Тема 2. Физиолого-гигиенические основы питания
учащихся и студентов
Питание – это основной фактор, определяющий жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток, различных органов и тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию детей. Рациональное питание повышает устойчивость организма к различным факторам окружающей среды.
Рациональной питание – это потребление продуктов питания в таком количестве и составе, которое у взрослого человека полностью возмещает все затраты организма, а у детей, кроме того, обеспечивает нормальный рост и развитие. Рациональное питание – это прежде всего сбалансированное питание: питание должно быть сбалансировано по количеству, качеству и адаптировано к каждому человеку.
Сбалансированное соответственно возрасту ребенка питание должно полностью обеспечивать потребность организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказывается на физическом и нервно-психическом развитии детей.
Жизнедеятельность организма ребенка связана с непрерывными затратами энергии и веществ, входящих в состав тканей тела. В организме происходит распад этих веществ – диссимиляция (катаболизм) и одновременно синтез их – ассимиляция (анаболизм).
Процессы ассимиляции в детском организме преобладают над процессами диссимиляции. У детей величина основного обмена в 1,5 – 2 раза выше, чем у взрослого. Кроме того, у ребенка своеобразные соотношения между поверхностью тела и массой, в силу чего на единицу поверхности тела приходится большая потеря тепла, чем у взрослого. Значительный расход энергии обусловливается также большой подвижностью детей.
При организации питания учитываются не только интенсивные процессы роста и обмена веществ, но и большие умственные нагрузки, связанные с овладением основами науки и увеличения потока информации, а также нагрузки, обусловленные общественнополезным трудом и занятиями физкультурой, спортом. Огромное значение имеет соответствие питания (по количеству и качеству) и энергетическим потребностям, так как растущий организм чувствителен не только к дефициту, но и к избытку пищевых веществ.
Учителя, медицинские работники школы и родители должны понимать важность питания для детского организма и уделять ему необходимое внимание.
Ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые пищевые ингредиенты: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду.
Белки – основной пластический строительный материал организма – это мышцы, кровь, ферменты, гормоны. На энергетические нужды белки расходуются организмом в небольшом количестве.
Недостаточное содержание белка в рационе питания вызывает ослабление в начале тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга с нарушением их уравновешенности. Белки стимулируют нейродинамические процессы в коре, усиливают, возбуждение центральной нервной системы, улучшают способность мозга к тонкой дифференциации. В связи с этим продукты с высоким содержанием белков (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) обязательны в меню и второго завтраков школьника, они обеспечивают им хорошую умственную работоспособность.
Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами, поэтому к мясным и рыбным блюдам целесообразно делать овощной гарнир. Наиболее благоприятные условия белкового питания детей соблюдаются в том числе, если они получают в количестве соответствующем потребностям их организма (таблица № 13).
Жиры входят в состав клеток организма, регулируют процессы роста и развития, принимают участие в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние иммунитета, играют роль запасного питательного и защитного материала. За счет жиров должно обеспечиваться 30 % общей калорийности рациона детей. Жиры классифицируются по двум признакам: по происхождению и по агрегатному состоянию.
Белки по происхождению бывают:
1) Животного происхождения (сало свиное, сливочное масло, бараний жир и др.).
2) Растительного происхождения (подсолнечное масло, конопляное масло, оливковое масло).
Жиры по агрегатному состоянию делятся на:
1) жидкие (рыбий жир, подсолнечное масло и др.);
2) твердые (сливочное масло, кокосовое масло и др.).
Углеводы выполняют две основные функции. Во-первых, они являются пластическим материалом для организма, клетки которого постоянно обновляются, во-вторых, – дают энергию.
Во время напряженной умственной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза.
Качественный состав углеводов имеет большое значение. Лучше, если 2/3 углеводов будет представлено в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб) и 1/3 – в виде сахара, как в чистом виде, так и содержащегося в сладких блюдах, напитках, фруктах и ягодах. Однако чрезмерное потребление углеводов без соответствующих энергетических затрат чревато появлением лишнего веса. В особенности это относится к рафинированным углеводам. К источникам высокорафинированных углеводов относится сахар, все виды кондитерских изделий, изделия из высших сортов муки.
Суточная потребность организма детей и подростков в углеводах составляет 212 – 400 г.
Для детей, склонных к полноте, целесообразнее употреблять те продукты, которые содержат фруктозу (мед, красную и черную смородину, яблоки, вишня, груши, малину, крыжовник, хурму), потому что из всех сахаров фруктоза в наименьшей степени используется организмом для жирообразования.
Витамины. У детей потребность во всех витаминах повышена. Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияния на процессы роста. К ним относятся, главным образом, витамины А и Д.
Витамин А влияет на интенсивность роста скелета и на функцию эндокринных желез, особенно гипофиза, состояние и функции которого обеспечивают нормализацию процессов роста.
Витамином, стимулирующим рост, является витамин Д. Регулируя фосфатно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию скелета.
Рис. 20. Строение пищеварительного канала:
1– глотка; 2 – пищевод; 3 – вход в желудок; 4 – место перехода желудка 12-перстную кишку; 5 – 12-перстная кишка;6 – место перехода 12-перстной кишки в тонкую кишку; 7 – тонкая кишка;8 –подвздошная кишка; 9-слепая кишка ;10 – червеобразный отросток; 11 – восходящая ободочная кишка; 12 – место перехода восходящая ободочная кишка в поперечно-ободочную кишку (большая часть поперечно ободочной кишки удалена); 13 – нисходящая кишка; 14 – сигмовидная кишка
Раздел VII. Нервная система