Работа № 2. Оценка антропометрических показателей
Цель: оценить значения антропометрических показателей методом расчета индексов.
Оценка значений антропометрических показателей может быть осуществлена методом расчета индексов развития.
Существует ряд формул расчета индексов, которые показывают степень отклонения от нормы. Например, в соотношении массы и роста – индекс Кетле; массы, роста и окружности грудной клетки – индекс Эрисмана.
Индекс Кетле: Ик = M / H, где (1)
Ик – индекс Кетле,
M – масса тела в граммах,
H – рост “стоя” в см.
В норме индекс Кетле для женщин равен 345 – 410 г/см, а для мужчин – 320 – 350 г/см.
Индекс Эрисмана:Иэ = О - H / 2, где (2)
Иэ – индекс Эрисмана,
H – рост “стоя” в см,
О – окружность грудной клетки в см
В норме у мужчин он колеблется от +3 до +6, а у женщин – от +1,5 до +2.
Иж = ЖЁЛ / M, где (3)
Иж – жизненный индекс,
ЖЁЛ – жизненная ёмкость легких в мл,
M – масса тела в кг.
Нормальные величины: Иж для женщин 50 – 60 мл/кг; у мужчин – 60 – 70 мл/кг.
Оценить полученный результат кистевой динамометрии с помощью формулы расчета динамометрического индекса:
Ид = Fk / M ,где (4)
Ид – динамометрический индекс;
Fk – сила кисти в кг,
M – масса тела в кг.
Нормальные величины: Ид для мужчин – 0,7 – 0,8; а у женщин – 0,5 – 0,6.
Ход работы
1. Вычислить значения индексов, используя формулы 1 – 4.
2. Выводы (сравнить полученные значения с нормативными).
Работа № 3. Построение профиля физического развития
Цель: научиться строить профиль физического развития и на его основе определять уровень и гармоничность физического развития.
Оценку индивидуальных значений антропометрических показателей можно осуществить методом построения профиля физического развития.
Для этого каждый показатель (рост, масса, окружность грудной клетки) данного ребенка сравниваются со средним показателем стандарта (приложение 1, 2).
Полученную положительную или отрицательную разницу делят на величину соответствующего среднего квадратичного отклонения. Полученная при делении величина показывает насколько сигм в ту или сторону отклоняются показатели физического развития исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных детям данного возраста и пола (табл. 3).
Таблица 3
Оценка показателей физического развития детей по величине сигмального отклонения
Сигмальное отклонение от М | Более -3 | От –2 до -3 | От –1 до -2 | От +1 до -1 | От +1 до +2 | От +2 до +3 | Более +3 |
Оценка показателей | Очень низкий уровень | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий |
Если все три признака физического развития отклоняются от другого не более чем на 1σ, то следует считать физическое развитие гармоничным. При отличие одного из признаков от другого более, чем на 1σ физическое развитие считается дисгармоничным, а если на две σ, то резко дисгармоничным.
Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Расчет индивидуальных отклонений
Показа тель | Значение исследуемого (х) | Средне возрастные значения (м) | Средне квадратичное отклонение (σ) | Индивидуаль ные отклоне- ния в ед. изм. (х-м) | Индиви- дуальное отклонение в сигмах |
Рост | |||||
Масса | |||||
ОГК |
Ход работы
1. Подготовить сетку для построения профиля физического развития, где число горизонтальных линий соответствует числу оцениваемых признаков (рост, масса, окружность грудной клетки). Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. На равных расстояниях от средней линии влево откладываются отрицательные значения сигм, вправо – положительные. По этим границам проводятся вертикальные линии (рис. 8).
-3 σ -2 σ -1 σ 0 +1 σ +2 σ +3σ
Рост | ||||||
Масса | ||||||
ОГК |
Рис. 8. Сетка для построения профиля физического развития.
Примечание: в графы 3 и 4 таблицы 4 вносят значения из приложения 1, 2 в соответствии с возрастом и полом.
2. Отложить на верхней горизонтальной линии сетки значения из графы 6 для массы тела и на нижней – значения из графы 6 для ОГК.
3. Последовательно соединить эти точки. Профиль физического развития построен.
4. Вывод (определить по профилю физического развития и гармоничность физического развития)
Пример. Дать оценку физического развития мальчика 10 лет, который имеет рост 137 см, массу 32 кг, окружность грудной клетки 66,5 см .
1. Заполнить таблицу 4 в соответствии с данными примера, приложение 1.
Показатель | Значение исследу- емого (х) | Средне- возрастные значения (м) | Средне- квадратичное отклонение (σ) | Индиви- дуальные отклонения в ед. изм. (х-м) | Индиви- дуальное отклонение в сигмах |
Рост | 136,2 | 5,3 | 0,8 | 0,1 | |
Масса | 30,5 | 5,1 | 1,5 | 0,3 | |
ОГК | 66,5 | 55,8 | 3,6 | 0,7 | 0,2 |
2. Подготовить сетку для построения профиля физического развития и значения из графы 6 таблицы 4, отложить на соответствующих горизонтальных линиях.
-3 σ -2 σ -1 σ 0 +1 σ +2 σ +3 σ
Рост | ||||||
Масса | ||||||
ОГК |
Вывод: уровень физического развития мальчика оценивается как средний, так как точки, обозначающие сигмальные отклонения показателей, находятся в пределах от -1 σ до +1 σ. Развитие гармонично, так как точки сравниваемых показателей удалены друг от друга в пределах 1 σ.
Работа № 4. Оценка физического развития учащихся по предлагаемым вариантам заданий
Цель: закрепить умения оценивать физическое развитие учащихся методом построения профиля физического развития.
Ход работы
На основании полученного варианта (таблицы № 5) возраста школьника и значений его соматометрических показателей (рост, масса, окружность грудной клетки) оценить физическое развитие методом построения профиля физического развития.
Таблица 5
Варианты заданий
Номер варианта | Возраст (лет) | Рост (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) |
33,5 | ||||
116,5 | 20,6 | |||
25,8 | ||||
41,4 | ||||
45,7 | ||||
58,5 | ||||
170,2 | 60,2 |
Контрольные вопросы
1. Дать определение понятия «физическое развитие».
2. Что такое антропометрия и какими показателями она характеризуется?
3. Правила измерения роста «стоя» и роста «сидя».
4. Правильное измерение массы тела.
5. В какое время суток и почему лучше всего определять массу тела и рост?
6. Какие правила необходимо знать при определении окружности грудной клетки (ОКГ) у мужчин, женщин, детей?
7. Что такое экскурсия грудной клетки и как ее определить?
8. Приборы и способы определения жизненной емкости легких.
9. Как правильно измерить силу мышц - сгибателей пальцев руки?
10. Приборы определяющие силу мышц.
11. Виды осанок.
12. Отличие лордической осанки от нормальной.
13. Отличия кифотической осанки от сутуловатой.
14. Охарактеризовать выпрямленную осанку и сколиоз.
15. Назвать методы, с помощью которых можно оценить физическое развитие.
16. Методика построения профиля физического развития.
17. Методика оценки гармоничности физического развития.
18. Уровни физического развития.
Приложение 1