Анаксагор (ок. 500 - 428 г.г. до н.э.)
МЕДИЦИНСКИЕ
ШКОЛЫ
И ВЫДАЮЩИЕСЯ
ВРАЧЕВАТЕЛИ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПИФАГОР (ок. 571 - 500 г.г. до н.э.)
Философ-идеалист, математик, врач
Считал началом всего сущего число; в числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности
Верил в переселение души
Считал важнейшим условием сохранения здоровья и лечения большинства болезней соблюдение особого режима жизни и питания
В терапии Пифагор и его ученики применяли "успокоительно действующую музыку и пение" и "магические" стихи
АНАКСАГОР (ок. 500 - 428 г.г. до н.э.)
Выдвинул учение о неразрушимых элементах - "семенах" вещей. Движущей силой мирового порядка он считал ум, организующий первоэлементы.
Его учение отличается от прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии – земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные Анаксагором «гомеомериями». Это еще не атомы, они ближе к молекулам.
Анаксагор говорил, что кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких частиц – гомеомерий.
По-видимому, Анаксагор первым в Древней Греции производил наблюдения с рассечением головного мозга животных.
Причины всех болезней он связывал с желчью.
КРОТОНСКАЯ ШКОЛА (VI в. до н.э.)
Основатель школы Алкмеон из Кротона.
Школа придерживалась взглядов, что организм - есть единство противоположностей. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького.
Основной метод лечения - противоположное излечивается противоположным.
АЛКМЕОН ИЗ КРОТОНА (VI - V в.в. до н.э.)
Создатель одной из первых светских медицинских школ в Кротоне, основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.
С его именем связывают развитие пневматической теории, известной еще древним египтянам, которую Алкмеон обосновал с позиции учения Анаксимена
Он сформулировал принцип лечения противоположным на основе диалектических концепций Гераклита.
Алкмеон первым дерзнул вскрывать трупы животных и прослыл "мужем искусным в естествознании". Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма.
Он утверждал, что функция мышления осуществляется головным мозгом, органы чувств - связаны с мозгом непосредственно. Он обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия.
Считал головной и спинной мозг, а также кровь местом возникновения всех болезней.
Открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой).
КНИДСКАЯ ШКОЛА
В этой школе развилось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь)
Здоровье понималось как результат благоприятного, а болезнь как неблагоприятного, смешения соков. Позднее, на основе древнегреческого учения о соках организма, сформировалась гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. (Humores – от лат. - жидкость).
Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, Книдская школа развила учение о признаках болезней - симптомах и диагностике.
В диагностике Книдская школа использовала метод выслушивания.
Для школы характерно открытие плеврического трения.
Основатель школы Эврифон (V в.)
СИЦИЛИЙСКАЯ ШКОЛА (V в. до н.э.)
Основатель школы - Эмпедокл из Акрогонта.
Была заложена основа классического философского учения об элементах, из которых состоит человеческий организм: огонь, вода, воздух, земля.
Врачеватели школы признавали сердце главным органом сознания.
Четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное, сухое).
ПЛАТОН (428 - 348 или 347 г.г. до н.э.)
Философ-идеалист
Платон считал душу независимой от тела, бессмертной и нематериальной сущностью
Согласно его учению извечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей - подобия и отражения идей; познание - воспоминание души об идеях, которые она содержала до соединения с телом
Платон допускал также существование других смертных душ, управляющих различными функциями организма:
Мыслящая (интеллектуальная) - располагается в мозге и управляет высшими мыслительными способностями и органами чувств
Чувствующая - находится между диафрагмой и шеей, центр смелости и гнева (в сердце)
Животная - управляет питанием организма и располагается в брюшной полости вместе с печенью и кишечником
Здоровье и болезнь по Платону определяются нематериальным, потусторонним началом - пневмой, проникающей в организм вместе с вдыхаемым воздухом
В своем произведении "Законы" Платон предлагал установить различные системы лечения: для рабовладельцев - научную философскую систему медицины, для рабов - ненаучную, знахарскую. Отсюда и деление врачей на две категории - для рабовладельцев и рабов
КОССКАЯ ШКОЛА
Главная медицинская школа Древней Греции классического периода
Первые упоминания о школе относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Эпидемия с их помощью была прекращена
В основе школы лежали натуро-философские воззрения - человек, его здоровье и болезни воспринимались лишь в тесной связи с окружающим миром
Болезнь - не наказание богов, а результат влияния окружающей среды и нарушения питания
Активно развивала учение о четырех телесных соках и типах телосложения
Школа утвердила основы врачебной этики
Врачеватели разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. Keinike - уход за лежачим больным, от греч. Keine - ложе). Вследствие этого появилось клиническое направление в медицине
Расцвет школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 - ок. 370 г.г. до н.э.)
