Материалы для пациентов к занятию 4

«Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?»

УРОВНИ КОНТРОЛЯ НАД АСТМОЙ

Характеристики Контролируемая бронхиальная астма (все нижеперечисленное) Частично контролируемая бронхиальная астма(любое проявление в течение недели) Неконтролируемая бронхиальная астма
Дневные симптомы Отсутствуют (или ≤ 2 эпизодов в неделю) > 2 эпизодов в неделю Наличие трех или более признаков частично контролируемой БА в течение любой недели
Ограничения активности Отсутствуют Любые
Ночные симптомы/ пробуждения Отсутствуют Любые
Потребность в препаратах неотложной помощи Отсутствуют (или ≤ 2 эпизодов в неделю) > 2 эпизодов в неделю
Функция легких (ПСВ или ОФВ1) Нормальная < 80% от должного значения или от наилучшего для данного пациента показателя (если таковой известен)
Обострения Отсутствуют 1 или более в год 1 в течение любой недели*

ТЕСТ ПО КОНТРОЛЮ НАД АСТМОЙ

I. Как часто за последние 4 недели астма мешала Вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома? Всё время – 1 Очень часто – 2 Иногда – 3 Редко – 4 Никогда – 5
II. Как часто за последние 4 недели Вы отмечали у себя затрудненное дыхание? Чаще, чем раз в день – 1 Раз в день – 2 От 3 до 6 раз в неделю – 3 1 или 2 раза в неделю – 4 Ни разу – 5
III. Как часто за последние 4 недели Вы просыпались ночью или раньше, чем обычно, из-за симптомов астмы (свистящего дыхания, кашля, затруднённого дыхания, чувства стеснения или боли в груди)? 4 ночи в неделю или чаще – 1 2–3 ночи в неделю – 2 Раз в неделю – 3 1 или 2 раза – 4 Ни разу – 5
IV. Как часто за последние 4 недели Вы использовали быстродействующий ингалятор (например, вентолин, беротек, беродуал, атровент, сальбутамол, саламол, сальбент, астмопент) или небулайзер (аэрозольный аппарат) с лекарством (например, беротек, беродуал, вентолин небулы)? 3 раза в день или чаще – 1 1 или 2 раза в день – 2 2 или 3 раза в неделю – 3 1 раз в неделю или реже – 4 Ни разу – 5
V. Как бы Вы оценили, насколько Вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели? Совсем не удавалось контролировать – 1 Плохо удавалось контролировать – 2 В некоторой степени удавалось контролировать – 3 Хорошо удавалось контролировать – 4 Полностью удавалось контролировать – 5
Значение теста – это сумма баллов, полученных при ответе на 5 вопросов.
Интерпретация результатов теста по контролю над астмой:
  • Сумма 25 баллов означает полный контроль.
  • Сумма 20–24 балла означает, что астма контролируется хорошо, но не полностью. Врач может помочь пациенту добиться полного контроля.
  • Сумма 19 баллов и меньше указывает на неконтролируемую астму. Возможно, следует изменить терапию для достижения оптимального контроля.
  • Сумма 14 баллов и меньше свидетельствует о том, что астма у пациента серьезно вышла из-под контроля. В этом случае пациента следует направить к специалисту.


ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЯ
НАД БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
(адаптировано из «Глобальной стратегии лечения и профилактики
бронхиальной астмы», пересмотр 2007 г.)

Ваша регулярная терапия: 1. Каждый день принимайте ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ [укажите препараты, разовую дозу, кратность использования]   2. Перед физической нагрузкой примите __________________________________________________   КОГДА СЛЕДУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ Оцените ваш уровень контроля над БА За последнюю неделю вы отмечали:
симптомы БА в дневное время более 2 раз? Нет Да
ограничения активности или физических нагрузок из-за БА? Нет Да
ночные пробуждения из_за БА? Нет Да
потребность в [препарат неотложной помощи] более 2 раз? Нет Да
значения ПСВ (если вы следите за ПСВ) менее _________? Нет Да

Если вы ответили ДА на три вопроса или более, у вас отсутствует контроль над БА, и может потребоваться увеличение объема терапии.

