Определение характеристик объема памяти
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости советуйтесь с психологом или врачом |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться |
13-17 | Объем памяти хороший |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
22 и выше | Ваша память феноменальна |
Работа № 30. Определение объема памяти
При случайном запоминании
Оборудование: секундомер, таблица с семью рядами случайных цифр, каждый из которых содержит неодинаковое число цифр: от 4 в первом ряду до 10 в седьмом.
Цель работы: научиться определять и анализировать объём памяти при случайном запоминании информации.
Ход работы
1. Внимательно прослушать зачитываемый ряд цифр.
2. Воспроизвести по памяти цифры этого ряда в заранее подготовленном протоколе в том же порядке.
3. Каждый ряд цифр зачитывается один раз по очереди, начиная с самого короткого.
4. Опыт повторить четыре раза.
5. Определить количество правильно воспроизведённых рядов и количество ошибок при определении последовательности цифр, воспроизведённых по памяти.
6. Итог (сравнить результаты четырех повторов опыта)
Примерные ряды цифр для случайного запоминания
3 17 7 8 5 6 0
21 25 14 13 10 14 2
44 93 17 29 16 19 15
99 46 23 31 42 20 35
53 39 41 46 33 40
65 52 50 43 65
81 63 54 74
69 56 76
72 87
Работа № 31. Определение объёма памяти при смысловом запоминании
Оборудование: таблица включающая 18 различных словосочетаний, типа красивая любовь, красная роза. Хорошая погода и тд.
Цель работы: научиться определять и анализировать объём памяти при смысловом запоминании информации.
Ход работы
1. Испытуемые получают инструкцию: при звучании того или иного понятия, сделать зарисовки на заранее подготовленном листе. Они в последующем должны помочь воспроизвести по памяти эти понятия.
2. Преподаватель медленно по очереди зачитывает все 18 словосочетаний.
3. Студенты воспроизводят все словосочетания и подсчитывают число правильно воспроизведённых понятий.
4. Вывод.
Работа № 32. Объем памяти при механическом и логическом запоминании
Оборудование: подготовленные ряды слов – по 10 для каждого способа запоминания.
Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.
Перечень слов
1. Для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, университет, звонок, пара, удовлетворительно, перерыв.
2. Для механического запоминания: дом, ель, луна, парус, бензин, бомба, тигр, уголь, яблоко, машина.
Ход работы
1. Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через одну минуту испытуемый записывает названные слова.
2. Через три-четыре минуты экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через минуту испытуемый записывает названные слова.
3. Сравните результаты первого и второго случаев. Объясните причину разного воспроизведения слов у одного и того же испытуемого.
Работа № 33. Логическое мышление
Оборудование: секундомер, лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.
(Примерный вариант числового ряда)
1. 24, 21, 19, 18, 15, 13, _, _, 7;
2. 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, _, 4;
3. 1, 4, 9, 16, _, _, 49, 64, 81, 99;
4. 2, 4, 8, 10, 20, 22, _, _, 93, 95;
5. 16, 17, 15, 18, 14, 19, _, _;
6. 24, 22, 19, 15, _, _;
7. 1, 3, 6, 8, 16, 18, _, _, 75,79.
Ход работы
1. Экспериментатор дает испытуемому лист бумаги, на котором предварительно записано 7 числовых рядов.
2. Испытуемый в течение 3 минут должен найти закономерность построения каждого ряда и выписать недостающие числа.
3. Оцените полученные результаты: норма – определить за три минуты 4 и более ряда. Сделайте вывод.
Правильные ответы:
1. 12, 9.
2. 13.
3. 25, 36.
4. 44, 46.
5. 13, 20.
6. 10, 4.
7. 36, 38.
Работа № 34. Избирательный характер памяти
Оборудование: набор из 20 слов для запоминания: спичка, любовь, встреча, полка, школа, разлука, болезнь, кочегарка, доска, сессия, экзамен, мыло, дружба, винт, стена, стипендия, капуста, свидание, труба кирпич.
Цель работы: исследовать зависимость запоминания слов от особенностей личности.
Ход работы
1. Испытуемые прослушивают набор слов, затем записывают их по памяти.
2. После этого проверяют точность запоминания и подсчитывают количество воспроизведений каждого из 20 слов.
3. Вывод.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «Высшая нервная деятельность».
2. Какие рефлексы лежат в основе процесса обучения?
3. Что такое память?
4. Какие признаки положены в основу видовой классификации памяти?
5. Как определяется объём памяти при случайном и смысловом запоминании?
