Социально-контруктивистские подходы
Социальное конструирование теорий практической социальной работы обсуждалось в главе 1. Здесь же приводятся лишь общие представления о зна нии и понимании.
С социально-конструктивистской точки зрения знание и понимание окру жающего мира рождаются в социальных взаимодействиях. Знание, следовательно, зависит от культурного, исторического и ситуационного контекстов и содержится в различных формах социального опыта, отраженного в языковых конструкциях. В отношении социальной работы эта позиция подробно рас крывается в исследованиях финских авторов (Йокинен и др., 1999; Карвинен и ДР- 1999; Холл и др., 2003), в исследованиях Партон (Партон, 1996; Партон
1 Байн, 2000) и анализируется в рамках социально-конструктивистской теории (см. гл. 8).
социальный конструктивизм принадлежит к интерпретативным, постмо-Рнистским теориям. Согласно данной точке зрения, представления о мире
стРУируются во взаимодействиях между людьми в разнообразных соци
НЬ1х, культурных и исторических контекстах.
Прикладное значение социально-конструктивистского подхода связано с разработкой определенных методов исследований, целью которых является детальное изучение социальных взаимодействий. К ним относится, в частности, анализ диалогов с видео- и аудиозаписью социальных контактов. Все это систематически анализируется для того, чтобы определить скрытые коммуникационные и поведенческие модели.
В рамках данного направления важной исследовательской задачей является построение равноправных отношений между участниками исследования, поскольку сложность понимания ситуации определяется с помощью анализа различных точек зрения, и окончательное суждение должно основываться на максимально полной картине социальной ситуации. С точки зрения социального конструктивизма доказательная практика не способна отразить все богатство и сложность реальности. Более того, доказательная практика примитивна; необходим более широкий спектр методов, направленный на изучение восприятия людьми социальных ситуаций (Уайт, 1997). Социальный и исторический контекст возникновения ситуации и производства знания должен непосредственно влиять на наше понимание отдельных индивидов, общества и самого исследования как источника знания. Важно иметь в виду «негласное знание», т.е. неофициальное представление о повседневных социальных практиках, которое зачастую не находит отражения в формальных результатах исследований (Поланьи, 1958).
Подходы активизации
Подходы активизации доказывают, что именно клиенты являются источником знания, и соблюдение этики требует, чтобы знание использовалось в согласии с желаниями клиентов и в целях их активизации. В литературе по социальной работе данные подходы наиболее четко представлены в исследованиях Бересфорда и Крофта (1993, 2001; Крофт и Бересфорд, 1994). В этой книге они затрагиваются в связи с теориями социального развития, развития микросоциальной среды, этнической сензитивности, активизации и защиты прав клиента (см. гл. 10, 13 и 14 соответственно).
Подходы активизации знания характеризуются следующими особенностями:
■ цель социальной работы обязывает специалистов стремиться к социальной справедливости (социал-коллективистская позиция) и, следовательно, активизировать ресурсы людей, обращаясь к их знаниям и представлению о мире;
■ поскольку клиенты (в данном подходе — потребители и пользователи услуг) зачастую обладают наиболее полным знанием о своих обстоятельствах и устремлениях, то необходимо опираться на эти представления.
В данном случае приоритет отдается знанию и желаниям пользователей услуг. Поскольку зачастую клиенты находятся в беспомощном, угнетенном состоянии, в подходах активизации считается, что их понимание ситуации должно определять действия социальных работников. Феминистски-ориенти-
ванные социальные работники утверждают, что специалисты социальных - ужб усиливают пассивность женщин через контролирующие функции соци-ной работы, укрепляющие традиционные патриархальные отношения (До-' нелли, 2002а). Во многих практических концепциях говорится о сомнитель-ой пользе тех действий, которые противоречат желаниям клиентов. В других еооиях о природе знания специалисты наделяются экспертным знанием, задающим направление работы, а знание пользователя услуг недооценивается. В демократических обществах политика и практика социальной работы должны строиться с учетом социальных нужд граждан. Однако данная позиция отличается от этики самоактуализации, согласно которой клиенты имеют право определять направление практической работы. Для подходов активизации характерно признание наивысшей ценности и необходимости развития тех знаний, которыми обладают пользователи услуг. Практическим методом здесь выступает диалог, способствующий обмену мнениями и снижению профессионального давления (Селлик и др., 2002). Подобные представления, в частности, опираются на понятие «привилегированное знание». Оно предполагает, что отдельный индивид или социальная группа, приобретающие определенное знание или жизненный опыт, имеют преимущество в интерпретации и описании этого знания и опыта. Это справедливо также и для представителей групп социальных меньшинств (неблагополучных групп), так как именно они имеют опыт притеснения, который позволяет им оценить его в полной мере. Простого сопереживания их ситуации недостаточно.
