Герофил из халкидона (ок. 335 - 280 г.г. до н.э.)
Первый грек, начавший вскрывать человеческие трупы (основатель описательной анатомии)
Сторонник гуморального учения и развивал традиции Косской врачебной школы
В труде "Анатомия" он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга и особенно его желудочки (4-ый из которых он считал местом пребывания души)
Проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом
Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка и т.д.
На дне четвертого желудочка мозга, по мнению Герофила, локализовалась "мыслящая душа"
По его мнению, четырем важнейшим органам - печени, кишечнику, сердцу и легким - соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая
Многие положения из учения Герофила получили развитие в трудах Галена
В сочинении "О глазах" Герофил описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку
В тракте "О пульсе" изложил анатомию сосудов (описал легочную артерию, дал название легочным венам), учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца (это важное открытие (намеченное еще Аристотелем) впоследствии было забыто на долгие века)
ШКОЛА ПЕРИПАТЕТИКОВ
Основоположник - Аристотель в 335 г. до н.э. (от греч. Peripatos - место для прогулок, т.е. место, где проходило занятие)
Создали учение о природе, нарушавшее сложившееся представление о боге (в дальнейшем оно воплотилось в арабской философии), т.е. утверждали казуальные принципы (причинные) вместо телеологических
Учение о бессмертии души
АРИСТОТЕЛЬ ИЗ СТАГИРА (384 - 322 г.г. до н.э.)
Отец Аристотеля был придворным врачевателем македонского царя и считал себя потомком Махаона
С 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение 20 лет был слушателем, преподавателем и философом
В своих натурофилосифских воззрениях он соединил положения учения Демокрита с философией Платона, т.е. механистический материализм и "идею". По его представлению Земля покоится в центре Вселенной, которая вечна. В земной природе существует иерархия различных субстанционных форм (от минералов до человека); все они состоят из огня, воздуха, воды и земли и являются вечными и неизменными
Аристотель оставил труды по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, а также зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине. Учение Аристотеля - энциклопедия античной науки конца классического периода
Учение о бессмертии души (в средние века это учение было использовано схоластикой, затормозившей развитие естественнонаучного познания в Европе)
Ввел понятие "аорта", описал легочную артерию, обосновал понятие "гниение" (инфекции)
Создал учение о целесообразности и взаимодействии внутри организма. "Природа, - писал Аристотель, - производит все ради чего-нибудь…"
ГИППОКРАТ II ВЕЛИКИЙ
(ок. 460 - ок. 370 г.г. до н.э.)
урожонец о. Кос, сын Гераклида. Имел двух сыновей: Фессала и Дракона. Умер 104 лет от роду (по другим источникам на 83 году жизни)
Гиппократ причислял себя к роду Асклепия и вел свою родословную от его сына - Падамерия
Странствующий врачеватель, получивший образование от отца, Геродика из Селимбрии, Горгия из Леонтины, а также Демокрита из Абдер
Придерживался в основном материалистических взглядов
Гиппократу принадлежат выдающиеся работы, вошедшие в "Гиппократов сборник": "Афоризмы", "Прогностика", "Эпидемии", "О воздухах, водах, местностях", "О древней медицине", "О переломах".
В "Афоризмах" собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии
В "Прогностике" обобщена древнегреческая терапия, диагностика по внешнему виду (наблюдение, осмотр и опрос больного)
В "Эпидемиях" рассматривается история распространения болезней (не обязательно эпидемических, т.е. инфекционных) - эндемических - болотной лихорадки, чахотки, паралича, простудных, глазных и др. (известны были основательно 42 истории болезней)
Гиппократ стал основателем медицинской географии. Об этом он рассуждал в труде "О воздухах, водах, местностях". Здесь большое место уделяется анализу причин возникновения болезней:
а) причины болезней, общие для всех людей данной местности (зависят от условий окружающей природы)
б) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого (обучение грамоте и музыке, физическое воспитание, закаливание и личная гигиена)
Гиппократ описал 4 типа характеров и особенности телосложения, которые связаны с местом проживания (на юге, востоке, высоко в горах, в плодородных долинах) и преобладанием одного из 4-х жизненных соков в организме. Это учение о темпераментах:
а) сангвиник - преобладание крови
б) флегматик - преобладание слизи, флегмы
в) холерик - преобладание желтой желчи
г) меланхолик - преобладание черной желчи
В XIX в. учение о темпераментах разработал И.П. Павлов, опираясь на соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, и экспериментально обосновал это
Гиппократ стал основоположником диантологии - учения о врачебной этике и поведения врачей. Будущий врач должен был воспитывать в себе "презрение к деньгам, совестливость, опрятность, изобилие мыслей, знания, отвращение к пороку, отрицание суеверий, память"
Главный принцип Гиппократа: "Не навреди!"
Знал систему органов движения (кости, суставы, мышцы), что видно из применявшихся им методов лечения переломов, вывихов, растяжений. Использовал ортопедический станок - "скамья Гиппократа"
Гиппократ понимал организм как единое целое. Он писал, что болезни начинаются во всем теле
Произведение "О священной болезни" (эпилепсии) ясно выражает материалистические взгляды Гиппократа: "… нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле… причина этой болезни… есть мозг."
Принцип терапии Гиппократа, как и большинства врачей древности, - "противоположное есть лекарство для противоположного": лечение переполнения - опорожнением, опорожнения - наполнением, переутомления - отдыхом и т.п.
Гиппократ большое внимание уделял гигиене ("диете"): образу жизни, окружению, питанию, сну
В целом учение Гиппократа и врачей его школы характеризовалось "драгоценным чувством меры", которое было присуще греческому искусству и греческой философии. Основные принципы учения Гиппократа служили предупреждением против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было немало в последующем развитии медицины