано и для вынесения прогностических суж-дений. Гиперстеническая форма астении в прогностическом от-ношении благоприятнее гипостенической. Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кривой исто-щаемости гипостенической может рассматриваться как признак прогредиентности заболевания и, в частности, способствовать дифференцированию атеросклеротической астении от на-блюдающихся в пожилом возрасте соматогенных или психогенных астенических состояний.
Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки — пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (напри-мер, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице. В некоторых случаях наблюдается ошибка такого рода — искомое однозначное число показывается в двухзначном, в состав которого оно входит. Так, например, вме-сто того чтобы показать число 2, обследуемый указкой находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при наличии слабоумия это зависит от плохого понимания инструкции и после дополнитель-ного объяснения характера выполнения задания можно все же до-биться от обследуемого преодоления
этой ошибки. При нарочитом же поведении дополнительная ин- |
струкция не меняет положения дела, вызывает возражения у об- |
следуемого: «А это разве не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу». Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они |
почти не запоминаются, и поэтому в процессе исследования их |
можно использовать повторно. |
Пробы на переключение |
При патопсихологическом исследовании пробы на переключение |
могут быть использованы для суждения о подвижности психических |
процессов, хотя этим не определяется все значение полученных с их |
помощью данных: в процессе исследования устанавливается сте- |
пень сохранности словарного запаса, произведения счетных опера-ций и т. д. Следует заметить, что иногда инертность психической дея- |
тельности обнаруживается уже в затруднениях, испытываемых |
больным в переключении от одного задания к другому. В этих |
случаях испытуемый последующее задание пытается выполнить по |
образцу предыдущего (например, при словесном варианте исклю- |
чения пытается следовать модусу, выработанному при выделении |
существенных признаков) либо же включает в решение слова из |
предыдущего задания. |
Методика М. С. Лебединского |
Заключается в назывании больным поочередно пар слов, обо- |
значающих одушевленные и неодушевленные предметы. В про- |
токоле регистрируются называемые испытуемым слова и время |
между называнием отдельных пар, например: |
собака — лошадь 2 с |
шкаф — кровать 1,5 с |
кошка — воробей 1,9с и т. д. |
При исследовании этой методикой инертность психических |
процессов обнаруживается не только в нарушениях чередования, |
но и в том, что называемые слова ограничиваются определенным |
кругом понятий (например, из одушевленных — только звери или |
насекомые, из неодушевленных — только мебель или транспорт) |
и в повторении одних и тех же слов. |
Чередование антонимов и синонимов |
Эта методика предложена нами для выявления инертности |
психических процессов у больных с органической церебральной |
патологией и при известной интеллектуально-мнестической со- |
хранности (при начальных стадиях церебрального атеросклероза). |
Приступая к исследованию, необходимо иметь заранее подготов- |
ленный набор слов, к которым здоровому человеку нетрудно по- |
добрать как синонимы, так и антонимы. Испытуемому дается ин- |
струкция поочередно подбирать и называть синонимы и анто- |
нимы к словам, которые он сейчас услышит. |
Примерный набор слов: |
друг — (приятель, враг) |
печаль — (грусть, радость) |
храбрый — (смелый, трусливый) |
могучий — (сильный, слабый) |
истина — (правда, ложь) |
жадный — (скупой, щедрый) |
юность — (молодость, старость) |
горе — (беда, счастье) и т, д. |
Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми |
Испытуемому предлагают к какому-либо числу поочередно |
прибавлять два других, например к 7 добавить 5, к сумме — 6, |
затем к образовавшейся сумме вновь 5, затем — вновь 6 и т.д. При |
этом вслух испытуемый произносит лишь результативные числа. Произведение им всей операции сложения вслух значительно об- |
легчает выполнение задания. В протоколе ход решения задания |
здоровым испытуемым приобретает следующий вид: |
7....12...18...23....29 и тд. |
При этом возможны ошибки чередования, наблюдающиеся |
преимущественно вначале (больные эпилепсией), либо в конце в |
связи с истощаемостью (при церебральном атеросклерозе), либо (при грубой органической церебральной патологии) в течение всего задания. Поочередное вычитание |
Эта методика является модификацией методики отсчитывания. |
Однако от 100 или 200 отсчитывается не одно и то же вычитае- |
мое, а два чередующихся, например 7 и 8. В записи это приобре-100..93....85...78. .70.63...55. ..48..40 и т. д. |
Эта методика представляется нам более трудной, чем преды- |
дущая, при ней значительно легче обнаруживаются не только |
инертность психических процессов, но и особенно их истощае-мость. Исследование переключения внимания с |
помощью модификации таблиц Шульте |
Методика предложена Ф. Д. Горбовым (1959, 1964) и исполь- |
зуется в психологии труда. Она выявляет инертность психических |
процессов, при проведении хронометража отдельных этапов рабо- |
ты обследуемого позволяет также установить наличие повышен- |
ной истощаемости. Для исследования используется таблица, раз- |