Данный подход реализуется и в исследовательских стратегиях. Акционист-ские исследования предполагают, что социальные проекты можно анализировать в процессе их создания и изменять на основе полученных данных. Была доказана важность этого вида исследований для оценки экспериментальных проектов, хотя он и критикуется позитивистами за интерпретативистский характер и отсутствие точности. Акционистские исследования подвергаются критике и со стороны представителей подхода активизации, поскольку считается, что они отражают точку зрения специалистов или лиц, финансирующих проекты. Поэтому появилась новая форма исследований — партисипативные (с участием пользователей услуг) акционистские исследования, получившие развитие в экономически малоразвитых странах (Уайт, 1999).Возникли также новые виды исследований в индивидуальной работе. Де Шейзер и Берг (1997),например, подчеркивают, что при реализации метода поиска решений вместо следования формальным правилам необходимо учитывать целеустремления клиента. В своей ранней работе Бересфорд и Крофт (1986) описывают исследование, посвященное оценке новой системы управления социальным обслуживанием по месту жительства с точки зрения клиентов, и интерпретируют 'ктивное неприятие этого нововведения клиентами, которое является доказательством неэффективности работы этой службы.
Реалистические подходы
еалистические подходы являются достаточно новым теоретическим нагнием. В них утверждается, что реальность не всегда доступна эмпири-(-КОМУ наблюдению, поэтому знание возникает или рождается на основе активных интерпретаций последовательности событий, которая фикси-
руется эмпирическими методами. В социальной работе реалистические подходы представлены в исследованиях Морена и Блом (2003), а также Казн (2003). Хотя для удобства они называются «реалистическими», многие авторы предпочитают использовать термин «критический реализм», поскольку такой взгляд на реализм подвергает сомнению общепринятое понимание теории и исследования, что сближает его с социальными теориями критической направленности. Доказательная практика также может быть рассмотрена в качестве реалистической, поскольку в ней признается существование реальности, доступной изучению. Однако, как было показано ранее, доказательная практика не имеет критической направленности в научном смысле.
В реалистических подходах утверждается, что социальные явления существуют независимо от социальных конструкций (Хьюстон, 2002), но тем не менее важно иметь представление об этих конструкциях. Это мнение отражено в работах современных социологов, в частности Башкара (1979) и Арчера (1995), специалистов социальных наук, таких, как Посон и Тиллей (1997), а также в интерпретации Кази (2003) в приложении к социальной работе. Последние исследования в этой области обсуждают в своих работах Сейер (2000) и Хьюстон (2001). Башкар (1979, цит. по: Сейер, 2000, гл.1) различает два объекта эмпирического исследования: поведение человека и наше объяснение этого поведения. Например, человеческое поведение анализируется с помощью эмпирического наблюдения и практического опыта как в психодинамических, так и в поведенческих теориях, но вопрос о том, какая из них является более обоснованной и уместной для различных целей, включая социальную работу, остается открытым. На самом деле человеческое поведение никак не связано с дискурсом об эффективности теорий.
Критический смысл этого различия состоит в том, что человек и его поведение существуют реально. Реальные процессы и явления имеют структуры и движущие силы, т.е. обладают способностью инициировать различные события. У социальной службы, например, есть определенная область влияния, социальный мандат на проведение конкретных задач и привлечение к социальной работе специалистов. Социальные работники выполняют свои функции при условии наличия у них соответствующего образования и навыков. Даже в ночное время, когда служба закрыта, эти характеристики продолжают существовать в социальных отношениях и в нашем понимании.
«Реальность» отличается от «действительности». Например, предположим, что появилась новая служба и она начинает работать в понедельник. В выходные дни, до открытия, служба и сотрудники уже реальны. Структура, например отношения между сотрудниками, а также взаимосвязи между службой и обществом, уже существует. Реальная способность (движущая сила) осуществлять социальную работу есть, однако в действительности никакой работы не производится. Только в момент открытия в понедельник утром все это действительно станет социальной службой.
«Эмпирическое» может быть реальным или же действительным в зависимости от того, что доступно наблюдению и опыту. Если мы посетим службу после ее открытия, то сможем увидеть сотрудников и их деятельность, сопоставить это с нашим знанием о социальной работе и вынести суждение о социальной работе и социальной службе. Но предположим, мы прибываем в город накануне, в субботу, и хотим посетить эту службу. Если никто не зна-
где она находится, мы начинаем сомневаться в ее реальности, но тем не енее служба реальна. Здание, на котором висит объявление об открытии жбы и реЖиме ее работы в понедельник, прибавит нам уверенности в том что служба вскоре заработает, т.е. будет действительной. Встреча с социальными работниками и их разговор о предстоящей работе станут допол-гятельным тому доказательством. Мы утвердимся во мнении, что они имеют правоспособность (движущую силу) стать социальными работниками, но сегодня и завтра еще не будут «действительными» социальными работниками Наша уверенность все более и более укрепляется в том, что это реально, но в данное время пока не действительно. Найти убедительные доказательства существования службы было бы сложно, поэтому позитивистский подход здесь неприемлем. В большей мере мы полагаемся на наши собственные представления, опирающиеся на собственную информацию. Хьюстон (2001) указывает, что любая человеческая деятельность осуществляется в открытых системах, которые находятся в постоянном изменении, зависят от человеческих решений и не всегда определяются психологией или социальными условиями. Следовательно, с большой долей вероятности предсказать деятельность человека практически невозможно. Необходимо обращать внимание на события, которые носят характер тенденции и объясняются психологическими и социальными механизмами. Благодаря определению тенденций станут ясными и механизмы.
