Поза во втором периоде родов.
В настоящее время в целом ряде роддомов женщине разрешается активное поведение в первом периоде родов. Однако в конце периода раскрытия шейки матки, при учащении схваток и при начале потуг (второй период родов) роженицу укладывают на спину. При этом обязательно подключают специальный прибор, позволяющий следить за частотой сердечных сокращений у плода, или в промежутках между схватками выслушивают сердцебиение плода с помощью акушерского стетоскопа. В момент рождения головки акушерка осуществляет специальные приемы, направленные на профилактику разрывов промежности. Эти манипуляции возможны только при положении женщины, лежа на спине. Кроме того, в положении лежа на спине также разработана поза, способствующая наибольшей эффективности потуг: женщина должна согнуть голову так, чтобы подбородок был прижат к груди, специальные поручни роженица тянет на себя, а ногами упирается в подставки, при этом нужно как бы присесть на кресле. Лишь в немногих роддомах есть специальные стулья для вертикальных родов. За сердцебиением плода при этом можно следить при помощи телеметрических приборов, избавляющих роженицу от «привязанности» к кровати.
Делать что-либо в неудобной позе крайне сложно: уставшие и напряженные мышцы быстро дают о себе знать. Роды — довольно длительный и трудоемкий процесс. Поэтому так важно выбрать максимально подходящую для женщины позу, в которой ей будет комфортно, а ребенку — легко рождаться на свет.
Заключительная часть
Предложить слушателям высказать свои мнения. Напомнить о необходимости ежедневного выполнения упражнения на расслабление и дыхание. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи.
Материалы к занятию 4
«Грудное вскармливание.
Питание женщины во время беременности и кормления грудью»
Вводная часть
Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
Информационная часть
Преимущества грудного вскармливания для матери и ребенка
Грудное молоко матери содержит иммуноглобулин, который является защитой человеческого организма от инфекций и формирует у ребенка иммунитет к болезням на всю последующую жизнь. Фермент лизоцим, существенно снижающий риск дисбактериоза кишечника, тоже содержится исключительно в молоке матери, а любые витамины и микроэлементы усваиваются из него на порядок лучше, чем из искусственных аналогов. Ни одна из существующих молочных смесей не способна в полной мере заменить ребенку материнского молока. По статистике, дети, которых кормили грудью до 1,5-2 лет, гораздо меньше болеют и лучше развиваются, чем малыши, выросшие на смесях.
Гармоничное развитие грудного ребенка обусловлено еще и тем, что во время кормления между мамой и малышом устанавливается тесная эмоциональная связь. Через тактильный контакт грудничок острее ощущает материнскую любовь и заботу, чем тот малыш, которого кормят из бутылочки. В подсознании грудничка отпечатывается своего рода аксиома: мама – эквивалент комфорта и безопасности. И это непосредственно связано с актом кормления грудью. В свою очередь, кормящая мать более тонко чувствует своего ребенка и лучше откликается на изменения в его состоянии, нежели мама, отказавшаяся от грудного вскармливания по каким-либо причинам.
Ребенок во время грудного вскармливания передает маме «сигнал» вырабатывать молоко; «просьбу» изменить состав молока, когда он болеет и «просьбу» увеличить количество молока, когда он быстро растет.
Кормление грудью – это еще и очень удобно:
· грудное молоко всегда готово к употреблению - его не надо готовить;
· никаких хлопот со стерилизацией бутылочек, сосок, подогреванием и остуживанием;
· молоко всегда свежее, стерильное и оптимальной температуры: оно не может скиснуть или испортиться, даже если мама не кормила целый день;
· грудное вскармливание экономно: не нужно тратиться на покупку смесей, бутылочек, сосок, которые совсем не дешевы;
· оно экономит силы: ночью не надо вставать и идти на кухню – достаточно положить малыша рядом и дать ему грудь, а «у маминой груди не страшны ему враги».