Работа № 11. Гигиеническая оценка режима дня учащихся

Оборудование: раздаточный материал (варианты режима дня учащихся 5 – 11 классов).

Цель:

1) изучить основные принципы организации режима дня учащихся.

2) Составить гигиенически правильный режим для учащихся разных возрастных групп.

Таблица 8

Режим дня учащихся … класса (примерный)

Вид деятельности Время деятельности Примечание
Подъем Зарядка Завтрак Дорога в школу Занятия в школе Дорога из школы Обед Прогулка Приготовление уроков Помощь по дому Занятия на на факультативе Кружок спортивный (секция) Кружок предметный Кружок художественный Свободное время Общественополезный труд Ужин Приготовление ко сну Сон    
Всего 24 ч. = 1440 мин.  

Ход работы

1. Проанализировать предложенный вариант режима дня учащихся с учетом гигиенических требований (используя приложение 8 – 10).

2. Составить рациональный распорядок дня для этого возраста, заполнив таблицу 8.

3. Выводы (анализ предложенного варианта режима дня с рекомендациями).

Тема 2. Гигиенические требования к расписанию уроков

Основной деятельностью в течение длительного периода, включающего ответственные этапы роста и развития, для всех детей и подростков являются учебные занятия. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса должны учитывать прежде всего уровень морфофункциональной зрелости организма, функциональные особенности высшей нервной деятельности для каждого возраста возрастах.

Учебные занятия складываются из уроков, проводимых в школе, и приготовления домашних заданий. Задачей гигиены учебной деятельности является нормирование учебной нагрузки.

1. Правильная организация урока.

2. Регламентация продолжительности уроков и перемен.

3. Продолжительность времени проведения каникул.

4. Нормирование общего числа ежедневных и еженедельных уроков.

5. Рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели.

Правильное расписание уроков достигается различными путями, прежде всего, правильным чередованием предметов: трудные уроки следует сменять легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, с учетом физических действий (физкультура, рисование, домоводство, занятия в мастерских).

Расписание составляется на основе учета данных о колебании работоспособности и утомляемости школьников на протяжении дня и недели. Оба эти процесса представляют собой нормальное физиологическое состояние, они протекают одновременно и взаимообусловлены.

Работоспособность учащихся постепенно увеличивается от 1-го ко 2 – 3-му уроку. С 3-го урока у младших школьников и с 4-го у старших начинается снижение работоспособности.

Уровень работоспособности неодинаков и на протяжении недели. Он постепенно снижается к концу недели. Наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник и в среду, наиболее низкая – в субботу и понедельник. Последнее можно объяснить ломкой учебного стереотипа после 5 воскресенья. Правильно составленное расписание способствует поддержанию физиологической кривой работоспособности на более высоком уровне на протяжении всего учебного дня и недели.

Расписание составляется из уроков, одинаковых по длительности, но различных по содержанию и трудности (таблица 9).

Таблица 9

Распределение предметов по трудности

Трудные Средней трудности Легкие
Математика Физика Химия Литература Русский язык Иностранный язык История География Биология Черчение Труд Физкультура Рисование Пение  

При составлении расписания учитывается возраст детей и имеющийся у них опыт обучения. Очень важно перемежать уроки, требующие длительного участия одних анализаторов, с уроками, связанными с работой других анализаторов. Так, можно рекомендовать чередование теоретических занятий с уроками труда. Трудные уроки, требующие большого умственного напряжения, надо проводить в первой половине учебного дня, а легкие – во второй. Нецелесообразно устраивать сдвоенные уроки. Число их должно быть минимально. При необходимости организации сдвоенных уроков они должны включаться в сетку расписания в первую половину дня. Наиболее трудные и новые для большинства учащихся уроки должны быть поставлены в расписании в первые 3 дня недели.

Критерием соблюдения гигиенических требований во время урока является медленное развитие утомления, которое определяется изменением умственной работоспособности. Чем быстрее развивается утомление, тем сильнее снижается умственная работоспособность.

Выполнение контрольных работ на последних уроках приводить к значительному снижению их качества (большое количество описок, пропусков букв, недописанные слова, ошибки в вычислениях), ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеяно. Начиная с 5 класса, проводятся факультативные занятия. Эти занятия рекомендуются проводить в дни, когда учебная нагрузка относительно небольшая, и не сразу после уроков, а после перерыва, в течение которого школьники обедают и отдыхают.

Наши рекомендации