Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин. |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин. |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин. |
5. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. |
6. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. |
7. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин. |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
8. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. |
9. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым резюме преподавателя. Самостоятельная работа проводится с использованием лабораторных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.
Задание | Программа действий | Ориентировочные основы действий |
1.Определение СОЭ методом Панченкова | 1.Подготовить капилляр, промыть цитратом 2.На часовое стекло нанести р-р цитрата, отмеренного капилляром (половина метки «Р»). З.Набрать кровь до метки «К». 4.Перемешать кровь с цитратом, набрать до отметки «О» и поставить на час в штатив. | Величина СОЭ зависит от содержания глобулинов и особенно фибриногена. Взять точное соотношение крови и реактива. Определить СОЭ после часа стояния по высоте верхнего прозрачного слоя. Определяйте СОЭ при температуре 18-20 градусов. |
2.Определение объёмного соотношения плазмы и форменных элементов крови | Промыть капилляр центрифуги. Шкляра цитратом, набрать кровь в капилляр и центрифугировать в течении 1 мин. | Вычисление объёмного соотношения проводится по шкале капилляра: по краям форменные элементы, в центре - плазма. Найденные величины выражают в %. |
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
Тестовый контроль
Вариант 1
1.Количество крови в организме в % от общего веса тела: 1) 4-5%, 2) 6-8%, 3) 2,5-4%
2.Чем отличается плазма крови от сыворотки?
1) Содержанием фибриногена
2) Содержанием сывороточного альбумина
3) Отсутствием форменных элементов
3.Напишите, какие из перечисленных групп белков относятся к белкам плазмы крови
1) Альбумины, глобулины, фибриноген
2) Альбумины
3) Глобулины, фибриноген
4. Ацидозом называется сдвиг активной реакции крови в:
1) Кислую сторону
2) Щелочную сторону
5.Укажите, какие из перечисленных систем обусловливают буферные свойства крови:
1) Карбонатная, фосфатная, белковая, гемоглобиновая
2) Иммунная система крови
3) Гемоглобиновая система крови
6.Укажите количество фибриногена в крови человека: 1) 1 г/л, 2) 2-4 г/л, 3) 10 г/л
7.Укажите, какой из перечисленных растворов является физиологическим:
1) Гипотонический
2) Изотонический
3) Гипертонический
8.Укажите количество общего белка в крови человека. 1) 75-80 г/л, 2) 100-110 г/л, 3) свыше 120 г/л
9.Скорость оседания эритроцитов у новорожденных составляет: 1) 3-8 мм/ч, 2) 7-12 мм/ч, 3) 1-2 мм/ч
10.Определите количество крови у человека весом 70 кг
Вариант 2
1.Основные функции крови:
1) Транспортная, дыхательная, трофическая, регуляторная
2) Дыхательная, терморегуляторная, гомеостатическая, трофическая
3) Транспортная, дыхательная, трофическая, экскреторная, терморегуляторная, защитная, регуляторная, гомеостатическая
2.Как называется сила, с которой растворитель переходит через полупроницаемую мембрану из менее в более концентрированный раствор?
1) онкотическое давление
2) осмотическое давление
3) фильтрационное давление
3.На долю форменных элементов в крови приходится:
1) 40-50%, 2) 55-60%, 3) 65-70%
4.На какие фракции подразделяются глобулины?
1) α, β,γ; 2) а, в, с; 3) α, β,g
5)В норме СОЭ у мужчин:
1) 1-8 мм/ч, 2) 2-10 мм/ч, 3) 2-5 мм/ч
6)Во время беременности СОЭ:
1) ускорена, 2) замедлена, 3) не изменена
7.В норме pH крови:
1) 6,41; 2) 7,36; 3) 8,32
8.Как называется появление в крови необычных белков?
1) гиперпротеинемия, 2) гипопротеинемия, 3) парапротеинемия
9.Алкалозом называется сдвиг pH в:
1) кислую сторону, 2) щелочную сторону
10. Определите количество крови у человека весом 80 кг
Ситуационные задачи:
1. Какой уровень кровопотери в % если в результате травмы человек потерял 1,5 л крови? (Вес человека 75 кг)
2. Рассмотрите электрофореграмму крови. Укажите, соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций крови?
Альбумины 54,4% (норма-56-68%) Глобулин 39,1% (норма-32-43%) Альфа 1-5,5% (норма-3,0-5,8%) Альфа 2- 6,9% (норма-6,9-10,5%)
Бета- 12,0% (норма-7,5-12,5%)
Гамма- 15,0% (норма-12,8-18%)
3. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 64г/л, о. белок 85 г/л, γ-глобулинов 20%. С чем могут быть связаны такие изменения состава крови и почему?
4. Во время войн и стихийных бедствий, сопровождающихся неполноценным питанием, у людей возникают отеки. Почему?
5. Как изменится рН крови, если собаке ввести внутривенно 1 л. 5% р-ра глюкозы?
Учебно-материальное обеспечение:
1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)
2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)
Литература:
а) основная
1. Нормальная физиология / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: «Академия», 2011
2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006
б) дополнительная
1. Нормальная физиология: учебник. / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. М.: «МЕДпресс-информ», 2009
2. Основы физиологии человека: учебник. В 2-х томах. Изд.3-е, перераб и дополн. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. – М.: РУДН, 2007
3. Ситуационные задачи по нормальной физиологии / Под ред. Л.Д. Маркиной. Медицина ДВ, 2005