Словарь терминов
1. АДАПТАЦИЯ – формирование приспособительных реакций организма к условиям окружающей среды. Например, адаптация ребёнка к условиям содержания в яслях.
2. АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – совокупность изменений, возникающих в организме при состоянии стресса. При стрессе различают стадии тревоги: характерны увеличение и повышение деятельности коры надпочечников, усиленная секреция адреналина. Изменения функционально неоднозначны и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления). В фазе сопротивления усиливается секреция кортикостероидов, организм адаптируется к действию стрессора. При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается резким снижением – сопротивляемости организма, ухудшением его физиологических характеристик, возникновением различных заболеваний, вновь появляются язвы в желудочно-кишечном тракте.
3. АДЕНОЗИНТРИФОСФАТ, АТФ, аденилпирофосфорная кислота, нуклеотид, содержащий аденин, рибозу и три остатка фосфорной кислоты. Универсальный переносчик и основной аккумулятор химической энергии в живых клетках, выделяющейся при переносе электронов в дыхательной цепи после окислительного расщепления органических веществ. В мышцах и других тканях на долю АТФ приходится около 75 % количества всех адениловых нуклеотидов.
4. АККОМОДАЦИЯ –– приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях от глаза.
5. Аккомодация физиологическая – приспособление возбудимых тканей (мышечной, нервной) к действию медленно нарастающего по силе раздражения. Например, изолированное нервное волокно можно возбудить быстрым охлаждением или ударом, а медленное охлаждение или постоянное надавливание возбуждения не вызывают.
6. АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускорение роста и полового развития детей и подростков. В экономически развитых странах масса тела новорожденных возросла на 100 – 300 г, годовалых детей на 2 кг; длина тела годовалых детей увеличилась на 5 см, школьников – на 10 – 15 см.
7. АКТИВНОСТЬ – способность ребенка достигать полезного для существования его организма результата действия. Количественной мерой развития ребенка в игровой, учебной и трудовой деятельности может служить уровень его физической и умственной работоспособности.
8. АЛЛЕЛЬ – аллеломорфа, одно из структурных состояний гена. Любое изменение структуры гена в результате мутаций или за счет внутригенных комбинаций у гетерозигот по двум мутантным аллелям. Например, низкий и высокий рост, волос прямой и вьющийся.
9. АЛЛОМЕТРИЯ – гетерогония, неравномерный рост частей тела в процессе развития организма. Аллометрия бывает отрицательной, например замедленный рост головы по отношению ко всему телу у ребенка, и положительной, например ускоренный рост рогов у животных.
10. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – строение отдельных органов, систем и организма в целом (анатомическое) и жизнедеятельности (физиологическое) организма детей и подростков.
11. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ – нарушение нормального физического и психического развития детей и подростков.
12. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ – используется для получения объективных данных о физическом развитии человека, степени выраженности антропометрических признаков. К антропометрическому показателю относят: 1) соматометрические – длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки и др.); 2) физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила, становая сила; 3) соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения, полового созревания.
13. АТРОФИЯ – прижизненное уменьшение органов или тканей; физиологическая атрофия, или возрастная инволюция, связана с возрастными изменениями в организме (атрофия вилочковой железы у человека в период полового развития приводит атрофии половых желез в старости), патологическая атрофия наступает при различных заболеваниях.
14. АППАРАТ ГОЛЬДЖИ – органелла клетки, представляющая собой дифференцированную структуру, состоящую из собранных в стопки двойных мембран, плотно прилежащих друг к другу в центре и образующих мешки, цистерны и ампулы по периферии, от которых отщепляются крупные и мелкие вакуоли. Аппарат Гольджи впервые был обнаружен в нервных клетках. Функции аппарата Гольджи состоят в накоплении, образовании, транспорте, выведении продуктов жизнедеятельности клетки.
15. БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – врожденная, видоспецифичная форма поведения, становление которой завершается в постнатальный период онтогенеза под влиянием и при взаимодействии с условными рефлексами. Безусловные рефлексы – целостный поведенческий комплекс, системное морфофизиологическое образование, включающее в себя побуждающие и подкрепляющие компоненты (подготовительные и исполнительные рефлексы). Выделяют условные рефлексы витальные, реализации которых не требует другой особи того же вида, а неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели. К их числу относятся рефлексы: пищевой, питьевой, регуляция сна, оборонительный. Безусловные рефлексы саморазвития не связаны с индивидуальной и видовой адаптацией к наличной, в данный момент существующей ситуации, но способствуют освоению новых пространственно-временных сред, будь то исследовательское поведение, рефлекс свободы (сопротивления), игровой.
16. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ – такой уровень регулирования и такое соотношение элементов физиологического процесса, когда обеспечивается оптимальная деятельность организма и его систем. Например, в 10 мл крови содержится столько тромбина, что его достаточно для свертывания всей крови человека. При свертывании крови потребляется лишь небольшая часть тромбина.
17. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА – общее название органических соединений, участвующих или способных участвовать в осуществлении каких-либо функций организма и обладающих невысокой специфичностью действия; к биологически активным веществам относятся ферменты, гормоны, витамины, энзимы, биокатализаторы.
18. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (биоритмы) – циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Различают суточные, недельные, месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах. Например, изменение уровня работоспособности, уровня гормонов в течение дня (суточные ритмы) и года (сезонные).
19. БИХЕВИОРИЗМ – оно из направлений в американской психологии, возникшее в начале ХХ века и устранившее из психологии такие понятия, как сознание, мышление. Бихевиоризм считают предметом психологии поведения, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы.
20. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов и систем – кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения и др., обмен веществ и функциональное состояние (возбудимость, работоспособность) тканей организма. Различают симпатический отделы вегетативной нервной системы. Обычно для них характерны антагонистические взаимоотношения: симпатический отдел усиливает и учащает работу сердца, парасимпатический отдел – ослабляет и замедляет. Вегетативные процессы у детей и подростков легко нарушаются в результате внешних воздействий, в связи с этим могут привести к развитию заболеваний внутренних органов (например, к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
21. ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ – орган чувств, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве, а также направление движения. Расположен в полукружных каналах и мешочках внутреннего уха.
22. ВИЛОЧКОВАЯ железа, зобная железа, тимус - хорошо развита в молодом возрасте. Участвует в формировании иммунитета, в регуляции роста и общего развития организма.
23. ВНИМАНИЕ – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга. Различают непроизвольное внимание, обусловленное деятельностью подкорковых отделов головного мозга, и произвольное, связанное с деятельностью коры больших полушарий. Особо важное значение в организации произвольного внимания имеют лобные доли больших полушарий. Проявление непроизвольного и произвольного внимания у детей и подростков определяется созреванием мозга в процессе онтогенеза.
24. ВОЗБУДИМОСТЬ – способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения. Возбудимость определяется по пороху раздражения, то есть по той наименьшей силе раздражителя, которая достаточна для вызова возбуждения. Чем ниже пороговая сила раздражителя, тем выше возбудимость, и наоборот. Все факторы окружающей среды могут при определенных условиях являться раздражителями, вызывающими реакцию живой ткани.
25. ВОЗБУЖДЕНИЕ в физиологии – активный физиологически процесс, которым некоторые живые клетки (нервные, мышечные железистые) отвечают на внешнее воздействие. Возбуждение выражается в ряде последовательных реакций, сопровождающихся освобождением живой тканью различных видов энергии. В естественных условиях возникновению возбуждения предшествуют процессы, преобразующие внешнее раздражение в электрический импульс. В синаптических соединениях между нервными клетками выделяемый окончаниями аксона одной клетки медиатор взаимодействует с рецепторными образованиями постсинаптической мембраны другой клетки.
26. 25.ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ – наука, изучающая возрастные особенности формирования и угасания органов, систем и организма в целом от момента зарождения до прекращения его индивидуального (онтогенетического) развития. К основным задачам возрастной физиологии относят: 1) изучение особенностей функций органов, систем и целого организма в онтогенезе; 2) выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды; 3) определение объективных критериев каждого возрастного периода (возрастных стандартов). Основателем отечественной возрастной физиологи следует считать И.И. Мечникова, сформулировавшего теорию cтарения и смерти как результата отравления организма продуктами гниения белков в кишечнике.
27. 26.ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ – высшие психические функции отражают интегративную деятельность мозга. К возрастным психическим функциям относят ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление. Развитие их обусловлено не только морфофункциональными особенностями головного мозга, но и социальными условиями. Формирование физиологических механизмов, лежащих в их основе, связано с созреванием различных отделов коры больших полушарий. В первый год жизни ребенка появляются условные рефлексы (вегетативные, двигательные, речедвигательные) и далее до 4 лет идет быстрое развитие речевых функций. К 4 – 6 годам повышается наклонность к развитию охранительного торможения, наблюдается неустойчивость условных рефлексов. Это связано с большой умственной нагрузкой детей при незрелости структурно-функциональных особенностей мозга. В 7 – 9 лет у детей отмечается значительное развитие функций обобщения и абстракции. В 10 –17 лет возрастные психические функции достигают уровня развития, свойственного взрослому человеку.
