Работа № 9. Гигиеническая оценка микроклимата
Классных помещений
Оборудование: гигрометр, дистиллированная вода, сантиметровая лента, термометр.
Цель: освоить методику оценки микроклимата школьных помещений.
Одним из важнейших средовых факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей, является воздушно - тепловой режим помещений.
В закрытых помещениях детских и подростковых учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха, изменяется химический состав воздуха вследствие выделения продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделениями химических веществ из отделочных материалов. В процессе учебно-производственной деятельности меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).
Изменение физических, химических и биологических качеств воздушной среды оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: появляется головная боль, вялость. Химическая загрязненность воздуха может вызывать токсическое действие, аллергию и повышение заболеваемости.
Обычно температуру воздуха в школьных помещениях определяют спиртовым термометром на уровне роста в трех точках: у наружной стены, в центре помещения и у внутренней стены. Для получения средней температуры воздуха в помещении сумму показания термометра делят на количество измерений. Нормы температуры указаны в приложении 4.
В соответствии с расчетными данными детям школьного возраста требуется от 6,67 до 20 куб. м воздуха в час. Эта потребность в воздухе осуществляется с помощью аэрации – сочетанием центральной вытяжной вентиляции и притоком атмосферного воздуха. В процессе обновления воздуха большую роль играет площадь открывающихся частей окон (фрамуги, форточки), которая в каждом из учебных помещений должна быть не менее 1/50 части пола. Такое отношение площади всех фрамуг (форточек) помещения к площади пола называется коэффициентом аэрации.
Учебные помещения необходимо тщательно проветривать (учебные комнаты – во время перемен, рекреации – во время уроков). По окончании занятий и перед их началом, а также в перерыве между первой и второй сменами проводится сквозное проветривание помещений. Температура воздуха в классах, библиотеке, актовом зале должна быть 17 – 20 С0, а в спортивном зале и мастерских – 16 – 18 С0.
Для определения температуры воздуха обычно применяют ртутные и спиртовые термометры со шкалой Цельсия в пределах до + 50 С0. при отсчете показаний термометра глаз наблюдателя должен находиться на уровне линий отсчета. При работе с ртутным термометром отсчет следует производить по касательной к выпуклой части мениска, при работе со спиртовыми термометрами – по касательной к нижней, вогнутой части мениска, Отсчет показаний термометра производят быстро. Начинают с десятых долей градуса и затем отсчитывают целые градусы, т.к. за время наблюдения тепло, выделяемое человеком, может изменить показания прибора прежде всего в пределах долей градуса. Во время измерения термометр подвешивают на шнурке к штативу.
При определении температуры воздуха в пяти пунктах, измерения проводят в точках, отстоящих на 50 см от стен на уровне:
1) 0,25 м от пола, 2) 2 м от пола, 3) 0,25 м от потолка.
Для получения средней температуры воздуха в помещении сумму показаний термометра делят на количество измерений.
Точки, в которых производят измерения при определении температуры в одном пункте помещения, должны отстоять на расстоянии не менее 1,5 – 2 м от нагревательных приборов и наружных стен. Результат занести в табл. 7.
Относительную влажность воздуха определяют с помощью гигрометра психометрического типа ВИТ. Гигрометр представляет собой прибор, собранный на основании из пенопласта. К основанию прибора крепятся два термометра со шкалой, психрометрическая таблица, стеклянный питатель, заполненный дистиллированной водой. Метод измерения относительной влажности гигрометром типа ВИТ основан на зависимости между влажностью воздуха и психометрической разностью – разностью показаний сухого и увлажненного термометров, находящихся в термодинамическом равновесии с окружающей средой.
Чем ниже влажность воздуха в точке, где производят определение, тем быстрее будет испаряться вода и тем больше количество тепла будет расходоваться на ее испарение.
Таким образом, разность показаний сухого и смоченного термометров будет обратно пропорциональна влажности воздуха (в воздухе, насыщенном парами воды, испарение воды происходить не будет и показания сухого и смоченного термометров будут одинаковыми. При определении влажности воздуха гигрометр устанавливают на расстоянии 1,5 м от земли, пола, ограждая его от источников энергии и случайных движений воздуха.
Ход работы
1. Определение температуры воздуха:
а) с помощью спиртового термометра определить температуру воздуха в трех точках:
– у наружной стены (tнС),
– в центре помещения (tц С),
– у внутренней стены (tвС);
б) рассчитать среднюю температуру воздуха в помещении по формуле:
tср = (t н +tц + tв) : 3(11);
в) результат занести в таблицу № 7.
2. Определение относительной влажности воздуха интерполированием.
а) налить в резервуар увлажненного термометра гигрометра дистиллированную воду.
б) через 15 – 20 минут определить температуру по сухому и влажному термометрам, а также разность между их значениями.
в) определить относительную влажность по таблице на панели прибора.
Примечание: при расчетах следует учесть, что при увеличении температуры сухого термометра на 1º С относительная влажность увеличивается на 2 %.
г) результат занести в таблицу №7.
4. Определение коэффициента аэрации.
а) определить площадь пола;
б) определить открывающуюся площадь фрамуг;
г) рассчитать коэффициент аэрации (Ка) по формуле:
Ка = Sор/Sп, где (12)
Ка – коэффициент аэрации,
Sор – открывающаяся площадь фрамуг в кв. м,
Sп - площадь пола в кв. м;
Таблица 7