Строение, функции и гигиена кожи.

· Строение:

Кожа, покрывающая тело человека составляет 5% массы тела, ее площадь у взрослого человека 1,5-2м^2.

Кожа состоит из эпителиальной и соединительной тканей, содержащих осязательные тельца, нервные волокна, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы. Строение кожи:

1) надкожица;

2)собственно кожа;

3)подкожная клетчатка.

· Функции: 1) Кожа участвует в поддержании постоянства внутренней среды как орган выделения.

2) Содержащиеся в ней осязательные тельца являются рецепторами кожного анализатора и играют важную роль в обеспечении контактов организма с внешней средой.

3) Защитная функция (от механич. воздействий)

4) Постоянное обновление поверхностного слоя кожи способствует очищению поверхности тела.

5)процессы терморегуляции – через кожу осуществляется 80% теплоотдачи за счет испарения пота и теплоизлучения. В коже содержатся терморецепторы , способствующие рефлекторному поддержанию температуры тела. В норм. усл. через кожные покровы поступает 1,5% кислорода, при физ. работе поступление кислорода может увеличиться в 4-5 раз. 6) выделительная функция (осуществляется потовыми железами, которые расположены в подкожной соединительной клетчатке. Потовые железы распределены неравномерно) способствует сохранению постоянства осмотического давления и pH крови.

· Гигиена кожи

Чем моложе ребенок, тем большая поверхность кожи приходится на 1 кг массы тела.

Неповрежденная кожа задерживает проникновение в организм большинства химических веществ и микроорганизмов. Содержание тела в чистоте обеспечивает нормальное отправление всех функций кожи. Закупорка грязью пор кожи мешает нормальному отделению содержимого потовых и сальных желез. В закупоренных железках на грязной коже легче образуются гнойнички.

Следует приучить детей ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо, шею, ноги, и днем часто мыть руки, особенно перед едой. Каждый раз после мытья рук следует их насухо вытирать, иначе на коже появляются трещины. Каждый ребенок должен иметь отдельное полотенце. Также в соблюдение правил гигиены входит еженедельное мытье тела, смена постельного белья каждые 10 дней, мытье головы каждые 5-6 дней, использование личной расчески. Профилактика кожных заболеваний- это выполнение всех гигиенических правил по уходу за кожей, волосами, ногтями, осторожность в игре с беспризорными животными, поддержание учеником чистоты своего класса и рабочего места.

40. Гигиенические требования к детской одежде и обуви

1. Гигиенические требования к тканям для детской одежды

В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое не препятствовать наибольшей теплоотдачи. Лучше сохраняют тепло ткани ,имеющие большое количество волокон и пор, между которыми находится воздух, тк последний яв-ся плохим проводником тепла. Одновременно одежда должна быть воздухопроницаемой, чтобы обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Одежда, особенно нижняя, должна хорошо впитывать пот и газы. Эти свойства одежды также зависят от того, из какого материала сделана ткань. Более всего этим требованиям отвечает шерстяная ткань. Некоторые сорта хлопчатобумажных тканей, особенно трикотаж, фланель. Эти ткани хорошо сохраняют тепло, обеспечивают проветривание слоя воздуха между одеждой и телом, хорошо впитывают влагу. Кожа и прорезиненные материалы почти не пропускают воздуха, поэтому под одеждой скапливается большое количество влаги и белье становиться влажным.

2. Гигиенические требования к покрою одежды

Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, теплоотдачу, пищеварение, лимфо- и кровообращение, нарушение правильных форм тела в младшем возрасте. Основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести.

3. Гигиенические требования к нижнему белью

Нижнее белье у девок и пацанов состоит из рубашки, трусишек и колготок))) для зимы мальчикам лучше приобретать нижние рубашки с рукавами и просторным воротом. Рубашки для девочек шьют без рукавов, зимой стоит носить рубашку с рукавами. Наилучшими гигиеническими свойствами обладает белье, изготовленное из светлого трикотажа или хлопчатобумажных тканей(обладают мягкостью, эластичностью, высокой воздухо- и паропроницаемостью), но его нужно использовать при высокой температуре воздуха. Не рекомендуется для детей белье из синтетических волокон. Хлопчатобумажное белье не электризуется, а вискозное электризуется незначительно. Такое белье защищает от действия электрического поля. Менять белье следует по мере загрязнения, но не реже 2 раз в неделю . в случае использования синтетических моющих средств для стирки белья его необходимо многократно полоскать в чистой воде. После высыхания необходимо проглаживать горячим утюгом- для дезинфекции.

