Тема 18. Основы эпидемиологии.
Инфекционные (заразные) болезни – это заболевания, которые связаны с внедрением в организм человека болезнетворных (патогенных) микроорганизмов – микробов. Для которых основным общим признаком является возможность передачи их от зараженного организма здоровому. Инфекционные болезни относятся к числу заболеваний, встречавшихся уже со времен глубокой древности. Народы древних стран на собственном горьком опыте опустошительных эпидемий убеждались в заразительности инфекционных болезней, в необходимости активно бороться с ними. Пользуясь микроскопом, Левенгук открыл новый, до этого неведомый мир мельчайших микроорганизмов – микробов. Микробы обнаруживались всюду: в почве, в воде, в воздухе, на коже и слизистых оболочках человека и животных, на листьях деревьев и на траве, на любых предметах. Русский ученый И.И. Мечников внес большой вклад в исследование и установление возбудителей ряда инфекционных болезней, разработал теорию невосприимчивости (иммунитета) к заразным болезням. Эпидемиология - изучает причины и закономерности массового распространения однородных инфекционных заболеваний (эпидемий) и разрабатывает меры борьбы по предупреждению эпидемий и по их ликвидации. Теперь уже точно установлено, что возбудителями инфекционных болезней являются болезнетворные микроорганизмы – патогенные микробы. Эти микробы подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки. К особо опасным инфекциям относят заболевания, возбудители которых отличаются высокой вирулентностью, устойчивостью во внешней среде, длительной выживаемостью в пищевых продуктах и воде, на предметах обихода и могут передаваться различными путями (чума - легочная форма, холера, сибирская язва, оспа, ботулизм). Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения. Возбудители инфекционных заболеваний. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии. Особенности работы спасателя в очагах особо опасных инфекций.
Тема 19. Вынос и транспортировка поражённых из очагов поражения.
Согласно сформировавшейся в России системе лечебно-эвакуационного обеспечения в чрезвычайных ситуациях после оказания пораженным первой помощи непосредственно в очаге поражения пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение. При всех видах транспортировки, пораженные должны перемещаться в определенных положениях (позах), в зависимости от травмы облегчающих их страдания. При массовом поражении людей перед транспортировкой производится медицинская сортировка пораженных, а также устанавливается очередность транспортировки. Для быстрой доставки пораженных в лечебные учреждения или при транспортировке их на значительные расстояния используется специальный медицинский или обычный транспорт. При невозможности выдвижения транспорта к очагам (участкам) санитарных потерь организуется вынос пораженных на носилках до места возможной погрузки на транспорт. Учитывая неблагоприятное влияние транспортировки на состояние пораженных, необходимо стремиться к ее смягчению за счет использования наиболее щадящих видов транспорта (водный, железнодорожный, авиационный). Четкое и правильное заполнение форм медицинской документации, сопровождающей пораженного (медицинская карточка первичного учета пораженных, эвакопаспорт, повагонная ведомость, маршрутный лист), содействует более успешной эвакуации пораженных по направлению и назначению. Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолётах, автобусах, автомашинах) для перевозки поражённых. Погрузка и размещение поражённых внутри транспортных средств. Носилки, виды их, лямки, их использование. Вынос поражённых с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска поражённых одним или двумя спасателями.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
а) основная литература:
1. Учебник спасателя, МЧС России, 2007 г.
2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для преподавателей ОБЖ.- М.: АСТ, 2006.
3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учебно-практическое пособие.- М.: АСТ, 2004
4. Кутуев Ю.И. Теория безопасности жизнедеятельности: Учебник для вузов /Ю.И. Кутуев, А.В. Сухарев, Б.Н. Четверов, и др.- М.: Академия 2014.- 272 с.
б) дополнительная литература:
1. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
2. Основы медицинских знаний учащихся /Под ред. М.И. Гоголева – М., 2001.
3. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2, 1178-02 (Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. №44)// ОБЖ. № 10. 2003.
5. Смагин В. Средства оказания медицинской помощи //ОБЖ № 1. 2009.
6. Биология. Человек и его здоровье: М.: Просвещение, 2007.
7. Кузнецов В. Организм человека в экстремальных ситуациях // ОБЖ.№9.2009.
8. «Медицина катастроф» Учебное пособие под ред. В.М. Рябочкина. М., 2006.
9. «Медицинская помощь при катастрофах» под ред. В.И. Завьялова. М., Медицина, 2009.
10.«Военно-медицинская подготовка» учебник под ред. Ф.И. Комарова, М,
Медицина, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Microsoft Office Word 2003 иливыше
2. Microsoft Office Excel 2003 иливыше
3. Microsoft Power Point 2003 иливыше
4. MicrosoftPublisher 2003 или выше
5. ABBYY Fine Reader 8.0 иливыше
6. MyTest X - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов http://mytest.klyaksa.net.
7. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp
8. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. – http://www.in-n.ru.
9. Сайт для учителя ОБЖ http://www.uroki.net/docobgd.htm
10. Сайт для учителей по ОБЖ http://obj-tambov.ucoz.ru/
11. Безопасность жизнедеятельности в школе http://kuhta.clan.su/
12. Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича http://informic.narod.ru/obg.html
13. Учительский портал http://www.uchportal.ru/load/85
14. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
15. Поисковая система Яндекс http://www.yandex.ru/