Оценка эпистемологических подходов в социальной работе
Можно ли сравнить различные подходы к знанию в социальной работе? Поежде всего, насколько важен этот вопрос для практиков? Существуют разня Между позитивизмом и интерпретативнои парадигмой, которые имеют многовековую историю в философии и актуальны до сих пор. Робине и соавторы (1999) утверждают, что внимание к научной теории и познанию является идеологически значимым и новым для социальной работы. Данный интерес играл большую роль в социальной работе на рубеже XX и XXI вв. Он имеет центральное значение и для определения политических и социальных ценностей. Например, представители критической и феминистской теорий отдают предпочтение человеческим взаимоотношениям и критикуют позитивистские подходы за технологическое знание, которое используется для манипуляции людьми в целях сохранения существующего социального порядка. В позитивистских подходах безусловно принимается общий социальный контекст, в котором мы живем и в котором усилия направляются на изменение индивидов. Так, Халми (2003) утверждает, что объяснительные модели в социальной работе должны включать также представления, исходящие из теории хаоса и нелинейного мышления, согласно которым элементарное причинно-следственное объяснение человеческого социального поведения, принимающееся в доказательной практике за точку отсчета, недостаточно сложно для отражения реальности.
В табл. 3.4, созданной на основе работы Гиббс'а и Гамбрилл (2002), представлены аргументы против практико-доказательного подхода, полученные в результате анализа медицинских исследований. Кроме того, в ней отражены мнения других авторов «за» и «против» этого подхода. Они также направлены против концепции Вебба (2001), который утверждает, что в социальной работе доказательным является то, что
■ поддерживается организациями, доступностью ресурсов, коммуникацией и социальными отношениями;
■ находится в границах принятия решений;
■ условно, поскольку большинство социальных ситуаций не поддаются исчерпывающему анализу;
■ прагматично, возникает благодаря пересечению ситуационных интересов клиентов, специалистов и служб, а не вследствие официальных решений терапевтического характера.
Он считает, что необходимо исследовать влияние этих факторов на принятие решений в социальной работе, а также изучать социальную полезность Доказательного подхода.
Материал, представленный в табл. 3.4, демонстрирует, что доказательная
практика опирается на разные подходы в получении данных. В то же время,
-огласно оппозиционной точке зрения, доказательная практика тенденциоз-
а и тяготеет к определенному подходу в социальной работе, а именно тера-
евтическому, где очевидна направленность решений и действий социально-
Таб л и ца 3.4. Аргументы относительно доказательной практики(по Гиббсу и Габрилл, 2002; Хейтеман-Пайпер и др., 2002; Рейнор, 2003; Сейер, 2000; Вебб, 2001, 2002)
Аргументы «против»
Доказательная практика основана на оптимальном поведении человека в структурированной, организованной среде, жизньже подчиняется другим принципам
Социальные работники имеют дело с рефлексивным пониманием комплексных отношений, а не с принятием решения в ситуации определенности
Разделяя «факты» и «ценности», доказательная практика затрудняет профессиональную оценку и свободу действий
Доказательная практика сводит социальную работу к узкой, линейной рациональности, реализации управленческих целей, схематизации и ограничению свободы выбора
Доказательная практика не предлагает ничего нового, данные собираются в любом случае
Предлагая определенный способ мышления, доказательная практика определяет и его содержание, причем может быть доказана любая точка зрения
Доказательная практика сдерживает инновации
Доказательная практика утверждает авторитет исследователей
Доказательная практика игнорирует предпочтения клиентов в угоду научным исследованиям (с точки зрения теории активизации)
При принятии и реализации управленческих решений более влиятельны политические приоритеты, чем доказательная практика
Доказательная практика нарушает гибкость терапевтических отношений; творческие, духовные моменты заменяются рациональными рассуждениями специалистов
Аргументы «за»
Доказательная практика учитывает структурированный и систематичный подходы к пониманию сложных ситуаций, пусть даже и не дает исчерпывающих ответов
Правильная постановка вопроса упрощает ситуацию. Доказательная практика учитывает организованный подход к неопределенным ситуациям
Профессиональная оценка должна основываться на фактах, а не на ценностях
Управление службами должно совершенствоваться и использовать то, что эффективно, поскольку постоянное проведение исследований будет более дорогостоящим
Поскольку доказательная практика включает постановку проблемы, исследовательский поиск, критический обзор и совместное принятие решений, она внушает доверие
