Тема 12. (23.) Методы оценки сосудистых реакций. Регионарное кровообращение.
(Самостоятельная аудиторная работа. Время 4 часа.)
Мотивация изучения темы:
Знание физиологии микроциркуляции необходимо для понимания механизмов влияния различных физиологических и экстремальных факторов на динамику движения жидкости и растворённых в ней веществ в тканях, а также механизмов нарушений гемодинамики.
Цели занятия
Общая цель:изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»
Конкретные цели и задачи:
После изучения темы студент должен:
«Знать» характеристику микроциркуляторного русла, капиллярный кровоток и его особенности; роль микроциркуляции в обмене веществ между кровью и тканями, значение органного кровотока, особенности лимфатической системы, её функции, лимфообразование и лимфоток, их механизмы и регуляцию.
«Уметь» анализировать сфигрограммы и реограммы.
«Владеть»инструментальными методами исследования кровотока в органах и тканях.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы:
1.Характеристика электропроводимости живых тканей ( каф. физики).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки.
1 Общие закономерности регуляции регионарного кровообращения.
2.Особенности мозгового, легочного, коронарного и др. кровообращения.
3.Основные феномены регионарного кровообращения.
4.Методы исследования кровеносных сосудов и кровотока в органах и тканях.
5.Механизм образования и передвижения лимфы.
6. Основные функции лимфатической системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Функции сосудовмикроциркуляторного русла.
2.Онкотическое и гидростатическое давление в артериальном капилляре и межклеточном пространстве. Их роль в движении жидкости.
3.В чем заключается феномен ауторегуляции кровообращения?
4.В какую фазу сердечного цикла осуществляется коронарный кровоток?
5.В каком регионе наиболее выражен феномен ауторегуляции?
6.В чём суть теории кислородного запроса?
7.чем отличается рабочая гиперемия от реактивной?
8.В чем заключается влияние фактора ангиогенеза?.
9.Методы исследования центрального и периферического кровообращения.
10.Какой эффект оказывает эндотелин?
11.Что продуцируют гладкие миоциты внутреннего слоя мышечной оболочки коронарных артерий?
12.Сколько кислорода поглощает миокард за 1 мин?
Этапы проведения практического занятия.
1. № п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
Вводная часть занятия | |||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | |
Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | |
Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | |
Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | |
Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |
Учебно-материальное обеспечение:
Литература
а) основная
1. Нормальная физиология. Учебник / Под ред. В.М.Смирнова- М. «Академия,2012
2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009
3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003
4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СПб: СОТИС, 2001, 2002
5. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002
6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005
7. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006
8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
9. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. К.В. Судакова. М.: Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2012
б) дополнительная
1. Рукововодство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.Медицина,2002
2. Физиология человека: Атлас динамических систем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.В.Вагин, И.И. Киселев М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009
Материальное обеспечение:
Наглядные пособия:
Сборник методических рекомендация для проведения самостоятельной работы на занятии.