деленная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке рас- |
положены черные и красные цифры. Числа черного ряда — от 1 до |
25, красного ряда — от 1 до 24. Согласно инструкции обследуемый |
должен вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем |
порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке показать |
красные числа. Регистрируется затраченное на это обследуемым |
время. Затем дается другая инструкция: показывать черные и |
красные числа попеременно и в ином порядке — 1 — черное и 24 |
— красное, 2 — черное и 23 — красное, 3 — черное и 22 — красное и |
т. д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости пе- |
реключения внимания оказывается большим, чем то, которое за- |
трачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и ха- |
рактеризует состояние способности к переключению внимания у обследуемого. Для обследования больных с помощью этой методики таблицу |
следует предварительно проверить на здоровых и получить пока- |
затели, характерные для нормы именно по данной таблице. |
Ю. Г. Степанов (1974) для характеристики внимания предло- |
жил пользоваться коэффициентом переключаемости внимания, |
вычисляемым по формуле: K=2xt1/t2 |
где t1- среднее время, показанное на 4 таблицах Шульте, |
t1 - среднее время выполнения задания по таблицам Горбо- |
ва, удваиваемое в связи с тем, что объем задания по таблицам |
Горбова в 2 раза превышает объем задания в таблицах Шульте. |
Проведенные им исследования показали статистически дос- |
товерную разницу в коэффициенте переключаемости у боль- |
ных туберкулезом легких в сравнении с контрольной группой здоровых. Корректурная проба с переключением |
Обследуемому дается напечатанный текст, лучше всего 10 |
строчек корректурной таблицы. Инструкция предусматривает вы- |
черкивать каждую третью букву. Фиксируется время, затраченное |
на выполнение задания. На втором этапе обследуемому предъяв- |
ляется аналогичный текст и дается указание зачеркивать пооче- |
редно в одной строке каждую третью букву, а в последующей — |
каждую четвертую букву. В качестве текста для исследования |
можно использовать страницы журнала, брошюры — в опреде- |
ленном количестве строчек и в пределах одного абзаца. Обяза- |
тельна предварительная апробация материала опыта на здоровых |
испытуемых, так как от шрифта, количества строчек, букв в |
строчке зависит время, затрачиваемое на выполнение задания. |
Мы использовали для исследования части бланков для коррек- |
турной пробы, содержащие по 12 строчек букв. У здоровых испы- |
туемых с обычным темпом психической деятельности время вы- |
полнения второй части задания существенно не отличалось от |
времени, затраченного на его первую половину. Нередко коррек- |
турная проба с переключением выполняется здоровыми даже бы- |
стрее, чем обычная. Здесь существенную роль играет врабатыва- |
ние, а также то, что вычеркивание в половине строчек четвертой |
буквы происходит несколько быстрее. |
Методика «Численно-буквенные сочетания» |
Разработана чехословацкими учеными; в нашей стране апро- |
бирована Б. Л. Покровским. Предназначена для изучения особен- |
ностей внимания, способности к работе в вынужденном темпе и |
при дефиците времени, для оценки эмоциональной устойчивости. |
Испытуемым предлагается бланк с напечатанными на нем 100 |
строчками численно-буквенных сочетаний и предлагается нахо- |
дить и зачеркивать сочетания цифр и букв, которые называются с |
магнитофонной ленты с интервалом |
в 2—4 с. Для проведения обследования требуется 17 мин.
Обработка производится по ключу. Критерии оценки резуль-татов следующие: при назывании сочетаний с интервалом в 4 с:
47 и более правильных ответов — отлично,
40—46 правильных ответов — хорошо,
34—39 правильных ответов — удовлетворительно,
28—33 правильных ответов — плохо,
менее 28 правильных ответов — очень плохо;
при назывании сочетаний с интервалом в 2 с:
32 и более правильных ответов — отлично,
26—31 правильных ответов — хорошо,
20—25 правильных ответов — удовлетворительно,
14—19 правильных ответов — плохо,
менее 14 правильных ответов — очень плохо.
Методика рекомендуется для использования при проведении психофизиологического обследования водителей транспорта.
Методика «Перепутанные линии» (методика Рисса)
Предназначена для диагностики степени устойчивости зри-тельного внимания, оценки концентрации внимания, показателей импульсивности — рефлексивности испытуемого. Может прово-диться как индивидуально, так и с группой.
Для проведения исследования необходимы секундомер и спе-циальные бланки, на которых изображены перепутанные между собой линии. Испытуемому предлагается взглядом, без помощи пальца или карандаша (ручки и т. п.), проследить каждую линию слева направо и у правого конца ее поставить тот номер, который стоит на бланке возле левого конца линии. Подобным образом прослеживаются все изображенные на бланке 25 линий. На вы-полнение задания отводится пять минут (300 с). По истечении времени испытуемый отмечает кружком на бланке номер послед-ней линии, которую он успел проследить. Если испытуемый за-канчивает выполнение задания ранее отведенных на него пяти минут, то сразу же после окончания работы бланк у него отбира-ется и отмечается затраченное на исследование время.
его правильность. Имеются сведения о корреляции успешности выполнения методики с показателем общего интеллекта (р<0,05).