Арчер (1996) утверждает, что культура, характерная для того или иного общества, воздействует на поведение индивидов и, наоборот, их коллективное поведение формирует культуру. Его представление схоже с концепцией социального конструирования реальности Бергера и Лукмана (1971). Арчер (1995) полагает, что существующие социальные конструкции создают социальный контекст, в котором появляются новые социальные конструкции. В свою очередь они формируют новый социальный контекст, в рамках которого продолжают существовать возникшие социальные конструкции. В данной модели социальное конструирование приводит не только к возникновению нового, но и к репродукции старого, т.е. к сохранению возникших новообразований. Тот же вывод характерен и для концепции Бергера и Лукмана (1971): конструкции формируют стабильную реальность для существования людей. Похо жие представления свойственны и теории критического мышления, согласно которой изменить существующий социальный порядок крайне трудно. Таким образом, социальное конструирование отнюдь не всегда приводит к нестабильности, неопределенности и постоянным переменам, зачастую наоборот. При таком подходе появляется даже возможность позитивистских исследовании, но при условии осознания комплексного характера социальной реальности и многообразия возможностей.
Представление о возникновении нового важно для понимания реалистической критики в отношении доказательной практики, где часто игнорируется оявление новых особенностей. Доказательная практика основана на двух по южениях: во-первых, все, что существует, доступно наблюдению, и, во т°рых, все действительное возможно. Однако эмпирически изучить нашу °ниальную службу нельзя, хотя у нас есть определенная информация о том, 0 в понедельник, возможно, служба начнет свою работу. Теория реализма, едовательно, свидетельствует в пользу появления новых возможностей. Бо
лее того, Арчер (2000) считает, что, несмотря на важность языка и социального взаимодействия, именно наше практическое восприятие мира способствует развитию в нас человеческого и личной идентичности. Таким образом действия в отношении других людей формируют нашу идентичность. Кроме того, это подтверждает то, что реальность формируется именно практикой, а не теоретическими рассуждениями о ней.
Посон и Тиллей (1997) в своей работе описывают результаты исследования и оценки проектов, посвященных профилактике и снижению уровня правонарушений. Каждый проект осуществляется в рамках определенной территории и в различных социальных контекстах. Поскольку изначальные социальные условия различаются, то будут различаться и результаты проектной деятельности. Проанализировав несколько проектов, исследователи выявили факторы их результативности. Однако определить конкретные методы, которые могли бы иметь схожий эффект независимо от обстоятельств, как предлагается, например, доказательной практикой, невозможно. Более того, поскольку общество (первоначальная контекстуальная социальная конструкция) меняется, то будут меняться и конечные условия. Тем не менее в определенный отрезок времени можно составлять профилактические программы с учетом выделенных факторов. Многие согласятся с тем, что такая модель достаточно обоснованна и может найти применение в социальной работе. Владение знаниями и информацией важно, но их необходимо сопоставлять с изменениями, происходящими вокруг. Следовательно, гибкий подход, а также отбор принципов и практических моделей представляются более разумными, чем некритичное принятие исследовательских данных и стремление применить их к многообразию человеческих ситуаций.
Следуя этому принципу, исследователь социальной работы определяет, как та или иная техника работает в различных условиях. Успешная в одних обстоятельствах, она может быть безрезультатной в других. Факторы и обстоятельства, влияющие на ее эффективность, определяются постепенно в процессе накопления информации. В соответствии с изменениями социальных условий меняются и техники.
Идеи, содержащиеся в реалистических подходах, дополняют принципы доказательной практики; признаются социальное конструирование и существование культурных и социальных факторов человеческой деятельности. В то же время они критикуют подходы социального конструктивизма. Традиционное представление конструктивизма о том, что все контекстуально и зависимо от общепринятых понятий, в конечном счете отрицает влияние физической реальности окружающего мира (Бэст, 1989; Башкар, 1979, 1989) на наше поведение. Также игнорируются реальность и влияние предыдущих социальных конструкций. Социальная конструкция под названием «социальная работа» предполагает функционирование человеческой коммуникации через физические средства. Социальная работа осуществляется посредством взаимодействий на основе социальных ценностей по оказанию помощи людям и решению проблем. С течением времени происходят изменения, которые очевидны. Вместе с тем всегда существует определенная стабильность, создающая фундамент для социальных взаимодействий. Согласно определению Бергера и Лукмана (1971), социальное конструирование предполагает конструирование того, что выступает по отношению к ее участникам как социальная реальность.