Практическое значение теории привязанностей
На практике теория привязанностей предполагает оценку:
■ текущих взаимоотношений, их содержания и качества, функции и структуры;
■ истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов привязанности;
■ контекста — стрессовых ситуаций в данный период.
При оценке содержания и качества анализируются эмоциональный фон взаимоотношений, наличие эмоциональной связи между людьми, а также стиль отношений, т.е. свойственный им способ межличностного взаимодействия. Например, мать-одиночка развивала тесные взаимоотношения со своей единственной дочерью и контролировала ее поведение, пытаясь объяснить рационально, почему дочь должна вести себя соответствующим образом. В детстве такие отношения часто приводят к затяжному конфликту или заводят в тупик, но зато, став взрослой, дочь без труда будет обращаться за поддержкой и помощью к другим и развивать эффективные взаимоотношения. В другой семье при схожих обстоятельствах мать отсутствовала значительную часть времени. Обязанностью дочери было вести себя хорошо и не подводить ее. Здесь также использовались рациональные средства, но они подменили теплые отношения и постоянное общение. Во взрослой жизни дочь, скорее всего, будет избегать близких отношений и уходить от контактов со своей матерью.
Действия социальных работников должны быть направлены на обеспечение понимания, поддержки и психотерапии. Необходимо чутко реагировать на ситуацию клиентов, стремиться к их пониманию. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиента. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной защитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний и чувств клиента. Большое значение имеет словесное признание заслуг клиента: «Вы стараетесь сделать все возможное, чтобы быть хорошей матерью», «Вы кормите всю семью благодаря своей работе», а также информация о службах помощи и неформальных объединениях. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работни-ом и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы.
Согласно Боулби, существуют пять терапевтических задач:
обеспечение защищенности при обсуждении негативных событий;
■ помощь клиентам в анализе событий;
■ признание того влияния, которое оказывают привязанности раннего детства на отношения настоящего момента (использование традиционного психодинамического представления о переносе);
■ помощь клиентам в осознании связи между прошлым опытом привязанности и проблемами настоящего;
■ содействие клиентам в реконструировании мышления и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.
Работы Хуве (Хуве, 1995; Хуве и др., 1999) являются основополагающими при построении практики социальной работы этого направления. Однако существуют и другие модификации. Например, Хирд и Лейк (1997) рассматривают теорию привязанностей как вспомогательный подход при поддержке человека, как правило, неспособного себя обслуживать. В частности они подчеркивают необходимость личностного развития, а также развития у взрослых клиентов привязанностей и дружеских отношений.
В обзоре Хуве показаны взаимосвязи между теорией привязанностей (в приложении к социальной работе) и психодинамической теорией. Акцент на эмоциях, восприятие раннего детского развития как основы для взаимоотношений в дальнейшей жизни, а также особенности практической работы, связанные с осознанием эмоций и инсайтом, являются типичными для психодинамических теорий. Основанная на данных исследований детского развития теория привязанностей может применяться в работе с детьми. Ее использование в работе со взрослыми еще только рассматривается. Кроме того, методы социальной работы в рамках этой теории слабо разработаны, несмотря на то что существует мощный фундамент для работы с проблемами детского возраста. Некоторые представления заимствованы из когнитивной теории и теории научения. Особенно это касается обучающей роли терапии. В этом смысле методы когнитивно-поведенческой терапии могут пересекаться с практическим подходом теории привязанностей.
