Материалы для пациентов к занятию 4
«Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?»
УРОВНИ КОНТРОЛЯ НАД АСТМОЙ
Характеристики | Контролируемая бронхиальная астма (все нижеперечисленное) | Частично контролируемая бронхиальная астма(любое проявление в течение недели) | Неконтролируемая бронхиальная астма |
Дневные симптомы | Отсутствуют (или ≤ 2 эпизодов в неделю) | > 2 эпизодов в неделю | Наличие трех или более признаков частично контролируемой БА в течение любой недели |
Ограничения активности | Отсутствуют | Любые | |
Ночные симптомы/ пробуждения | Отсутствуют | Любые | |
Потребность в препаратах неотложной помощи | Отсутствуют (или ≤ 2 эпизодов в неделю) | > 2 эпизодов в неделю | |
Функция легких (ПСВ или ОФВ1) | Нормальная | < 80% от должного значения или от наилучшего для данного пациента показателя (если таковой известен) | |
Обострения | Отсутствуют | 1 или более в год | 1 в течение любой недели* |
ТЕСТ ПО КОНТРОЛЮ НАД АСТМОЙ
I. Как часто за последние 4 недели астма мешала Вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома? Всё время – 1 Очень часто – 2 Иногда – 3 Редко – 4 Никогда – 5 |
II. Как часто за последние 4 недели Вы отмечали у себя затрудненное дыхание? Чаще, чем раз в день – 1 Раз в день – 2 От 3 до 6 раз в неделю – 3 1 или 2 раза в неделю – 4 Ни разу – 5 |
III. Как часто за последние 4 недели Вы просыпались ночью или раньше, чем обычно, из-за симптомов астмы (свистящего дыхания, кашля, затруднённого дыхания, чувства стеснения или боли в груди)? 4 ночи в неделю или чаще – 1 2–3 ночи в неделю – 2 Раз в неделю – 3 1 или 2 раза – 4 Ни разу – 5 |
IV. Как часто за последние 4 недели Вы использовали быстродействующий ингалятор (например, вентолин, беротек, беродуал, атровент, сальбутамол, саламол, сальбент, астмопент) или небулайзер (аэрозольный аппарат) с лекарством (например, беротек, беродуал, вентолин небулы)? 3 раза в день или чаще – 1 1 или 2 раза в день – 2 2 или 3 раза в неделю – 3 1 раз в неделю или реже – 4 Ни разу – 5 |
V. Как бы Вы оценили, насколько Вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели? Совсем не удавалось контролировать – 1 Плохо удавалось контролировать – 2 В некоторой степени удавалось контролировать – 3 Хорошо удавалось контролировать – 4 Полностью удавалось контролировать – 5 |
Значение теста – это сумма баллов, полученных при ответе на 5 вопросов. |
Интерпретация результатов теста по контролю над астмой:
|
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЯ
НАД БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
(адаптировано из «Глобальной стратегии лечения и профилактики
бронхиальной астмы», пересмотр 2007 г.)
Ваша регулярная терапия: 1. Каждый день принимайте ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ [укажите препараты, разовую дозу, кратность использования] 2. Перед физической нагрузкой примите __________________________________________________ КОГДА СЛЕДУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ Оцените ваш уровень контроля над БА За последнюю неделю вы отмечали:
Если вы ответили ДА на три вопроса или более, у вас отсутствует контроль над БА, и может потребоваться увеличение объема терапии. КАК УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ УВЕЛИЧИВАЙТЕ объем терапии в соответствии с указанными рекомендациями и ежедневно оценивайте улучшение:____________________________________________________________ _________________________________ [впишите препараты и дозы для увеличения объема терапии] Продолжайте это лечение в течение _____________ дней [укажите число дней] КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ Обратитесь к вашему лечащему врачу: ______________________________ [впишите ФИО врача] если ваше состояние не улучшится через _________ дней [укажите число дней] ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [строки для дополнительных инструкций, заполняются по выбору] ВНЕЗАПНАЯ/ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ Если: ✓ вы отмечаете тяжелую одышку, так что можете разговаривать только короткими предложениями; ✓ у вас развился тяжелый приступ астмы, и вы чувствуете страх; ✓ вы нуждаетесь в вашем препарате неотложной помощи чаще чем через каждые 4 ч, и улучшение отсутствует, то: 1) сделайте 2–4 ингаляции ___________ [препарат неотложной помощи]; 2) примите _______мг _____________________________ [пероральный глюкокортикостероид]; 3) обратитесь за медицинской помощью: в ___________________________________; по адресу ______________________________; телефон: ________________________________________; 4) продолжайте принимать __________________________ [препарат неотложной помощи], пока не получите медицинскую помощь. |
Материалы к занятию 5
«Контроль полученных знаний, навыков и умений»
Последнее занятие является итоговым. На нем обобщаются знания, полученные при обучении в астма-школе. Преподаватель отвечает на вопросы слушателей, проводит контроль навыков и умений пациентов:
– слушатели рассказывают об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе;
– демонстрируют технику ингаляции с различными формами доставки лекарственных препаратов, которые они используют в повседневной жизни;
– демонстрируют технику пикфлоуметрии, предоставляют преподавателю заполненные дневники пикфлоуметрии и интерпретируют полученные данные.
С каждым из пациентов составляется (корректируется) план самоведения.
1. Предложить слушателям рассказать об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла.
2. Демонстрация техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем.
Преподавателю необходимо указать на нарушения техники и неточности в процессе ингаляции с последующим повторным проведением процедуры слушателем.
3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии.
Преподавателю необходимо проконтролировать правильность проведения процедуры.
Перерыв
4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения.
Попросить предоставить дневник пикфлоуметрии. Предложить каждому слушателю провести анализ своего состояния на основании данных дневника пикфлоуметрии.
Составить совместно с каждым из слушателей индивидуальный план самоведения.
5. Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их.
В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.
6. Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.
Список использованной литературы
1. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Методика проведения занятий для больных бронхиальной астмой в астма-школе. Под. ред. А.Г. Чучалина. Москва; 1997.
2. Белевский А.С., Княжеская Н.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. Москва: Атмосфера; 2007.
3. Беленко Л.В. Я дышу свободно. Как справиться с бронхиальной астмой. Екатеринбург; 2000.
4. Глобальная стратегия и профилактика бронхиальной астмы (пересмотр 2007 г.). Под ред. А.Г. Чучалина. Москва: Атмосфера; 2007.
5. Ильина Н.И., Сидоренко И.В., Осипова Г.Л. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями. Методические рекомендации. Москва; 2002.
6. Лещенко И.В., Пономарев А.С. Бронхиальная астма: неотложная помощь. Методическое письмо. Екатеринбург; 2003.
7. Петухова А.Ю., Бельтюков Е.К. Образовательная программа для больных бронхиальной астмой и аллергией – экспресс-астма-аллергошкола: методические рекомендации. Екатеринбург: УГТУ-УПИ; 2006.
8. Фассахов Р.С., Белевский А.С. Учимся астме. Образовательная серия для больных бронхиальной астмой. Смоленск; 2000.
Составитель – Петухова Анна Юрьевна, к.м.н., врач-пульмонолог, заведующая поликлиническим отделением № 2, руководитель Центра здоровья МБУ ЦГКБ № 6 г. Екатеринбурга.