Видными врачевателями школы были также Праксагор (IV век до н.э.), учитель Герофила
ШКОЛА ПЕРИПАТЕТИКОВ
Основоположник - Аристотель в 335 г. до н.э. (от греч. Peripatos - место для прогулок, т.е. место, где проходило занятие)
Создали учение о природе, нарушавшее сложившееся представление о боге (в дальнейшем оно воплотилось в арабской философии), т.е. утверждали казуальные принципы (причинные) вместо телеологических
Учение о бессмертии души
ГИППОКРАТ II ВЕЛИКИЙ
(ок. 460 - ок. 370 г.г. до н.э.)
урожонец о. Кос, сын Гераклида. Имел двух сыновей: Фессала и Дракона. Умер 104 лет от роду (по другим источникам на 83 году жизни)
Гиппократ причислял себя к роду Асклепия и вел свою родословную от его сына - Падамерия
Странствующий врачеватель, получивший образование от отца, Геродика из Селимбрии, Горгия из Леонтины, а также Демокрита из Абдер
Придерживался в основном материалистических взглядов
Гиппократу принадлежат выдающиеся работы, вошедшие в "Гиппократов сборник": "Афоризмы", "Прогностика", "Эпидемии", "О воздухах, водах, местностях", "О древней медицине", "О переломах".
В "Афоризмах" собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии
В "Прогностике" обобщена древнегреческая терапия, диагностика по внешнему виду (наблюдение, осмотр и опрос больного)
В "Эпидемиях" рассматривается история распространения болезней (не обязательно эпидемических, т.е. инфекционных) - эндемических - болотной лихорадки, чахотки, паралича, простудных, глазных и др. (известны были основательно 42 истории болезней)
Гиппократ стал основателем медицинской географии. Об этом он рассуждал в труде "О воздухах, водах, местностях". Здесь большое место уделяется анализу причин возникновения болезней:
а) причины болезней, общие для всех людей данной местности (зависят от условий окружающей природы)
б) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого (обучение грамоте и музыке, физическое воспитание, закаливание и личная гигиена)
Гиппократ описал 4 типа характеров и особенности телосложения, которые связаны с местом проживания (на юге, востоке, высоко в горах, в плодородных долинах) и преобладанием одного из 4-х жизненных соков в организме. Это учение о темпераментах:
а) сангвиник - преобладание крови
б) флегматик - преобладание слизи, флегмы
в) холерик - преобладание желтой желчи
г) меланхолик - преобладание черной желчи
В XIX в. учение о темпераментах разработал И.П. Павлов, опираясь на соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, и экспериментально обосновал это
Гиппократ стал основоположником диантологии - учения о врачебной этике и поведения врачей. Будущий врач должен был воспитывать в себе "презрение к деньгам, совестливость, опрятность, изобилие мыслей, знания, отвращение к пороку, отрицание суеверий, память"
Главный принцип Гиппократа: "Не навреди!"
Знал систему органов движения (кости, суставы, мышцы), что видно из применявшихся им методов лечения переломов, вывихов, растяжений. Использовал ортопедический станок - "скамья Гиппократа"
Гиппократ понимал организм как единое целое. Он писал, что болезни начинаются во всем теле
Произведение "О священной болезни" (эпилепсии) ясно выражает материалистические взгляды Гиппократа: "… нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле… причина этой болезни… есть мозг."
Принцип терапии Гиппократа, как и большинства врачей древности, - "противоположное есть лекарство для противоположного": лечение переполнения - опорожнением, опорожнения - наполнением, переутомления - отдыхом и т.п.
Гиппократ большое внимание уделял гигиене ("диете"): образу жизни, окружению, питанию, сну
В целом учение Гиппократа и врачей его школы характеризовалось "драгоценным чувством меры", которое было присуще греческому искусству и греческой философии. Основные принципы учения Гиппократа служили предупреждением против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было немало в последующем развитии медицины
МЕДИЦИНСКИЕ
ШКОЛЫ
И ВЫДАЮЩИЕСЯ
ВРАЧЕВАТЕЛИ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПИФАГОР (ок. 571 - 500 г.г. до н.э.)
Философ-идеалист, математик, врач
Считал началом всего сущего число; в числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности
Верил в переселение души
Считал важнейшим условием сохранения здоровья и лечения большинства болезней соблюдение особого режима жизни и питания
В терапии Пифагор и его ученики применяли "успокоительно действующую музыку и пение" и "магические" стихи
АНАКСАГОР (ок. 500 - 428 г.г. до н.э.)
Выдвинул учение о неразрушимых элементах - "семенах" вещей. Движущей силой мирового порядка он считал ум, организующий первоэлементы.
Его учение отличается от прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии – земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные Анаксагором «гомеомериями». Это еще не атомы, они ближе к молекулам.
Анаксагор говорил, что кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких частиц – гомеомерий.
По-видимому, Анаксагор первым в Древней Греции производил наблюдения с рассечением головного мозга животных.
Причины всех болезней он связывал с желчью.