Гольдштейн: психология личности
В концепции Гольдштейна, посвященной использованию психологии личности в социальной работе, анализируются 12 функций «Я» (Эго) (см. табл. 4.2). Приводя примеры каждой функции, я попытался выделить как сложные психологические элементы «Я», так и более простые реакции. В данной классификации особое внимание также уделяется роли «Я» в передаче энергии и мотивации, а также обеспечении контроля, регуляции и рационализации процессов. Считается, что люди, обладающие сильным «Я», могут строить последовательные, рациональные отношения с другими людьми. В этом случае говорят, что они имеют навыки сознательного регулирования. Возможность исследовать, понимать и изменять окружающую среду приносит людям радость, поэтому приобретение навыков сознательного контроля является сильным мотивирующим фактором. Людям свойственно стремление к эффективным социальным взаимодействиям. Развитие социальных навыков зависит от соци-
Таблица 4.2. Функции «Я» (Эго)(по Гольдштейну, 1995)
функция Эго | Объяснение | Пример |
Проверка реальности | Эго позволяет людям определять границы между реальностью и желаниями/фантазиями | Супруга подозревает мужа в измене, так как он не проявляет любви; анализ ситуации помогает жене понять, что мужу всегда было свойственно недостаточное проявление чувств и его поведение не изменилось— вне дома он проводит столько же времени, сколько и раньше |
Суждение | Эго позволяет людям формировать мнения о соответствующих реакциях на события согласно социальным и культурным ожиданиям | Ревнивая супруга хочет устроить скандал своему мужу на пороге дома, но, боясь, что ее услышат соседи, сдерживается и откладывает выяснение отношений. Если бы механизм вынесения адекватных суждений не был задействован, скандал принял бы публичный характер |
Чувство реальности | Эго позволяет людям понять реальность мира и свое место в этом мире | После неудачной забастовки, целью которой было повышение заработной платы, работник чувствует отчуждение по отношению к своей трудовой деятельности, несмотря на то что работа ему по-прежнему интересна |
Регулирование и контроль | Эго регулирует и контролирует влечения, эмоции и импульсы | У людей в рабочей обстановке могут возникать злость, недовольство, сексуальное влечение, но они не показывают свои чувства во избежание проблем во взаимоотношениях |
Объектные отношения | Эго регулирует межличностные отношения с помощью их объективизации | Один коллега считает другого ненадежным. «Объект» (интернализованный образ коллеги) заставляет его каждый раз проверять договоренности, хотя очевидно, что партнер нацелен на решение вопроса. Адекватный сознательный контроль означает, что меры предосторожности необходимы только в случае действительного нарушения договоренностей |
Процессы мышления | Эго помогает людям осуществлять переход от первичного к вторичному процессу мышления | При первичном процессе мышления нереалистичные желания и импульсы выражаются непосредственно, приводя к нереалистичным амбициям. Вторичный процесс мышления активизирует планирование желаний и предполагает выполнение обязательств в сотрудничестве с другими людьми |
Адаптивная Регрессия | Эго позволяет людям возвращаться к более простым способам мышления и действиям в целях достижения поставленных целей | Испытывая агрессию по отношению к своему партнеру, человек начинает колотить подушку до тех пор, пока злость не уходит. Только после этого он может спокойно обдумать и обсудить ситуацию |
9С
Окончание табл. 4.2
Функция Эго | Объяснение | Пример |
Защитные функции | Эго создает психологические механизмы, защищающие от болезненных переживаний | Отец находится в стрессовом состоянии после смерти своей дочери-наркоманки. Он превращает ее спальню в место поклонения, напоминающее ему о счастливых семейных праздниках, и устраивает кампанию против наркотиков, демонстрируя фотографию улыбающейся дочери. Он идеализирует своего ребенка и забывает о ее недавнем прошлом |
Побудительный барьер | Эго защищает людей от чрезмерной или недостаточной стимуляции | Скучная работа вызывает у человека стремление к интеллектуально насыщенным увлечениям и поиску интересных хобби |
Функции автономии | Эго регулирует первичную и вторичную автономии | Первичная автономия означает регулирование последствий неизбежных психологических травм. Так, сосредоточенность необходима на занятиях с требовательным учителем. Вторичная автономия подразумевает развитие способностей, которые являются ответом на болезненные переживания, но становятся автономными. Например, потеряв близкого, человек серьезно увлекается разведением голубей |
Навыки компетенции | Эго побуждает людей к контролю над происходящим и развивает способность решать проблемы | Подросток из бедной семьи развивает навыки общения и взаимодействия с людьми, чтобы приобрести много друзей и повысить шансы в получении хорошей работы и более высокого статуса |
Синтетические и интегратив-ные функции | Эго интегрирует опыт и развивает «образ Я», восприятие своей личности как целостности | Социальный работник способен перенести знания и поведенческие навыки, приобретенные в работе с детьми, в новые условия работы с людьми с ограниченными возможностями |
альных норм, характерных для непосредственного окружения, социальной структуры и культуры. «Я» (Эго) является метафорой механизмов психической структуры, регулирующих взаимодействие индивидуальных потребностей и импульсов, а также воздействие окружающей среды. Сознательная регуляция способствует эффективной адаптации личности к социальному окружению, а также развитию навыков приспособления окружающей среды к потребностям индивида.
