Методы лечения синдрома диабетической стопы
Не противопоказаны ли при диабете операции на ногах (исправление деформаций, удаление расширенных вен, шунтирование артерий)?
Есть такие случаи, когда вовремя проведённая операция (например, на сосудах) спасает от ухудшения состояния ног. Будет ли эффект от операции, не рано ли и не поздно ли её делать – может определить лишь хирург. Но перед проведением любой операции необходимо достичь стойкой нормализации уровня сахара. Это обязательное условие проведения операции.
Что такое «физкультура для стоп»?
Упражнения, полезные для ног:
· сгибание и разгибание пальцев ног;
· разведение пальцев ног;
· сгибание и разгибание в голеностопном суставе;
· круговые движения в голеностопном суставе.
Выполнять нужно ежедневно или 2 раза в день по 10–15 минут.
Можно ли самостоятельно массировать ноги, как и чем?
Можно, руками или роликовым массажёром. Нельзя – различными массажёрами с шипами (типа «иппликатора Кузнецова») из-за риска повреждения ног. По той же причине при массаже руками движения должны быть «разминающими», а не «растирающими». Противопоказания для массажа голеней – варикозное расширение вен, атеросклероз сосудов ног. Стопы можно массировать практически всегда (только если нет воспаления, повреждений и т.п.).
Можно ли носить магнитные лечебные стельки с массажными выступами?
Нельзя, т.к. при диабете выступы за счёт точечного давления на кожу вызывают пролежни и трофические язвы.
Если возле 1-го пальца появляются «выступающие косточки» – поможет ли смазывание их йодом?
Абсолютно не поможет. Это – костный выступ. Ни от каких мазей кость «рассосаться» не может. Иногда такую деформацию стоп исправляют хирургическим путём. В остальных случаях – подбирают мягкую широкую обувь с низким каблуком, чтобы она не натирала ногу, носят специальные «протекторы» (прокладку из специального материала, защищающую выступ от давления). При начинающейся деформации замедлить её развитие помогают стельки–супинаторы (применяемые при плоскостопии) и специальные прокладки между 1 и 2 пальцами.
Полезно ли ходить босиком по земле?
Нет, потому что это опасно. Риск повреждения ног слишком высок, не только при ходьбе босиком, но даже в носках без обуви.
Разное
Чем плохи тапочки без задников?
Их подошва при ходьбе «шлёпает» и повышает нагрузку на пятку. В результате кожа в этом месте утолщается, образуются трещины.
Сколько нужно ходить?
Вообще пешие прогулки полезны, но есть некоторые исключения. Во-первых, обувь должна быть правильно подобрана. Во-вторых, при отёках на ногах, быстром образовании мозолей и тем более свежих потёртостях и ранах ходьба ухудшает состояние ног. В этих случаях ходьбу надо ограничить.
Что делать, если при ходьбе болят подошвы стоп?
Нужно посмотреть, нет ли там мозолей или трещин (в таком случае действовать по вышеописанным правилам). Если кожа не повреждена, уменьшают нагрузку на стопу с помощью мягкой стельки (специально изготовленной ортопедической стельки), уменьшают высоту каблука.
Почему опасно ходить в баню?
Во-первых, в бане легко заразиться грибковой инфекцией. Во-вторых, при диабете часто снижается чувствительность ног, в том числе температурная. Так можно легко обжечь ноги (о горячий пол, «каменку» и т.п.) и даже не почувствовать этого.
Что делать, если резинка от носков «врезается» в кожу?
Такое сдавление ноги наносит большой вред. Нужно надрезать резинку или взять маленькие ножницы и разрезать часть нитей резинки. Тогда носки не будут сдавливать ногу, и при этом не будут спадать.
Необходимые исследования для контроля состояния больного сахарным диабетом 2 типа
Дата | Показатели/исследования | |||||
АД, мм рт.ст. | Холестерин, ммоль/л | Гликированный гемоглобин, % | Белок в моче (+/-) | Осмотр окулиста | Врачебный осмотр ног | |
* исследование гликированного гемоглобина желательно проводить 1 раз в 6 месяцев; измерение АД, уровня холестерина в крови, определение белка в моче, осмотр окулиста и врачебный осмотр ног необходимо проводить ежегодно.
Список использованной литературы
1. Галстян Г.Р., Удовиченко О.В. Уход за ногами при диабете: выполнение правил в реальной жизни. Рекомендации и их обсуждение. Брошюра для пациентов. Москва; 2003.
2. Дедов И.И., Суркова Е.В., Майоров А.Ю. Сахарный диабет 2 типа. Книга для пациентов. Москва; 2003.
3. Диагностика и лечение инсулинонезависимого сахарного диабета. Рекомендации Международной федерации сахарного диабета. Стандарты мировой медицины 2006; 3: 26-46.
4. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Еганян Р.А. и др. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: Информационно-методическое пособие для врачей. Под ред. Р.Г. Оганова. Москва; 2002.
5. Оганов Р.Г., Калинина A.M., Поздняков Ю.М. и др. Организация Школ Здоровья в первичном звене здравоохранения: Организационно-методическое письмо Минздрава РФ. Москва; 2002.
6. Приказ МЗ РФ № 135 от 6 мая 1997 г. Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных с сахарным диабетом.
7. Фролова Е.В. Обучение пациентов – современная медицинская технология амбулаторной практики: Учебное пособие для инструкторов Школ по обучению пациентов. Санкт-Петербург, МАПО, кафедра семейной медицины.
Составитель: Максимова Жанна Владимировна, к.м.н., ассистент кафедры терапии ФПК и ПП ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России, специалист ГБУЗ «Свердловский областной центр медицинской профилактики».
Информационные материалы к Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка
Материалы к занятию 1
«Изменения в организме женщины, связанные с беременностью»
Вводная часть
1.1. Знакомство, представление участников
Представиться слушателям и дать возможность каждому слушателю назвать свое имя и отчество. Раздать каждому слушателю заранее сложенные втрое листы бумаги и фломастеры, предложить написать свое имя и отчество на средней трети листа крупно и четко и сложить листы по сгибу в треугольную пирамиду, которую можно разместить на столе перед каждым слушателем. Предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам 2-4 таблицы 1 журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья (приложение №2 приказа МЗ СО «Об организации школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»).
Описание целей обучения
Представить краткий обзор тематики Школы (перечень занятий), график ее работы, продолжительность курса. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
Оценка исходных знаний
Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»). Сохранить заполненные вопросники для последующего анализа эффективности обучения в Школе.
Информационная часть