Уход за ногтями новорожденного
У грудных детей ногти растут быстро, поэтому следует вовремя осуществлять уход за ногтями новорожденного - обрезать, иначе они загибаются или ломаются. Не следует стричь ногти слишком коротко. Нужно пользоваться безопасными маленькими детскими ножницами с закругленными концами.
Удобно стричь ногти малышу во время сна, когда его ручки и ножки расслаблены. Во время бодрствования ребенка, лучше первое время проводить эту процедуру вдвоем: один держит ручку, а другой стрижет.
5.2. Закаливание
Это тренировка терморегулирующей системы детского организма; оно очень полезно для малыша. При этом сосуды кожи и слизистой оболочки дыхательных путей учатся быстрее реагировать на охлаждение. Закаливать можно водой и воздухом.
Закаливающие процедуры следует проводить ежедневно. Если мама не в состоянии это сделать, лучше отказаться от закаливания вообще.
Закаливание водой
Закаливание водой - самый естественный и простой способ закаливания. Его можно совмещать с купанием. Начинать понемногу снижать температуру воды уже после достижения возраста 4 недель. Скорость снижения не должна превышать одного градуса в неделю. Таким образом, к концу третьего месяца (полные 10 недель) можно довести температуру до 33-33,5°С. В дальнейшем можно начинать обливать малыша уже после приёма ванны водой на 2-4°С прохладнее, чем в ванной. Продолжительность купания составит при этом 10-15 минут.
Воздушные ванны
Свои первые воздушные ванны ребёнок принимает во время переодевания. Это и закаливающая процедура, и вентиляция кожи (ведь кожа тоже дышит), и просто удовольствие для малыша.
При переодевании малыша можно поиграть с ним 30-40 секунд, пока он голый. Температура воздуха в комнате должна составлять 20-22°С. Каждую неделю прибавлять по 2 минуты - в результате к месячному возрасту продолжительность воздушных ванн составит 5-7 минут, к 2 месяцам - 10-15 минут, к 3 месяцев - 20-25 минут.
Во время воздушной ванны ребёнка следует периодически переворачивать со спины на живот и обратно!
5.3. Пеленание
В России принято «рыхло» пеленать ребёнка, хотя многие считают, что подобное пеленание ограничивает движения, затормаживает развитие детской психики и двигательной активности. С другой стороны, ребёнку привычна теснота внутри матки, а новый мир кажется ему слишком огромным. К тому же пеленание помогает малышу лучше осознать границы собственного тела. С этой точки зрения пеленание следует рассматривать как способ мягкой, постепенной адаптации при переходе ребёнка из одной среды обитания в другую.
К 3-4 неделям ребёнок начнёт пытаться освободиться от пелёнок, и тогда в дневное время его можно оставлять свободным. Но во время ночного сна многие дети не успокаиваются до тех пор, пока их не спеленают. Малыш сам сообщит, что перестал нуждаться в пеленании на ночь - начнёт активно брыкаться и выворачиваться в запелёнутом состоянии.
Пелёнки должны быть лёгкими и тёплыми, но следует избегать перегрева, учитывая температуру в комнате.
Перед первым использованием нужно прокипятить пелёнки в мыльном растворе - вполне подойдёт мыло "Детское". Стирать грязные пелёнки следует либо тем же мылом "Детским" вручную, либо в стиральной машинке со специальным детским антиаллергенным порошком.
Гладить высушенные пелёнки первые недели нужно обязательно, причём с двух сторон.
Одноразовые подгузники
Одноразовые подгузники в настоящее время признаны безопасными, они положительно влияют на формирование тазобедренных суставов (аналог "широкого" пеленания ребёнка), снижают риск развития пелёночного дерматита, не вызывают перегрева области половых органов.
Подгузники меняют по мере их загрязнения испражнениями; расход может варьировать от 10 подгузников в сутки у новорождённых до 4—6 у детей более старшего возраста.
Одноразовый подгузник рекомендуется менять:
· сразу перед сном или кормлением;
· после каждого испражнения;
· после пробуждения;
· перед выходом на прогулку.
Правила пеленания в одноразовый подгузник.
1. Положить ребёнка на безопасную удобную поверхность, например на пеленальный стол.
2. Расстегнуть и развернуть использованный подгузник. Одной рукой за ножки приподнять попу малыша, а другой рукой свернуть использованный подгузник.
3. Промыть кожу малыша с мылом, насухо её промокнуть. При необходимости обработать кожу специальным косметическим средством для детей (мазь, лосьон и др.).
4. При подмывании и обработке кожи промежности нельзя осуществлять движения сзади наперёд, поскольку бактерии из кишечника могут попасть в область наружных половых органов и мочевых путей.
5. Положив новый развёрнутый подгузник под ребёнка, закрепить его, наклеив застёжки с учётом плотности прилегания подгузника к туловищу ребёнка.
Независимо от производителя одноразовых подгузников, наиболее распространены размеры в соответствии с весом и возрастом ребенка (мини, миди, макси, юниор).
