II. Методы (методики) патопсихологического исследования

Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций

Корректурная проба

Методика направлена на исследование внимания — выявляет-ся способность к концентрации его, устойчивость. Корректурная проба впервые была предложена В. Bourdon в 1895 г.

Исследование производится при помощи специальных блан-ков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Инст-рукция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (вы-бор их определяется исследующим). При этом каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, за-траченное испытуемым на выполнение всего задания.

Проверка выполнения производится по заранее тщательно подготовленному образцу путем сопоставления. Отмечается ко-личество ошибок и темп выполнения задания. Существенное зна-чение имеет распределение ошибок в течение опыта — равномер-но ли они встречаются во всей таблице или наблюдаются преиму-щественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учи-тывается характер ошибок — пропуски отдельных букв или стро-чек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне по-хожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное исследова-ние, изменение результатов при этом может свидетельствовать не только об изменении состояния больного, но и об особенностях его отношения к исследованию.

При органической церебральной патологии обследуемому час-то не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6—8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок (однако в любом случае нормативы выполнения зада-ния необходимо устанавливать экспериментально для каждой партии бланков и для соответствующих возрастов испытуемых). С. Я. Рубинштейн (1970) рекомендовала графическое отображе-ние

результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые — изменение скорости работы (по количеству просмот-ренных за единицу времени букв) и изменение точности (по коли-честву ошибок в те же интервалы времени). Такие графики позво-ляют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющую-ся в улучшении качества работы.

Корректурная проба отличается большой простотой, она не требует специальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихологом задачи она может быть легко модифицирована.

Существует много модификаций методики. Наиболее извест-ными из них в нашей стране являются методика колец Ландольта и методика Тулуз-Пьерона.

Методика Э. Ландольта предназначена для диагностики кон-центрации и переключаемости внимания, скорости переработки информации в зрительном анализаторе, определения психомотор-ного темпа, состояния работоспособности человека, утомляемо-сти и т. п. Ее стимульный материал представляет собой набор ко-лец с определенным положением разрыва (на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 ч, если ориентироваться на циферблат часов). В таблице содержится по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Испытуемые должны внимательно просматривать строки бланка и зачеркивать кольца с определенным разрывом. Можно регламентировать вре-мя проведения методики (например, 5 мин); сообщение в данном случае перед началом проведения методики того, что ее следует выполнить в течение пяти минут, провоцирует нервно-пси-хическое напряжение у испытуемого и повышает сложность зада-ния.

Результаты обрабатываются с помощью специального «клю-ча» или трафарета.

Методика удобна для исследования испытуемых с не-достаточным знанием букв.

В. П. Сысоевым (1996) создана оригинальная модификация методики, позволяющая количественно диагностировать продук-тивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность деятельности.

Методика Тулуз-Пьерона предназначена для диффе-ренцирования близких по форме и содержанию стимулов в тече-ние точно определенного, длительного времени.

Она направлена на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), а также темпа деятельности. Опосредованно методика позволяет судить о точности и надежно-сти переработки информации, волевой регуляции, влиянии лично-стных особенностей на работоспособность и динамику работо-способности.

Классический вариант методики включает в себя 30 строк, со-держащих восемь типов квадратиков, различающихся тем, к ка-кой грани или к какому углу добавлены черные полукруг или чет-верть круга. Все типы квадратиков расположены в случайном по-рядке. Порядок проведения исследования, его принципиальные особенности, а также особенности оценивания результатов близки к описанным выше для пробы Бурдона. Методика рассчитана для широкого возрастного диапазона начиная с 15 лет

Л. А. Ясюковой (1997) разработана модификация методики применительно для детей начиная с шестилетнего возраста. В ней количество строк сокращено. Адаптированы к возрасту инструк-ция и порядок проведения методики. Как установлено автором модификации, методика Тулуз-Пьерона оказалась высокоинфор-мативным методом в диагностике минимальных мозговых дис-функций у детей.

Счет по Крепелину

Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для ис-следования работоспособности — упражняемости и утом-ляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежу-ток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

В настоящее время чаще пользуются этой методикой в моди-фикации R. Schulte — обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затра-ту времени на выполнение задания, R. Schulte предложил при по-лучении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток.