Эго создает механизмы, защищающие от тревоги, которая возникает, если импульсивные влечения противоречат рациональной оценке реальности. Защитные механизмы способствуют развитию навыков контроля и ограничивают влияние окружающего мира на внутренние процессы. Они формируются на определенных стадиях развития, и если недостаточно активны, то человек
Таблица 4.3. Защитные механизмы и механизмы преодоления(по Кроберу, цит. по: Гольдштейн, 1995, 76)
Защитные механизмы
Механизмы преодоления
Вынужденные, жесткие
Гибкие," целенаправленные
Извлеченные из прошлого
Привлеченные из будущего
Искажающие реальность настоящего
Отражающие реальность настоящего
Первичные процессы мышления и элементы бессознательного
Вторичные процессы мышления, сознательные и предсознательные мысли
Направленные на изменение разрушительных воздействий
Направленные на решение проблем
Отговорки и обходные действия
Открытость, упорядоченность, прозрачность
застревает на более ранней стадии развития. По сравнению с механизмами преодоления защитные механизмы более жесткие и поэтому могут затруднять построение эффективных социальных отношений. Механизмы преодоления в большей степени определяют взаимодействия индивида и окружения. В табл. 4.3 сравниваются механизмы защиты и преодоления.
В книге 1965 г., а также в своих ранних работах 1940—1950-х гг. Эриксон обратил внимание на значение различных этапов развития и определил соответственно 8 типов «кризиса» (см. гл. 5). В работе Левинсона (1978) также обозначается несколько жизненных периодов. Эти классификации сравниваются в табл. 4.4. Концепция Эриксона подробно раскрывает периоды детского раз вития, но она недостаточно глубока в отношении более поздних стадий, ко торые тщательнее анализируются Левинсоном. Однако и классификация Ле винсона допускает лишь незначительные трансформации на более поздних стадиях жизни и не отражает реальных жизненных переживаний людей после 65 лет. Гольдштейн (1995) в своей работе приводит критические замечания феминистских авторов по поводу концепции Эриксона, в которой предлагается единая периодизация и для мужчин, и для женщин. Так, исходя из постмодернистской феминистской точки зрения, Уолтер и Петерсон (2002) показывают, что Эриксон, Колберг (1984) и другие авторы психоаналитического направления формировали свои концепции на основе исследования развития мальчиков-подростков. Поэтому если у девушек замечались другие желания и переживания, то они считались «эмоционально неполноценными». Гольдштейн также отмечает, что развитие представителей других социальных групп, включая этнические меньшинства, может иметь другую стадиальность, кроме того, 1егативные события и травмы могут замедлять или ускорять прохождение жизненных этапов. В психоанализе особое внимание уделяется способам преодоления жизненных кризисов, что повлияло на развитие кризисной интервенции (см. гл. 5).