Гигиена, купание
В первые дни можно временно обойтись умыванием и подмыванием, обтиранием ребенка губкой.
Умывать и подмывать малыша следует утром и вечером, а также при необходимости. Для умывания понадобится ёмкость с тёплой кипячёной водой, ватные тампоны, салфетки, полотенце. Начинают с обработки глаз: каждый из них протирают тампонами с тёплой водой, меняя их для каждого глаза. Затем промокают глазки сухой салфеткой.
Влажными тампонами протирают ушные раковины и места за ушами (также разными ватками). Не надо глубоко проникать гигиеническими палочками в слуховой проход - это может причинить боль.
Обтирают малышу рот и нос, а затем щёки и лоб. Завершив умывание, нужно просушить кожу полотенцем.
Нужно хорошо промыть складки на шее. Протирают подмышки чистым влажным тампоном, тщательно просушивают. Вымывают ладони, протирая между пальцами ребёнка, разжимая кулачки. До заживления пупочную ранку мыть не следует.
Подмывать новорождённую девочку следует всегда спереди назад, каждый раз меняя ватку. Не нужно подмывать половую щель - этим нарушается естественное выделение слизи, выводящей микробов.
Купание
На первом месяце жизни ребёнку достаточно купаться с полным погружением 1-2 раза в неделю, а мыть голову с шампунем – 1 раз в неделю.
Если первое общение с водой испугало малыша, не нужно настаивать на полном погружении в воду - ведь это может закрепить негативное отношение на долгое время. Первый месяц, будет лучше, если маме поможет купать ребёнка кто-нибудь из близких.
После купания дети расслабляются, мышечный тонус нормализуется. Нужно превратить купание в ритуал, предваряющий спокойный глубокий сон, и тогда у него установится чёткий режим сна и бодрствования.
Температура воды должна быть 36,6-37°С (нужно налить в ванночку сначала холодную воду и затем разбавить её горячей). Постоянно проверяйте показания градусника локтем. Нельзя подливать горячую воду, когда малыш уже в ванне. Если вода остыла, можно развести воду отдельно в тазике и только после этого подлить её в ванну.
До 3-4 месяцев можно купать ребёнка в маленькой ванночке. Укладывая ребёнка в ванну, нужно придерживать его снизу за дальнее плечо, при этом затылок ребёнка должен лежать над запястьем мамы. Другой рукой следует поддерживать малыша под ягодицы.
Погружать в воду следует постепенно, скользящими движениями по поверхности воды. Если используется детская пенка для мытья, то ополаскивания, как правило, не требуется.
Во избежание переохлаждения голову малышам до месячного возраста моют отдельно, после завершения купания. После того как мама вынет ребёнка из ванночки, нужно вытереть его насухо на пеленальнике, затем положите его себе на руку, поддерживая головку ладонью и прижимая ножки локтем к себе. Другой рукой осторожно поливать сверху водой. Не следует попадать на лицо и ушки, чтобы не испугать малыша.
Начиная с 4-го месяца жизни, можно попробовать искупать малыша в большой ванне. Если он испугается и станет сопротивляться и кричать, не стоит настаивать. В этом случае продолжать купать ребёнка в его маленькой ванночке ещё пару недель.
Для купания в большой ванне необходимо использовать специальный резиновый коврик для ванн, который кладётся на дно. Благодаря коврику малыш не соскользнёт глубже в воду, не ушибет головку и не нахлебается воды.
Большую ванну нужно заполнять тёплой водой так, чтобы уровень воды как раз покрывал лежащего малыша. Нужно обязательно поддерживать голову ребёнка снизу рукой, чтобы не допустить попадания воды в ушки. Второй рукой намыливать тельце малыша и затем поливать водой с ладони. После споласкивания мыла вынуть ребёнка из ванны обеими руками, поддерживая его за подмышки достаточно крепко, чтобы он не выскользнул.
Нельзя оставлять ребёнка одного в ванной, даже если в ней мало воды. Кран на всякий случай нужно обмотать полотенцем, так как ребёнок может обжечься.
Когда ребёнок научится сидеть, купание станет для него хорошим развлечением, особенно если купать его с пластмассовыми игрушками.
Активная часть
Ответы на вопросы.
Информационная часть
Прогулки. Режим дня
Прогулки на свежем воздухе необходимы ребёнку с первых дней жизни. Начинать с 5-10 минут зимой и 20-25 минут летом, а затем каждый день удваивать время.
В 2 месяца малыш может гулять зимой до 1,5 часов подряд, а к годику прогулки должны составлять в общей сложности не меньше 4 часов в день. Не следует гулять при морозах ниже 15°С и сильных осадках.
Корзина коляски, где лежит ребёнок, должна быть достаточно просторной, чтобы в ней было много воздуха. Без необходимости не закрывайте малыша плотной тканью верха или "крышей" коляски - они предназначены лишь для защиты от осадков или прямых солнечных лучей.