Например:

II. Методы (методики) патопсихологического исследования - student2.ru

Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение за-дания и поэтому не является обязательным условием.

Для проведения опыта необходим специальный бланк. При от-сутствии бланков, отпечатанных типографским путем, их можно напечатать на пишущей машинке (обязательно четко, желательно первый или второй экземпляр). Больному дается инструкция — производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равно-мерность и темп выполнения задания, выявляют наличие исто-щаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

Проведение исследования с помощью этой методики не требу-ет особой грамотности испытуемого, однако могут сказаться его профессиональные навыки. Так, счетные работники при исследо-вании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать не-плохие результаты, хотя в других методиках (например, в коррек-турной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Доку-чаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенно-стей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособно-сти. Это должно учитываться при проведении опыта. По первона-чальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем.

Отсчитывание

Методика была предложена Е. Kraepelin/ При исследовании ею обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счет-ных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчиты-вании от 100 или 200 все время одного и того же числа. Испытуе-мого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать дли-тельность пауз секундомером. Запись опыта приобретает сле-дующий вид:(100-7)..93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.


При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в
конце, несмотря на то что задание становится более легким, уве-
личивается. Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в
единицах и главным образом при переходе через десяток — сви-
детельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, на-пример:
(100 - 7)..93....85....78..71....64....58 их д.
Второй - ошибки в десятках - характерен главным образом
для больных с неустойчивым вниманием.
Например:
93...86...69..62.... 55...38итд.
При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (на-
пример, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется во-
преки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17—20. При-
чем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном
выполнении задания можно либо указать больному на допущен-
ную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте
Методика применяется для исследования темпа сенсомотор-
ных реакций и особенностей внимания. Исследование произво-
дится с помощью специальных таблиц, изготовление которых не-
сложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1
до 25. Размер таблицы — 60х60 см. Обследуемый находится на
таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему да-
ется инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать
указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, кото-
рое затрачивается на каждую таблицу. Можно отмечать количест-
ва чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за
которое обследуемый находит каждые пять чисел.
Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое об-
следуемым на каждую таблицу, или в пределах одной таблицы
сравнивают показатели деятельности обследуемого за определен-
ные отрезки времени. Результаты можно выразить графически.
Существенное значение имеет установление

равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые об-следуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер этого явления — признак ли это по-вышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. Из-вестное значение может иметь «кривая истощаемости», построен-ная графически на основании результатов опыта, так как она мо-жет объективно отражать характер астении. Так, при гиперстени-ческом варианте астении кривая истощаемости по таблицам Шульте (как и в счете по Крепелину) характеризуется высоким начальным уровнем, резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостенической форме астении кри-вая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей, без замет-ных их колебаний в сторону улучшения. Обнаружение такого ро-да кривых имеет не только клинико-диагностическое значение, но может быть использовано и для вынесения прогностических суж-дений. Гиперстеническая форма астении в прогностическом от-ношении благоприятнее гипостенической. Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кривой исто-щаемости гипостенической может рассматриваться как признак прогредиентности заболевания и, в частности, способствовать дифференцированию атеросклеротической астении от на-блюдающихся в пожилом возрасте соматогенных или психогенных астенических состояний.

Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки — пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (напри-мер, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице. В некоторых случаях наблюдается ошибка такого рода — искомое однозначное число показывается в двухзначном, в состав которого оно входит. Так, например, вме-сто того чтобы показать число 2, обследуемый указкой находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при наличии слабоумия это зависит от плохого понимания инструкции и после дополнитель-ного объяснения характера выполнения задания можно все же до-биться от обследуемого преодоления