о психологии личности также анализируются объектные отношения и развитие «Я» (Эго). Существуют две точки зрения на объектные отношения. Одна 3 них касается внешних факторов: роль Эго состоит в формировании устой-
ВЬ1Х отношений с другими людьми при некоторой степени отчужденности;
Таблица 4.4. Стадии психосоциального развития(по Эриксону, 1965; Левинсону, 1978; Гольдштейну, 1995)
Жизненные периоды по Эриксону (1965) | Психосоциальный кризис по Эриксону | Объяснение стадий | Жизненные стадии/периоды по Левинсону (1978) |
1. Младенческий | Доверие/недоверие | Благодаря теплым отношениям с родителями дети приобретают уверенность в предсказуемости окружающего мира | Детство и подростковый возраст^— 17 лет) |
2. Второй год жизни | Автономия против стыда и сомнения | Дети стремятся к самостоятельности, опираясь на доверие взрослых, в то же время они учатся быть готовыми к неудачам | |
3. Раннее детство | Инициатива/ вина | Дети изучают мир и осваивают новые виды деятельности, опираясь на поддержку и помощь взрослых, но сопротивляются чрезмерному контролю с их стороны | |
4. Позднее детство | Старательность/неполноценность | Дети реализуют себя в учебе и развитии навыков, получая обратную связь, которая, однако, не всегда содержит одобрение | |
5. Подростковый возраст | Идентичность/путаница ролей | Подростки конструируют новую независимую идентичность, опираясь на образ себя, сформированный в детстве, но переживают неуверенность при недостаточной социальной поддержке и нестабильных отношениях | Переход к ранней взрослости (17-22 года) |
6. Ранняя взрослость | Интимность и дистанцирование/самопогружен -ность | Молодые люди со сформированной идентичностью становятся способными к развитию близких отношений, в противном случае они концентрируются на собственных интересах | Вхождение во взрослый мир (22 —28 лет) 30-летний рубеж (28-33 года) Остепенение (33—40 лет) Середина жизни (40 —45 лет) |
7. Средняя взрослость | Производительность/застой | Взрослые принимают ответственность за жизнь общества и окружающих людей, поддерживая и конструируя социальную жизнь, в противном случае формируются вялость и зациклен-ность на себе |
Окончание табл. 4.4
Жизненные
периоды по
Эриксону (1965)
8. Поздняя взрослость
Психосоциальный кризис по Эриксону
Цельность/отчаяние и отвращение
Объяснение стадий
Целостность Эго развивает ощущение завершенности и осознание вклада в жизнь общества или отчаяние, неприятие процесса старения, ощущение бесполезности и незавершенности
Жизненные
стадии/периоды по
Левинсону (1978)
Вхождение в среднюю взрослость (45 — 50 лет) 50-летний рубеж (50-55 лет) Кульминация средней взрослости (55-60 лет) Поздняя взрослост! (65 лет +)
окружающие выступают здесь в качестве объектов. Другая точка зрения явля ется внутрипсихической: Эго формирует репрезентации себя через опыт от ношений с другими и их интернализацию, а также регулирует взаимосвязь этих образов и внешней реальности. Развитие способности к регуляции внеш него мира раскрывается в теории привязанностей.
В США популярность получила теория отделения — индивидуализации Мах лера (Махлер и др., 1975), согласно которой целью детского развития являет ся психологическое отделение от родителей и создание индивидуальной идеи тичности. Критики этой теории отмечают, что она отражает ценности амери канского общества, в котором приоритет отдается независимым друг от друга личностям, тогда как в европейских странах — взаимосвязи членов семьи и сообщества. Тем не менее в рамках данной теории считается, что различные изменения в раннем детстве так или иначе приводят к отделению от родите лей в подростковом возрасте. Как и в других концепциях, основное внимание здесь обращено на детство и, кроме того, развитие женщин и мужчин воспринимается одинаково. Гольдштейн (1995) также включает в свой обзор и другие теории, например, представленные в работах английских авторов Фэйрбэй на, Гантрипа, Винникотта (посвященных объектным отношениям), исследованиях М.Кляйн, а также работы по психологии личности Когута (1978) и Стерн (1985).