4. Гигиенические требования к одежде применительно к сезонам года.

Верхние костюмы – платья для девок, куртки и брюки для мальчиков – шьют из шерстяных тканей. Для пошива верхнего платья применяют также фланель, бумазею: при частой стирки эти ткани меньше , чем шерстяные , теряют гигиенические свойства. Школьная форма из шерстяной ткани обеспечивает комфортное состояние в отопительные сезоны во время учебной работы при температуре воздуха 18-21С . для мальчиков рекомендуется форма из шерстяного сукна с 10 % синтетического волокна. В холодное время года при пребывании детей в комнате одежда состоит из 2 слоев (белье и костюм), а при пребывании на открытом воздухе из 3(белье, костюм, пальто) . более теплое одевание детей изнеживает организм и создаёт условия для возникновения простудных заболеваний. Для летнего детского платья рекомендуются полотняные и хлопчатобумажные ткани светлых тонов, отражающие солнечные лучи, но пропускающие ультрафиолетовые. Покрой одежды должен обеспечить максимальное обнажение тела. Платья девочкам кроют с вырезом у шеи и короткими рукавами. В жаркие дни младшим школьникам рекомендуется оставаться целый день в трусиках и майках. В прохладные летние дни мальчикам- рубашка с короткими рукавами и шорты, девочки- короткое платье. В зимнее время головным убором для детей служит меховая шапка, шапка из шерстяной материи на ватной стеганой подкладке. Для весны и осени приобретают кепки, шапочки фетра и вязаные шерстяные. В летнее время фуражка с козырьком, панама.

5. Гигиенические требования к обуви.

Размер, фасон и жёсткость подошвы детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Жесткая подошва затрудняет механику ходьбы, снижает работоспособность мышц голеностопного сустава, повышает температуру кожи ноги и потоотделение. Тесная и короткая обувь затрудняет походку , жмет ногу,причиняет боль, с течением времени изменяет форму ноги. Образуются мозоли, плоскостопие, нарушается нормальный рост ноги. Слишком свободная обувь тоже вредна ( возникают потертости). Наилучшим материалом для обуви является кожа, а для летней-прюнель, парусина. Резиновая, лакированная, обувь из синтетических материалов (текстовинит, искуств.кожа, стиронип, трансперент) не рекомендуется. Они имеют низкую гигроскопичность, паропроводимость, низкий коэффициент термического сопротивления. В зимние дни(не ниже – 10С) школьники могут носить ботинки и сапожки на пористой резине, утепленные синтетическим мехом. В сырую погоду можно носить резиновые сапоги , которые должны иметь толстую стельку. Их нужно надевать на шерстяной носок. Одежду, обувь ежедневно проветривают, просушивают и чистят щетками.

41. гигиенические требования к микроклимату класса.

Санитарно - гигиенические требования к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами.
При этом должно выдерживаться следующее расстояние:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) — не менее 0,5 м;
— от внутренней стены до третьего ряда —0,5 м;
— от задней стены до последних парт (столов) —-0,65 м;
— от классной доски до первых парт (столов) —2м;
от классной доски до последней парты (стола) — не более 8 м;
— между рядами — 0,6 м.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах (в кабинетах) за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров дальше.Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко- желтым мелом.Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75—80 см, для учащихся 5-11 классов — 80—90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75—2,0% (средняя полоса России).Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.
Наглядные пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения. Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале, занятий в 8 ч. 30 мин, на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
— не закрашивать оконные стекла;
— не расставлять на подоконниках цветы— их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
— очистку и мытье стекол про 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
— для потолка — 0,7—0,8;
— для стен — 0,5—0,6;
— для пола — 0,3—0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
— для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
—для мебели (парты, столы, шкафы) — цвёта натурально го дерева или светло-зеленый;
— для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
— для дверей, оконных рам — белый.

4. Воздушно -тепловой режим.
Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание. При температуре наружного воздуха более + 1О°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

—18—20°С при их обычном остеклении;
— в учебных мастерских —15—17°С;
— в актовом зале, классе музыки, клубной комнате —18—20°С;
— в дисплейных классах оптимальная температура —19- 21°С, допустимая — 18—22°С;
— в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий—15—17°С;
в раздевалке спортивного зала —19—23°с;
— в медицинских кабинетах — 21—23°с;
— в рекреациях —16—18°С;
— в библиотеке 17-21° С.