этой ошибки. При нарочитом же поведении дополнительная ин-
струкция не меняет положения дела, вызывает возражения у об-
следуемого: «А это разве не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу». Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они
почти не запоминаются, и поэтому в процессе исследования их
можно использовать повторно.
Пробы на переключение
При патопсихологическом исследовании пробы на переключение
могут быть использованы для суждения о подвижности психических
процессов, хотя этим не определяется все значение полученных с их
помощью данных: в процессе исследования устанавливается сте-
пень сохранности словарного запаса, произведения счетных опера-ций и т. д. Следует заметить, что иногда инертность психической дея-
тельности обнаруживается уже в затруднениях, испытываемых
больным в переключении от одного задания к другому. В этих
случаях испытуемый последующее задание пытается выполнить по
образцу предыдущего (например, при словесном варианте исклю-
чения пытается следовать модусу, выработанному при выделении
существенных признаков) либо же включает в решение слова из
предыдущего задания.
Методика М. С. Лебединского
Заключается в назывании больным поочередно пар слов, обо-
значающих одушевленные и неодушевленные предметы. В про-
токоле регистрируются называемые испытуемым слова и время
между называнием отдельных пар, например:
собака — лошадь 2 с
шкаф — кровать 1,5 с
кошка — воробей 1,9с и т. д.
При исследовании этой методикой инертность психических
процессов обнаруживается не только в нарушениях чередования,
но и в том, что называемые слова ограничиваются определенным
кругом понятий (например, из одушевленных — только звери или
насекомые, из неодушевленных — только мебель или транспорт)
и в повторении одних и тех же слов.

Чередование антонимов и синонимов
Эта методика предложена нами для выявления инертности
психических процессов у больных с органической церебральной
патологией и при известной интеллектуально-мнестической со-
хранности (при начальных стадиях церебрального атеросклероза).
Приступая к исследованию, необходимо иметь заранее подготов-
ленный набор слов, к которым здоровому человеку нетрудно по-
добрать как синонимы, так и антонимы. Испытуемому дается ин-
струкция поочередно подбирать и называть синонимы и анто-
нимы к словам, которые он сейчас услышит.
Примерный набор слов:
друг — (приятель, враг)
печаль — (грусть, радость)
храбрый — (смелый, трусливый)
могучий — (сильный, слабый)
истина — (правда, ложь)
жадный — (скупой, щедрый)
юность — (молодость, старость)
горе — (беда, счастье) и т, д.
Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми
Испытуемому предлагают к какому-либо числу поочередно
прибавлять два других, например к 7 добавить 5, к сумме — 6,
затем к образовавшейся сумме вновь 5, затем — вновь 6 и т.д. При
этом вслух испытуемый произносит лишь результативные числа. Произведение им всей операции сложения вслух значительно об-
легчает выполнение задания. В протоколе ход решения задания
здоровым испытуемым приобретает следующий вид:
7....12...18...23....29 и тд.
При этом возможны ошибки чередования, наблюдающиеся
преимущественно вначале (больные эпилепсией), либо в конце в
связи с истощаемостью (при церебральном атеросклерозе), либо (при грубой органической церебральной патологии) в течение всего задания. Поочередное вычитание
Эта методика является модификацией методики отсчитывания.
Однако от 100 или 200 отсчитывается не одно и то же вычитае-
мое, а два чередующихся, например 7 и 8. В записи это приобре-100..93....85...78. .70.63...55. ..48..40 и т. д.

Эта методика представляется нам более трудной, чем преды-
дущая, при ней значительно легче обнаруживаются не только
инертность психических процессов, но и особенно их истощае-мость. Исследование переключения внимания с
помощью модификации таблиц Шульте
Методика предложена Ф. Д. Горбовым (1959, 1964) и исполь-
зуется в психологии труда. Она выявляет инертность психических
процессов, при проведении хронометража отдельных этапов рабо-
ты обследуемого позволяет также установить наличие повышен-
ной истощаемости. Для исследования используется таблица, раз-
деленная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке рас-
положены черные и красные цифры. Числа черного ряда — от 1 до
25, красного ряда — от 1 до 24. Согласно инструкции обследуемый
должен вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем
порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке показать
красные числа. Регистрируется затраченное на это обследуемым
время. Затем дается другая инструкция: показывать черные и
красные числа попеременно и в ином порядке — 1 — черное и 24
— красное, 2 — черное и 23 — красное, 3 — черное и 22 — красное и
т. д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости пе-
реключения внимания оказывается большим, чем то, которое за-
трачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и ха-
рактеризует состояние способности к переключению внимания у обследуемого. Для обследования больных с помощью этой методики таблицу
следует предварительно проверить на здоровых и получить пока-
затели, характерные для нормы именно по данной таблице.
Ю. Г. Степанов (1974) для характеристики внимания предло-
жил пользоваться коэффициентом переключаемости внимания,
вычисляемым по формуле: K=2xt1/t2
где t1- среднее время, показанное на 4 таблицах Шульте,

