Продукты, вызывающие аллергию или непереносимость
В настоящее время установлено, что два широко распространённых продукта - коровье молоко и глютен (белок пшеницы, овса, ячменя) – способны у некоторых детей вызывать явления непереносимости или аллергии. Если ребёнок страдает от атопического дерматита или целиакии (заболевание кишечника), полностью исключите данные продукты из рациона.
Конечно, у искусственно вскармливаемых детей трудно обойтись без коровьего молока, но при грудном вскармливании введение коровьего молока, кефира, а у детей с аллергией также творога лучше отложить до возраста 9-12 месяцев, когда снизится риск аллергических реакций.
Печенье и хлеб (10-20 г в день), конечно, можно включать в рацион малыша с 6-7 месяцев. Однако их, а также манную и овсяную каши, содержащие глютен, лучше вводить в конце первого года – это снижает риск заболеваний кишечника.
Куриные яйца также лучше добавлять в рацион ребёнка после года, однако, при необходимости можно и с 6 месяцев. Желток, сваренный вкрутую, добавляют в кашу или овощное пюре - сначала 1/8 часть, затем ежедневно немного увеличивают это количество и в течение месяца доводят до половинки желтка. Помните, что желток довольно часто вызывает аллергические реакции.
Переход на твердую пищу
Младенцам довольно рано можно давать твёрдую пищу, добавляя её в рацион. Это позволяет детям выработать навыки восприятия блюд различной консистенции.
Если малыш упорно отказывается от нового вида пищи, нужно проявить терпение, предлагая её вновь и вновь, или попытаться замаскировать другим любимым блюдом. Если ребёнку слишком долго давать только протёртую пищу, он привыкает глотать, не пережёвывая, и может поперхнуться даже маленькой крошкой.
В начале второго полугодия у большинства детей появляются первые зубы. В этот период жизни дети охотно грызут хлебные корочки, сушки, сухарики, жёсткое печенье. Следует доставлять ему такое удовольствие, но, конечно, не между кормлениями.
После 9 месяцев жизни ребёнка можно уже не протирать варёные овощи, а размельчать их вилкой. Можно давать разваренные до мягкости овощи - картофель, цветную и белокочанную капусту, морковь – небольшими кусочками. Многим детям это нравится больше, чем пюре. В качестве десерта возможно предложить четвертушку очищенного яблока.
Труднее всего малышу пережёвывать мясо: ведь коренных зубов ещё нет! Вот почему мясо по-прежнему нужно протирать, делать фрикадельки, котлеты из дважды пропущенного через мясорубку, хорошо взбитого фарша.
Необходимо учить малыша не выплёвывать еду и не позволять ему держать её долго во рту. Будет просто замечательно, если ребёнок уже с этого возраста будет учиться есть красиво и опрятно.
Активная часть
Ответы на вопросы.
Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе
Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их. В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.
Заключительная часть
Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва; 1997.
2. Дик-Рид Грентли. Роды без страха. Пер. с англ. Л. Царук. М.: Столица-принт; 2005.
3. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз; 1998.
4. Кодекс здоровья и долголетия. Беременность и роды. http://www.kzid.ru
5. Кодекс здоровья и долголетия. Детский возраст. http://www.kzid.ru
6. Сидорова И.С. Физиология и патология родовой деятельности: Учебное пособие. М.: ООО Медицинское информационное агентство; 2006.
7. Солодовниченко И.А., Глуховская С.В. Руководство по организации школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка: Территориальный стандарт МЗ Свердловской области. Екатеринбург; 2007.
8. Солодовниченко И.А., Жильцова И.Е. Пора счастливых ожиданий. Советы психолога будущим мамам. Екатеринбург: СОЦМП (Свердловский областной центр медицинской профилактики); 2005.
Составитель: Солодовниченко И.А., врач-психотерапевт высшей категории, руководитель школы будущих родителей, заведующая отделом практической психологии и психотерапии ГБУЗ «Свердловский областной центр медицинской профилактики».