28. ВОЛЯ – целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков. Филогенетическим предшественником воли является рефлекс свободы, открытий И.П. Павловым у высших животных. Для человека преградой на пути к цели может стать и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из конкурирующих мотивов будет определяться не только его силой, но и возникновением активности.
29. ВОСПИТАНИЕ – передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Под влиянием среды и специально организованных условий происходит развитие духовных и физических сил детей, подростков и юношества, формирование их мировоззрения и приобретения ими знаний, умений и навыков. Воспитание тесно связано с обучением и опирается на него.
30. ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет), действующих в данный момент на органы чувств. Физиологическую основу восприятия составляет условно-рефлекторная деятельность мозга и работа органов чувств, что и обеспечивает целостное познание предметов и явлений действительности. Последнее отличает восприятие от ощущений, отражающих лишь отдельные качества и свойства предметов. Восприятие характеризуется значительной индивидуальностью, обусловленной физиологическими и психическими особенностями развития детей и подростков, представляет собой активный процесс и всегда отражает отношение человека к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства.
31. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – присущая только человеку система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Вторая сигнальная система сформировалась в процессе общения людей, объединенных совместной трудовой деятельностью, как средство передачи своих знаний другим членам общества. На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание, способность представить мир не таким, каков он есть, но таким, каков он должен быть, то есть способность активного преобразования этого мира в соответствии с потребностями общественного развития.
32. ВТОРИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ – различия в размерах и пропорциях тела, волосяном покрове, отложении жира, тембре голоса, а также молочные железы у женщин, выступающий хрящ на гортани ("адамово яблоко") у мужчин.
33. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД) – нейрофизиологические механизмы отражающих внешний мир психических функций (то есть процессов опознания сигналов их фиксации в памяти), равно как механизмы внешне реализуемого поведения. Согласно И.П Павлову, понятие "высшая нервная деятельность" призвано заменить прежний терши "психическая деятельность" человека и животных. В основе высшей нервной деятельности лежит взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых в процессе онтогенеза условных рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система в виде слов, математических символов, образов художественных произведений, составляющих содержание специально человеческого сознания. В современном ее понимании высшая нервная деятельность представляет как диалектическое единство активности и реактивности.
34. ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ – соответствие функциональных возможностей организма детей и подростков требованиям окружавшей среды.
35. ГЕМОГЛОБИН – красный дыхательный пигмент крови человека. Состоит из белка (глобина) и железопорфириногема. Переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к дыхательным органам.
36. ГЕМОФИЛИЯ – наследственное заболевание, обусловленное недостаточностью системы свертывания крови и проявляющееся кровоточивостью. Болеют главным образом мужчины, женщины – лишь носители мутантного гена и передают гемофилию сыновьям.
37. ГЕН – наследственный фактор, функционально неделимая единица генетического материала, участок молекулы ДНК.
38. ГЕНОТИП – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов.
39. ГЕТЕРОЗИГОТА – организм (клетка), у которого гомологичные хромосомы несут различные аллели того или иного гена (например, Аа, ААвв).
40. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ – неравномерность и неоднородность роста и развития органов и физиологических систем детского организма.
41. ГИБРИД – организм, полученный в результате скрещивания генетически различающихся родительских форм (видов, пород, линий).
42. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил. Различают дошкольную и школьную гигиену.
43. ГИПОФИЗ – железа внутренней секреции. Весит 0,5 – 0,6 г, расположена у основания головного мозга. Оказывает преимущественное влияние на рост, обменные процессы, функции, связанные с размножением.
44. ГОМОЗИГОТА (от гомо... и зигота) – диплоидная или полиплоидная клетка (особь), гомологичные хромосомы которой несут идентичные аллели того или иного гена (например, АА, аа).
45. ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ – лекарственные средства, содержащие гормоны или их синтетические аналоги. Применяются для гормонотерапии (например, введение инсулина при сахарном диабете).
46. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среда организма (кровь, лимфуаневую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании.
47. ДИАГНОСТИКА –учение о методах и принципах распознавания болезней постановки диагноза; процесс постановки диагноза.