t1 - среднее время выполнения задания по таблицам Горбо-
ва, удваиваемое в связи с тем, что объем задания по таблицам
Горбова в 2 раза превышает объем задания в таблицах Шульте.
Проведенные им исследования показали статистически дос-
товерную разницу в коэффициенте переключаемости у боль-
ных туберкулезом легких в сравнении с контрольной группой здоровых. Корректурная проба с переключением
Обследуемому дается напечатанный текст, лучше всего 10
строчек корректурной таблицы. Инструкция предусматривает вы-
черкивать каждую третью букву. Фиксируется время, затраченное
на выполнение задания. На втором этапе обследуемому предъяв-
ляется аналогичный текст и дается указание зачеркивать пооче-
редно в одной строке каждую третью букву, а в последующей —
каждую четвертую букву. В качестве текста для исследования
можно использовать страницы журнала, брошюры — в опреде-
ленном количестве строчек и в пределах одного абзаца. Обяза-
тельна предварительная апробация материала опыта на здоровых
испытуемых, так как от шрифта, количества строчек, букв в
строчке зависит время, затрачиваемое на выполнение задания.
Мы использовали для исследования части бланков для коррек-
турной пробы, содержащие по 12 строчек букв. У здоровых испы-
туемых с обычным темпом психической деятельности время вы-
полнения второй части задания существенно не отличалось от
времени, затраченного на его первую половину. Нередко коррек-
турная проба с переключением выполняется здоровыми даже бы-
стрее, чем обычная. Здесь существенную роль играет врабатыва-
ние, а также то, что вычеркивание в половине строчек четвертой
буквы происходит несколько быстрее.
Методика «Численно-буквенные сочетания»
Разработана чехословацкими учеными; в нашей стране апро-
бирована Б. Л. Покровским. Предназначена для изучения особен-
ностей внимания, способности к работе в вынужденном темпе и
при дефиците времени, для оценки эмоциональной устойчивости.
Испытуемым предлагается бланк с напечатанными на нем 100
строчками численно-буквенных сочетаний и предлагается нахо-
дить и зачеркивать сочетания цифр и букв, которые называются с
магнитофонной ленты с интервалом

в 2—4 с. Для проведения обследования требуется 17 мин.

Обработка производится по ключу. Критерии оценки резуль-татов следующие: при назывании сочетаний с интервалом в 4 с:

47 и более правильных ответов — отлично,

40—46 правильных ответов — хорошо,

34—39 правильных ответов — удовлетворительно,

28—33 правильных ответов — плохо,

менее 28 правильных ответов — очень плохо;

при назывании сочетаний с интервалом в 2 с:

32 и более правильных ответов — отлично,

26—31 правильных ответов — хорошо,

20—25 правильных ответов — удовлетворительно,

14—19 правильных ответов — плохо,

менее 14 правильных ответов — очень плохо.

Методика рекомендуется для использования при проведении психофизиологического обследования водителей транспорта.

Методика «Перепутанные линии» (методика Рисса)

Предназначена для диагностики степени устойчивости зри-тельного внимания, оценки концентрации внимания, показателей импульсивности — рефлексивности испытуемого. Может прово-диться как индивидуально, так и с группой.

Для проведения исследования необходимы секундомер и спе-циальные бланки, на которых изображены перепутанные между собой линии. Испытуемому предлагается взглядом, без помощи пальца или карандаша (ручки и т. п.), проследить каждую линию слева направо и у правого конца ее поставить тот номер, который стоит на бланке возле левого конца линии. Подобным образом прослеживаются все изображенные на бланке 25 линий. На вы-полнение задания отводится пять минут (300 с). По истечении времени испытуемый отмечает кружком на бланке номер послед-ней линии, которую он успел проследить. Если испытуемый за-канчивает выполнение задания ранее отведенных на него пяти минут, то сразу же после окончания работы бланк у него отбира-ется и отмечается затраченное на исследование время.

его правильность. Имеются сведения о корреляции успешности выполнения методики с показателем общего интеллекта (р<0,05).

Наши рекомендации