Перепады температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2—3 °С.

№42. «Малокровие. Профилактика малокровия у детей и подростков.»

Малокровие (анемия) — уменьшение в крови общего количества гемоглобина, которое, за исключением острых кровопотерь, характеризуется снижением уровня гемоглобина в единице объема крови. В большинстве случаев при анемии падает и уровень эритроцитов в крови. Анемии всегда вторичны, т. е. являются одним из симптомов какогото общего заболевания. Симптомы анемии.

Характерны вялость, повышенная утомляемость, запор, головная боль, извращение вкуса (больные едят мел, глину, появляется склонность к острой, соленой пище и т.д.), ломкость, искривление и поперечная исчерченность ногтей, выпадение волос. Отмечаются и типичные для всех анемий признаки, отражающие степень малокровия: бледность кожи и слизистых оболочек, сердцебиение, одышка при физической нагрузке.

Оно может возникать в результате острых или хронических кровопотерь, повышенного разрушения эритроцитов, из-за недостаточной функции костного мозга. Малокровие развивается при некоторых заболеваниях (например, инфекционных).

Наиболее распространено малокровие, связанное с дефицитом железа, которое необходимо для построения содержащегося в эритроцитах гемоглобина. У детей младшего возраста недостаток железа, приводящий к развитию малокровия, нередко обусловлен неправильным питанием.

Нередко поводом к заболеванию служат психические явления: огорчения, заботы, испуг и т.п. В других случаях болезнь возникает как следствие плохого питания, сидячего образа жизни, чрезмерного умственного и физического труда.

Профилактика

Должна начинаться ещё до рождения ребенка.К профилактике дефицитных анемий относятся рациональное, лучше естественное.

При искусственном вскармливании и наличии анемии у ребенка следует отдавать предпочтение детским молочным смесям с повышенным содержанием железа.

Для профилактики малокровия у детей первых лет жизни в питание малышей обязательно включают разные сорта хлеба, крупы, овощи, фрукты, зелень, молоко, мясо, рыбу, сыры. С целью восполнения дефицита меди, кобальта, марганца, цинка используют свеклу, рис, желток, яблоки, персики, абрикосы. Жирорастворимые витамины А и Е поступают в организм с молоком, сливочным маслом, сметаной, яйцами, печенью, рыбой.

Дети нуждаются в длительном пребывании на свежем воздухе, занятиях в спортивных секциях.

Необходимо избегать контакта детей с веществами, которые могут вызвать распад эритроцитов или отрицательно повлиять на активность костного мозга: пары бензина, лако-красочные материалы, выхлопные газы автомобилей.

билет№43 «Основа рационального питания у школьника»

Питание – один из неотъемлемых факторов жизни

Роль питания в современных условиях повышается в связи с акселерацией.

Основными принципами рационального питания являются:

1. полное удовлетворение энергетических потребностей организма;

В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма.

2. поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.

3. сбалансированность питания.

4. правильный режим питания, соответствующий возрасту.

5. Жидкость – не менее 1.5 литров.

Питание же школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.

Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.

Потребность в белке у подростков составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса. Основные источники животного белка: - молоко и молочные продукты,

- мясо и рыба,

- яйца;

Растительного белка: бобы, горох, соя.

В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.

Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.

Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета.

Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов.

Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга. Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (конфеты, сладости, шоколад и т.п.) наносит большой ущерб здоровью: нарушение обмена (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставание в росте и общем развитии, склонность к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.

Кроме того ежедневно школьники должны получать необходимое количество витаминов и минеральных солей для нормального функционирования организма.

билет44. Гигиенические требования к школьному расписанию.

Строение, функции и гигиена кожи. - student2.ru

Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5–11-х классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения. Для остальных школ организация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены.

Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

– в сентябре – 3 урока 35-минутной продолжительности;

– со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый;

– со второго полугодия согласно п. 2.9.2.

Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению.

В школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков.

Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.

Независимо от продолжительности учебной недели дневная учебная нагрузка учащихся компенсирующих классов должна составлять не более 5 уроков в начальной школе и не более 6 уроков в основной школе.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5–9-х классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5–9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10–11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут, вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Наши рекомендации