КАК УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ

УВЕЛИЧИВАЙТЕ объем терапии в соответствии с указанными рекомендациями и ежедневно оценивайте улучшение:____________________________________________________________

_________________________________ [впишите препараты и дозы для увеличения объема терапии]

Продолжайте это лечение в течение _____________ дней [укажите число дней]

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ

Обратитесь к вашему лечащему врачу: ______________________________ [впишите ФИО врача]

если ваше состояние не улучшится через _________ дней [укажите число дней]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [строки для дополнительных инструкций, заполняются по выбору]

ВНЕЗАПНАЯ/ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ

Если:

✓ вы отмечаете тяжелую одышку, так что можете разговаривать только короткими предложениями;

✓ у вас развился тяжелый приступ астмы, и вы чувствуете страх;

✓ вы нуждаетесь в вашем препарате неотложной помощи чаще чем через каждые 4 ч, и улучшение отсутствует, то:

1) сделайте 2–4 ингаляции ___________ [препарат неотложной помощи];

2) примите _______мг _____________________________ [пероральный глюкокортикостероид];

3) обратитесь за медицинской помощью: в ___________________________________; по адресу ______________________________; телефон: ________________________________________;

4) продолжайте принимать __________________________ [препарат неотложной помощи], пока не получите медицинскую помощь.

Материалы к занятию 5

«Контроль полученных знаний, навыков и умений»

Последнее занятие является итоговым. На нем обобщаются знания, полученные при обучении в астма-школе. Преподаватель отвечает на вопросы слушателей, проводит контроль навыков и умений пациентов:

– слушатели рассказывают об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе;

– демонстрируют технику ингаляции с различными формами доставки лекарственных препаратов, которые они используют в повседневной жизни;

– демонстрируют технику пикфлоуметрии, предоставляют преподавателю заполненные дневники пикфлоуметрии и интерпретируют полученные данные.

С каждым из пациентов составляется (корректируется) план самоведения.

1. Предложить слушателям рассказать об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла.

2. Демонстрация техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем.

Преподавателю необходимо указать на нарушения техники и неточности в процессе ингаляции с последующим повторным проведением процедуры слушателем.

3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии.

Преподавателю необходимо проконтролировать правильность проведения процедуры.

Перерыв

4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения.

Попросить предоставить дневник пикфлоуметрии. Предложить каждому слушателю провести анализ своего состояния на основании данных дневника пикфлоуметрии.

Составить совместно с каждым из слушателей индивидуальный план самоведения.

5. Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их.

В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

6. Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.

Список использованной литературы

1. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Методика проведения занятий для больных бронхиальной астмой в астма-школе. Под. ред. А.Г. Чучалина. Москва; 1997.

2. Белевский А.С., Княжеская Н.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. Москва: Атмосфера; 2007.

3. Беленко Л.В. Я дышу свободно. Как справиться с бронхиальной астмой. Екатеринбург; 2000.

4. Глобальная стратегия и профилактика бронхиальной астмы (пересмотр 2007 г.). Под ред. А.Г. Чучалина. Москва: Атмосфера; 2007.

5. Ильина Н.И., Сидоренко И.В., Осипова Г.Л. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями. Методические рекомендации. Москва; 2002.

6. Лещенко И.В., Пономарев А.С. Бронхиальная астма: неотложная помощь. Методическое письмо. Екатеринбург; 2003.

7. Петухова А.Ю., Бельтюков Е.К. Образовательная программа для больных бронхиальной астмой и аллергией – экспресс-астма-аллергошкола: методические рекомендации. Екатеринбург: УГТУ-УПИ; 2006.

8. Фассахов Р.С., Белевский А.С. Учимся астме. Образовательная серия для больных бронхиальной астмой. Смоленск; 2000.

Составитель – Петухова Анна Юрьевна, к.м.н., врач-пульмонолог, заведующая поликлиническим отделением № 2, руководитель Центра здоровья МБУ ЦГКБ № 6 г. Екатеринбурга.

Наши рекомендации