Доказательная практика предлагает критическую оценку доказательств и противостоит неадекватному их использованию
Инновации должны опираться на доказательства, а не на непроверенные идеи
Доказательная практика утверждает авторитет клиента. Другого рода руководства облекают властью службы и повышают авторитет специалистов
Доказательная практика ориентируется на представления клиентов, происходит обмен профессиональной и исследовательской информацией
Следование решениям, исходящим
«сверху», неэффективно; в конечном сче
те влияние имеют факты и результаты
исследований_______________________
Рациональное мышление и критическая оценка результатов исследования более предпочтительны, чем субъективные мнения специалистов; творческие и духовные проявления важны для клиента, но не для специалиста
7Н
Продолжение табл. 3.4
Аргументы «против»
Доказательная практика не придает значения неявному знанию и социальному конструированию, а также их влиянию на социальные отношения (социально-конструктивистская позиция)
Доказательная практика основана на
предположении, что все доказанное
полезно для практики________________
Многие вопросы, с которыми взаимодействуют социальные работники (например, бедность и дискриминация), не решаются доказательным путем
Доказательная практика — это «поваренная книга», в ней собраны факты, полученные в рамках разных подходов, теоретически плохо сочетающиеся друг с другом
На практике нет возможности использовать многочисленные данные исследований
Потребности клиентов не удовлетворяются, если нет соответствующего исследования
Метод случайной выборки, чаще всего встречающийся в этих исследованиях, неадекватен для практики социальной работы
Эффективность зависит от точки зрения, т.е. относительна
Логический позитивизм и бихевиоризм, лежащие в основе доказательной практики, несостоятельны
Доказательная практика утверждает преимущественное значение определенной исследовательской парадигмы. Другие методы, а также альтернативные подходы к оценке эффективности и обучающим программам применяются непоследовательно
Аргументы «за»
Доказательная практика учитывает проявления социального конструирования при проведении оценки, хотя и не подвергает их тщательному анализу
Доказательная практика связана с проверкой истины на практике. Она находит то, что может иметь прикладную ценность
Некоторые виды доказательной практики содержат технологии работы с социальными проблемами. С помощью хорошо продуманных вопросов о целях клиентов можно получить необходимую информацию
Критическая оценка значения определенного метода в каждом конкретном случае подтверждает его теоретическую обоснованность
Для работы с определенными клиентами не требуются практические руководства, указы и ежедневные исследовательские отчеты
Отсутствие исследований нужно обсуж-датьс клиентами, чтобы они понимали действия специалиста
Метод случайной выборки хорошо зарекомендовал себя, но для достижения различных целей необходимы другие методы (считающиеся, однако, менее убедительными)
При обсуждении полученных доказательств важно учитывать мнение клиентов
Доказательная практика восходит к медицине. Эффективность когнитивно-поведенческой практики показана во многих исследованиях
Доказательная практика поднимает важные вопросы и пользуется методами, которые можно интегрировать в образование и практику. Обвинение в непоследовательности не должно приводить к отказу от инновационных исследований
Окончание табл. 3.4
Аргументы «против» | Аргументы «за» |
Объем курсов по методам исследований в программе образования по социальной работе не позволяет рассмотреть методы доказательной практики | Можно пользоваться существующими обзорами и руководствами, а для освоения методов оценки эффективности не требуется специализированных учебных курсов |
Доказательная практика обвиняет людей в существующих условиях; она нечувствительна к многообразию и нетипичности | Доказательная и поведенческая практика имеет единую критериальную основу, поэтому клиенты не обвиняются в своих проблемах, а результаты исследований общей популяции не переносятся автоматически на группы меньшинств |
го работника на терапевтические результаты. Кроме того, эти подходы указывают на связь с управленческими и контролирующими функциями социальной работы, а не с функциями освобождения и трансформации. Критики доказательной практики признают ценность обоснованных выводов, но вместе с тем отмечают, что доказательная практика игнорирует практические и моральные аспекты социальной работы, а также роль эмоций, установок, суждений и свободы выбора (Тэйлор и Уайт, 2001). Согласно этой точке зрения, знание — это не единственная ценность, важен характер его применения, а также политические и социальные технологии его использования. Существуют различные подходы к получению и применению знания. В частности представители интерпретативного социально-конструктивистского и позитивистского практико-доказательного подходов