48. ДЫХАНИЕ – одна из основных жизненных функций, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм О2, использование его в окислительно-восстановительных процессах, а также удаление из организма СО2 и некоторых других соединений, являющихся конечными продуктами обмена веществ. Морфологическое строение и функциональные свойства органов дыхания имеют возрастные, половые и индивидуальные особенности.
49. ЖЕЛЕЗЫ– органы, вырабатывающие и выделяющие специфические вещества, участвующие в физиологических отправлениях организма. Экзокринные железы (внешней секреции) – потовые, слюнные, молочные. Эндокринные железы (внутренней секреции) не имеют выводных протоков, и вырабатываемые ими продукты, гордоны, выделяются в кровь и лимфу.
50. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР – совокупность светочувствительных органов и отделов мозга, обеспечивающих восприятие и анализ зрительных раздражений и формирование зрительного ощущения и образа.
51. ИЗМЕНЧИВОСТЬ – свойство живых организмов существовать в различных формах. В основе изменчивости лежит способность генов к мутациям или новым комбинациям, происходящим в процессе образования мужских и женских половых клеток и в их последующем оплодотворении (наследственная изменчивость) Многие качества ребенка, обеспечивающие ему успешность в обучении, зависят как от наследственности, так и от воспитания (например, память, типологические свойства нервной системы).
52. ИММУНИТЕТ – невосприимчивость, сопротивляемостъ, способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность (например, невосприимчивость к инфекционным заболеваниям).
53. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – личность, существо как обладатель свойств, присущих только ему.
54. ИНДУКЦИЯ – в физиологии термин, используемый для обозначения возбуждающих и тормозящих взаимовлияний нервных центров. Явление индукции характерно для всех отделов нервной системы.
55. ИНСТИНКТ – совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения (врожденных) организма, возникавших в ответ на внешние или внутренние раздражения, сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный). Инстинкт человека контролируется его сознанием.
56. ИНТЕЛЛЕКТ – способность мышления, рационального познания.
57. КЛЕТКА – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Содержимое клетки – цитоплазма. В каждой клетке имеется генетический аппарат, который в клетке эукариот заключен в ядре, отделенном мембранами от цитоплазмы.
58. ЛАБИЛЬНОСТЬ –функциональная подвижность, скорость протекания (предельный ритм) возбуждения в нервной и мышечной тканях.
59. ЛИЧНОСТЬ – одна из основных психологических категорий. Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.
60. ЛОРДОЗ – врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью кпереди, часто в сочетании с другими искривлениями.
61. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – способы передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений и навыков, развитие познавательных сил учащихся, формирование их мировоззрения и подготовка подраставшего поколения к жизни.
62. МУТАЦИИ – внезапные естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
63. МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Процессы отвлечения и обобщения осуществляются мышлением. Они дают возможность открывать законы и использовать их на практике. От элементарного анализа, доступного на уровне восприятий и ощущений, мышление отличается более серьезным и глубоким обобщением, умением сравнивать и сопоставлять явления, исследовать их причинно-следственные связи и приходить к логическим выводам.
64. НАСЛЕДОВАНИЕ – передача генетической информации от одного поколения организмов другому.
65. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. В основе наследственности лежит передача наследственной информации с помощью ДНК.
66. НЕВРОЗЫ – функциональные расстройства высшей нервной деятельности. Неврозы связаны с психическими потрясениями и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями. Психические заболевания (неврастения, истерия).
67. НЕЙРОН – нервная клетка, нейроцит, основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениям возбудимости. Способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервным окончаниям, контактирующим с другими нейронами или эффекторными органами (мышцы, железы). Образуется в эмбриогенезе из нейробласта на стадии нервной трубки. Главная структурная особенность нейрона – наличие отростков (дендритов и аксона), которые отходят от тела клетки.
68. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружавшей среды.
69. НОВОРОЖДЕННЫЙ – ребенок с момента рождения, первого вдоха и перерезки пуповины до четырехнедельного возраста. Главная особенность периода новорожденности – переход от внутриутробного к внеутробным условиям существования. У новорожденных начинает функционировать дыхательная система, изменяется кровообращение, коренным образом меняется питание ребенка, включаются механизмы терморегуляции.
70. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ ДНК, РНК, фосфорсодержащие биополимеры – имеющие универсальное распространение в живой природе, ДНК – дезоксирибонуклеиновая и РНК – рибонуклеиновые кислоты. Молекулы ДНК, как правило, состоят из 2 цепочек. РНК в основном одноцепочные. Различия в структуре мономерных звеньев определяют различия в химических свойствах и макромолекулярной структуре обоих типов полимеров.
71. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ – метаболизм, совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, жизнедеятельность, воспроизведение, постоянный контакт и обмен с окружающей средой.
72. ОБУЧЕНИЕ – педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством специально подготовленного лица (учитель, воспитатель, инструктор) овладевают знаниями, умениями и навыками. В процессе обучения развиваются познавательные силы учащихся, формируются взгляда и убеждения, черты характера личности. Процесс обучения является двусторонним, он охватывает деятельность учителя - преподавание, и деятельность учащихся - учение.
73. ОНТОГЕНЕЗ – онтогения, индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований от зарождения до конца жизни.
74. ОСАНКА у детей и подростков – привычное положение тела ребенка при ходьбе, стоянии, сидении, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребенка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперед, а живот несколько подтянут.
75. ОЩУЩЕНИЕ – отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы (органы чувств). Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах, обеспечивают соответственно ощущение голода, жажды, сытости, ощущения, связанные с движением и положением тела в пространстве. Всестороннее развитие ощущений у детей и подростков – важная задача педагога.
76. ПАМЯТЬ – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что было в прошлом опыте. В основе памяти лежит образование временных связей в коре головного мозга. На клеточном уровне память, очевидно, связана с деятельностью нейронных цепей, с изменением клеточных процессов в нервных клетках и с фиксацией полученной информации в молекулах ДНК (нейронная и биохимическая теории памяти). Поражение передних полюсов обеих височных долей приводит к необратимым расстройствам памяти.
77. ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть вегетативной нервной системы, которая состоит из двух отделов: краниального и сокрального. В краниальном отделе преганглионарные волокна покидают средний мозг в составе нескольких черепно-мозговых нервов, а в сокральном выходят из спинного мозга в составе его вентральных корешков. Ко многим органам парасимпатические волокна подходят в составе блуждающих нервов, которые иннервируют бронхи, сердце, пищевод, желудок, печень, функцией парасимпатической нервной системы является также поддержание постоянства внутренней среды организма на протяжении длительного времени.
78. ПАТОЛОГИЯ – область теоретической и клинической медицины, изучающая патологические процессы и отдельные заболевания.
79. ПЕДАГОГИКА – наука о воспитании человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
80. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания, образования и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
81. ПЕДИАТРИЯ – области медицины, изучающая анатомо-физиологические основы детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывающая метода их распознавания, лечения и профилактики.
82. ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система отражения действительности в форме ощущений и восприятий, общая для животных и человека, составляет основу высшей нервной деятельности и сводится к совокупности многообразных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Первая сигнальная система человека характеризуется; большей, чем у животных, скоростью иррадиации и концентрации нервного процесса, его подвижностью, обеспечивающей быстроту переключения, образованием условных рефлексов высших порядков. Животные лучше различают отдельные раздражители, а человек – всевозможные комбинации их.
83. ПЕРВИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ – совокупность особенностей, определяющих основные различия между мужчиной и женщиной. У человека дифференцировка половых органов на мужские и женские завершается к 8 неделе развития плода.
84. ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть нервной системы, представленная нервами, соединяющими ЦНС с сенсорными органами, рецепторами и эффекторами (мышцами, железами).
85. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ – патологический процесс, характеризующийся расстройствами деятельности нервной и других физиологических систем организма. Переутомление детей и подростков в процессе обучения приводит к задержке их физического и психического развития, неврозам и другим нарушениям психической деятельности.
86. ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА – соотношение размеров отдельных частей тела. Дети отличаются от взрослых относительно более короткими ногами, более длинным туловищем, более крупной головой.
87. ПСИХИАТРИЯ – медицинская наука, изучающая психические болезни человека.
88. ПУЛЬС – периодическое толчкообразное расшрение стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца. Частота пульса зависит от пола, возраста, массы тела, эмоционального состояния, физической нагрузки температуры тела и окружающей среда. Пульс взрослого человека в покое 60 – 80 ударов в I минуту.
89. РАЗВИТИЕ – качественные изменения, морфологическая дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование.
90. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА – поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно простые количественные изменения ведут к коренным качественным. Изменение положения тела из горизонтального в вертикальное с началом ходьбы, первые слова и дальнейшее быстрое развитие речи, превращение ребенка в подростка в период полового созревания.
91. РАЗДРАЖИМОСТЬ – способность живых клеток, тканей ил целого организма реагировать на внешние и внутренние воздействия - раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимс