Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин.
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин.
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин.
5. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
6. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
7. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин.
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
8. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
9. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым резюме преподавателя. Самостоятельная работа проводится с использованием лабораторных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание Программа действий Ориентировочные основы действий
1.Определение СОЭ методом Панченкова 1.Подготовить капилляр, промыть цитратом 2.На часовое стекло нанести р-р цитрата, отмеренного капилляром (половина метки «Р»). З.Набрать кровь до метки «К». 4.Перемешать кровь с цитратом, набрать до отметки «О» и поставить на час в штатив. Величина СОЭ зависит от содержания глобулинов и особенно фибриногена. Взять точное соотношение крови и реактива. Определить СОЭ после часа стояния по высоте верхнего прозрачного слоя. Определяйте СОЭ при температуре 18-20 градусов.
2.Определение объёмного соотношения плазмы и форменных элементов крови Промыть капилляр центрифуги. Шкляра цитратом, набрать кровь в капилляр и центрифугировать в течении 1 мин. Вычисление объёмного соотношения проводится по шкале капилляра: по краям форменные элементы, в центре - плазма. Найденные величины выражают в %.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

Вариант 1

1.Количество крови в организме в % от общего веса тела: 1) 4-5%, 2) 6-8%, 3) 2,5-4%

2.Чем отличается плазма крови от сыворотки?

1) Содержанием фибриногена

2) Содержанием сывороточного альбумина

3) Отсутствием форменных элементов

3.Напишите, какие из перечисленных групп белков относятся к белкам плазмы крови

1) Альбумины, глобулины, фибриноген

2) Альбумины

3) Глобулины, фибриноген

4. Ацидозом называется сдвиг активной реакции крови в:

1) Кислую сторону

2) Щелочную сторону

5.Укажите, какие из перечисленных систем обусловливают буферные свойства крови:

1) Карбонатная, фосфатная, белковая, гемоглобиновая

2) Иммунная система крови

3) Гемоглобиновая система крови

6.Укажите количество фибриногена в крови человека: 1) 1 г/л, 2) 2-4 г/л, 3) 10 г/л

7.Укажите, какой из перечисленных растворов является физиологическим:

1) Гипотонический

2) Изотонический

3) Гипертонический

8.Укажите количество общего белка в крови человека. 1) 75-80 г/л, 2) 100-110 г/л, 3) свыше 120 г/л

9.Скорость оседания эритроцитов у новорожденных составляет: 1) 3-8 мм/ч, 2) 7-12 мм/ч, 3) 1-2 мм/ч

10.Определите количество крови у человека весом 70 кг

Вариант 2

1.Основные функции крови:

1) Транспортная, дыхательная, трофическая, регуляторная

2) Дыхательная, терморегуляторная, гомеостатическая, трофическая

3) Транспортная, дыхательная, трофическая, экскреторная, терморегуляторная, защитная, регуляторная, гомеостатическая

2.Как называется сила, с которой растворитель переходит через полупроницаемую мембрану из менее в более концентрированный раствор?

1) онкотическое давление

2) осмотическое давление

3) фильтрационное давление

3.На долю форменных элементов в крови приходится:

1) 40-50%, 2) 55-60%, 3) 65-70%

4.На какие фракции подразделяются глобулины?

1) α, β,γ; 2) а, в, с; 3) α, β,g

5)В норме СОЭ у мужчин:

1) 1-8 мм/ч, 2) 2-10 мм/ч, 3) 2-5 мм/ч

6)Во время беременности СОЭ:

1) ускорена, 2) замедлена, 3) не изменена

7.В норме pH крови:

1) 6,41; 2) 7,36; 3) 8,32

8.Как называется появление в крови необычных белков?

1) гиперпротеинемия, 2) гипопротеинемия, 3) парапротеинемия

9.Алкалозом называется сдвиг pH в:

1) кислую сторону, 2) щелочную сторону

10. Определите количество крови у человека весом 80 кг

Ситуационные задачи:

1. Какой уровень кровопотери в % если в результате травмы человек потерял 1,5 л крови? (Вес человека 75 кг)

2. Рассмотрите электрофореграмму крови. Укажите, соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций крови?

Альбумины 54,4% (норма-56-68%) Глобулин 39,1% (норма-32-43%) Альфа 1-5,5% (норма-3,0-5,8%) Альфа 2- 6,9% (норма-6,9-10,5%)

Бета- 12,0% (норма-7,5-12,5%)

Гамма- 15,0% (норма-12,8-18%)

3. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 64г/л, о. белок 85 г/л, γ-глобулинов 20%. С чем могут быть связаны такие изменения состава крови и почему?

4. Во время войн и стихийных бедствий, сопровождающихся неполноценным питанием, у людей возникают отеки. Почему?

5. Как изменится рН крови, если собаке ввести внутривенно 1 л. 5% р-ра глюкозы?

Учебно-материальное обеспечение:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: «Академия», 2011

2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006

б) дополнительная

1. Нормальная физиология: учебник. / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. М.: «МЕДпресс-информ», 2009

2. Основы физиологии человека: учебник. В 2-х томах. Изд.3-е, перераб и дополн. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. – М.: РУДН, 2007

3. Ситуационные задачи по нормальной физиологии / Под ред. Л.Д. Маркиной. Медицина ДВ, 2005

Наши рекомендации