взаимно недооценивают достоинства противоположной точки зрения. Сторонники позитивизма, например, отрицают представление о неявном знании; по их мнению, все знание познаваемо и поддается исследованию позитивистскими методами. Сторонники доказательной практики пытаются использовать методы интерпретативного характера, но это редкий случай, поскольку они убеждены в их недостаточной обоснованности по сравнению с позитивистскими методами. Однако их суждение основано на позитивистских критериях, а не на критериях валидности (отражения действительности. — Примеч. науч. ред.). Примером является признание плюрализма в выборе исследовательских методов, но только в контексте общих стандартов оценки исследовательского знания (Райд, 2001). Марш (2003) утверждает, что в практико-доказательных подходах отрицается ценность теории как способа организации данных в удобные мыслительные конструкции. Практико-доказательная осторожность в использовании практических руководств является еще одним примером сопротивления внедрению доказательного знания в практику.
В свою очередь сторонники интерпретативной точки зрения не согласны с возможностью независимого объективного исследования, лишившись которой доказательная практика не будет иметь под собой основания. Смит (2000) отмечает, что в исследовании, нацеленном на достижение эффективных результатов, теряется значимость процесса. Социальные факторы обычно настолько сложны, что достижение положительных результатов необязательно означает эффективность проделанной работы: ее успех может
ХО
исеть от множества других причин. Обычно измерение результатов не затягивает промежуточные достижения и реальную работу. Мэхрер (2004) счи-яет что процесс помощи требует знаний и понимания последствий реаль-ых ситуаций; доказанное посредством эмпирических методов не всегда полезно, а нужные информация и теория могут быть менее обоснованными, но важными для практической деятельности. Гамбрилл (2001) утверждает с позиции доказательной практики, что социальная работа не вовлекает клиентов в процесс принятия решений, а опирается при выборе необходимых действий на авторитетные приказы служб и профессиональные мнения. Данная позиция сближает доказательную практику с теорией активизации, но вместе с тем здесь мнения и установки клиента не являются главным руководящим принципом, скорее, полученные результаты обсуждаются совместно с клиентом. Сторонники теории активизации возразили бы, что в этом случае основное значение придается профессиональным интерпретациям результатов исследования.
Сложности в понимании человеческих и социальных ситуаций не избежать, поэтому в зависимости от поставленных целей необходимо обращаться к разнообразным методам исследования. Исследование Нэрхи (2002), проведенное в Финляндии, показывает, что социальные работники черпают практическое, ценностное, фактическое, процедурное и неявное знание из различных источников, в том числе из своего личного опыта, наблюдений за работой службы, а также исходя из установок и мнений клиентов. Они постоянно обмениваются впечатлениями со своими коллегами, создавая модель прикладного знания, которое связано с более формальным знанием. Процесс создания знания, его накопление и использование на практике — это рефлективный процесс, значение и сложность которого были показаны в главе 2. Розен (2003) утверждает, что любое знание должно использоваться систематически, аргументированно (Осмо и Розен, 2002), без трансляции стереотипных мнений о клиентах и их обстоятельствах, в адаптированном к практическим нуждам виде, а также отражать как психотерапевтические намерения, так и цели социальной справедливости и активизации. Вебб (2002) полагает, что формы реализации когнитивно-поведенческих стратегий не позволяют практиковать в соответствии с ситуацией, поэтому важно наличие широкого спектра теоретических подходов и их тщательный отбор. Поскольку эффективность является нашей целью, иногда нужно прибегать к экспериментам, результаты которых являются доказательной основой для практики. Вместе с тем необходимо принимать в расчет мнения клиентов о ситуации, социально-политическую расстановку сил, а также невидимые на первый взгляд источники информации, исторический и социальный кон тексты.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Семья Гагери 2
Вернемся к ситуации, в которой оказалась семья Гагери (см. гл. 1). Подумайте о возможных практических подходах, соответствующих теоретическим направлениям, представленным в табл. 3.1. Что интерпретативная методология и пози тивистская методология могут предложить для лучшего понимания данной си-
туации? Насколько сходны и различны будут исследования, проведенные с позиций доказательной практики, активизации, социального конструирования и реализма, если их целью будет приращение знаний в социальной работе? Какие эпистемологические подходы будут эффективными в работе с семьей Гагери?