Ребёнку первого года противопоказано находиться под прямыми солнечными лучами; они должны быть рассеянными или отражёнными.
Режим дня
Первый месяц
Режим свободного вскармливания. Кормление «по требованию» не менее 10-12 раз в сутки. Бодрствование после кормления до 1-1,5 часов. Сон после бодрстврвания до следующего кормления. Такой режим возможен до 1,5 месяцев. Кормление через 3 часа – 7 раз в сутки.
Второй месяц
Часы кормлений: 6.00; 9.00; 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00 час. Ночной перерыв – 6 часов. К концу 3 месяца возможен переход на кормление ребенка через 3,5 часа 6 раз в сутки.
Третий месяц
Кормление ребенка через 3,5 часа 6 раз в сутки. Часы кормлений: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30 час. Ночной перерыв – 6,5 часов. Допускаются ночные кормления. Бодрствование после кормлений до 1,5-2 часов. Сон после бодрствования до следующего кормления.
Четвертый – шестой месяц
Кормление ребенка через 3,5 часа 6 раз в сутки. Часы кормлений: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30 час. Ночной перерыв – 6,5 часов. Допускаются ночные кормления. Бодрствование после кормлений до 1,5-2 часов. Сон после бодрствования до следующего кормления. В конце 6 месяца переход на кормление через 4 часа 5 раз в сутки.
Седьмой – девятый месяц
Кормление ребенка через 4 часа 5 раз в сутки. Часы кормлений: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00 час. Ночной перерыв – 8 часов. Допускаются ночные кормления. Бодрствование после кормлений до 2-2,5 часов. Все отрезки дневного сна желательно проводить на свежем воздухе.
Десятый – двенадцатый месяц
Кормление ребенка через 4 часа 5 раз в сутки. Первое кормление ребенок получает не позднее, чем через 30 минут после пробуждения. Ночной перерыв – 8 часов. Бодрствование между кормлениями 2-3,5 часов. Сон днем в течение 1,5- 2,5 часов на свежем воздухе.
Массаж и гимнастика
Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев (поле обучения у медицинской сестры кабинета здорового ребенка или участковой медсестры). Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Выполнять массаж в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа.
Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.
При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.
Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.
При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:
1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.
5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
Приемы и техника массажа
Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:
· Поглаживание.
· Растирание.
· Разминание.
· Вибрация.
Кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая. В начале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.
Поглаживание
Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.
Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.
Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.
Поглаживание рук
Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.
Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.
Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.
Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная — остальными пальцами.
Поглаживание ног
Исходное положение ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине.
Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.
Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.
Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.
Поглаживание живота
Исходное положение — лежа на спине.
Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке. Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной. При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).
После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.
После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.
Поглаживание спины
Исходное положение — лежа на животе, ногами к массажисту.
Выполняется поглаживание вдоль позвоночника. При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти.
Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания.
Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.
Растирание
Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.
Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.
При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена.
Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.
Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.
Разминание
Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.
В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.
Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.
Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.
Такими же приемами производится разминание ягодиц.
Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.
При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени. Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца.
Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.
Вибрация
Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.
В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.
Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.
Потряхивание
Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее, большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.
Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями.
Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.
Поколачивание
Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.
Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.
При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.
Питание
Грудное вскармливание
Для ребёнка первых месяцев жизни самым подходящим питанием является материнское молоко.
Здорового ребёнка на грудном вскармливании "допаивать" не нужно. Дополнительно нужно поить малыша в случаях повышения температуры, при обильном срыгивании, частом жидком стуле.
О том, что ребёнку хватает грудного молока, судят по глубокому сну, активному сосанию, нормальному мочеиспусканию (6-8 раз в сутки), регулярному стулу, а также по достаточной прибавке массы тела, которую определяют при регулярном взвешивании.
Если по всем этим данным есть основание полагать, что грудного молока мало, всё равно не надо спешить вводить прикорм. Сначала с целью определения количества молока за сутки нужно провести взвешивание малыша в течение всего дня до и после кормления в одной и той же одежде. Однократное взвешивание малыша не даёт правильного представления о количестве материнского молока.
Ребёнок должен получать такое количество молока:
· в возрасте до 2 месяцев – 1/5 массы его тела;
· в возрасте от 2 до 4 месяцев – 1/6 массы тела;
· в возрасте от 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела.
Как правило, к 9-10 месяцам жизни ребёнка кормят грудью всего дважды в сутки. К этому времени выработка грудного молока снижается или даже иногда совсем прекращается. Однако если грудного молока ещё вырабатывается достаточно, следует продолжать кормить ребёнка грудью до 12- 24 месяцев. Не рекомендуется прекращать грудное вскармливание до проведения профилактических прививок и сразу после них, в летние месяцы, особенно во время сильной жары, а также при наличии острых заболеваний.
Если у кормящей матери возникает необходимость выйти на работу до окончания декретного отпуска, желательно не переходить на заменители грудного молока, а по возможности сцеживать молоко – чтобы покормить ребёнка грудным молоком, когда мамы нет дома.