Перспективы теории социальной работы
Теория социальной работы должна иметь будущее, поскольку любая деятельность сообщается через теорию, хотя это может быть завуалировано или неявно. Какие тенденции и в таком случае возможны?
Теоретические тенденции социальной работы ведут к реформированию ее идей. Психодинамические, поведенческие и экзистенциальные идеи сменяются когнитивными концепциями, в которых больше внимания уделяется рациональному контролю окружения и собственного поведения. Традиционные психодинамические представления о клиентах, ведомых иррациональными и низменными потребностями, практически исчезли из социальной работы. Строгий радикализм, утверждающий, что клиенты самостоятельно не способны преодолеть давление капиталистического общества, также изживает себя, как и системная перспектива, согласно которой энергия для преобразований должна поступать извне. Данные представления трансформировались под влиянием конструктивистской, критической и экологической теорий соответствующих направлений, а также разнообразных возможностей, которые существуют, несмотря на сложность окружающих обстоятельств. Пациент, клиент, пользователь услуг или гражданин сегодня считается ключевым актором успешной социальной работы. Таким образом, социальная работа должна в большей степени носить характер совместной деятельности, а не терапии. Об этом свидетельствует успех целевого подхода (модели решения задач). В социальной работе должны признаваться социальные и личностные особенности клиентов, универсальный подход здесь неприменим. Это подтверждается феминистскими и гуманистическими перспективами. Необходимо также учитывать социальное положение клиентов и признавать возможность активных действий. Это подтверждают активизирующий и сензитивный подходы. Если клиент является ключевым актором, то социальные отношения между специалистом и организационным контекстом служб, по всей вероятности, могут измениться, что утверждают современные теоретические подходы.
В социальной работе, следовательно, формируется новое ядро. Это заметно благодаря теоретическим трансформациям. Рефлексивно-терапевтический элемент продолжает существовать, но налицо тенденция к рефлексивности и уходу от терапии. Признается и индивидуал-реформистский элемент (имеется в виду не только индивидуалистический, но и социальный реформизм). Согласно теории социальной работы, потребности и желания индивида отражаются в социально значимых целях. Наконец, теория социальной работы включает социал-коллективистские ценности, но не как искусственное объединение коллективных интересов, а как отражение социальной и политической позиций клиентов в рамках критической, феминистской и активизирующей практики.
Современная теория позитивна и оптимистична. Социальные работники на ктике реализуют разнообразные социальные функции, присущие их про-а -сени, воспринимая социальный мир с различных точек зрения. Обзор под-. ов содержащийся в этой книге, показывает варианты их применения, зличия и взаимоотношения теоретических традиций, лежащие в их основе. Социальные работники дополняют теорию критической и рефлективной пер-пективой через рефлексивную работу со своими клиентами. Таким образом, >3ультаты их работы проявляются на уровне теоретических дискуссий о перспективах социальной работы в современном обществе.
В части II этой книги рассматриваются несколько групп теорий, которые представляют основные теоретические традиции социальной работы. В каждой из глав этой части:
■ определяются главные концепции, разработанные в рамках теории;
■ раскрываются основные практические идеи, имеющие прикладное значение;
■ анализируются дебаты вокруг теоретической традиции;
■ описывается практическое руководство, содержащееся в концепциях одного или двух основных представителей данной традиции;
■ представляется конкретный случай для критического размышления и содержатся вопросы относительно непосредственного применения вы-шеобозначенных, а также альтернативных теоретических представлений к практической ситуации;
■ содержатся краткие рекомендации по использованию теории на практике в комментариях и выводе.
Часть II