Теории радикальных трансформаций
Марксистская социальная работа («ревблюционеры») |
Радикальная
социальная
работа
(«просветители»)
Интеракционизм (« и нтерпретаторы ») |
Субъективные
Традиционная социальная работа ,, («консерваторы»)
Теории социального контроля
Объективные
Рис. 3.1. Анализ теорий социальной работы (по Виттингтон и Холанду, 1985;
Хау, 1987)
Примечание: обозначения, предложенные Хау, даны в скобках.
Хау (1987). В нем используются результаты социологического анализа Баррела и Моргана (1979), в котором все философские представления о природе общества подразделяются на субъективные (гуманистические, постмодернистские, конструктивистские) и объективные (модернистские, позитивистские, научные), а философские концепции о природе социального порядка — на теории радикальных трансформаций и теории социального порядка (рис. 3.1). На вертикальной оси теории размещаются согласно тому, как в них определяется общество — через социальные трансформации или как жесткая структура социальных взаимодействий. Все теории социальной работы располагаются в разном соотношении к этим двум полюсам. Подобный способ категоризации может вызывать сомнения, поскольку противоположные категории выбраны произвольно, и, кроме того, можно обосновать совершенно различное размещение теорий на представленных осях (Стенсон и Гулд, 1986). Например, взаимоисключающие теории могут быть помещены в один и тот же сектор, поскольку зачастую имеют определенные сходства. Более того, другие пары контрастных категорий не отражены в данной системе. Например, Хау (1987) рассматривает психодинамическую и поведенческую теории в качестве функциональных, несмотря на то что между ними существуют значительные различия.
Работа с группой
Втабл. 3.2 представлены некоторые из существующих классификаций групповой работы. Роберте и Новен (1976) являются авторами аналитической модели, в которую включены несколько форм работы с группой, такие, как Функциональная и проблемно-ориентированная групповая работа, пересекающихся с теориями индивидуальной работы со случаем. Авторы стремятся провести параллели с практическими технологиями, описанными в их предыдущей работе, посвященной теориям работы с индивидуальным случаем. Более поздние модели во многом опираются на статью Папела и Ротмана (1966), которая символизирует переломный момент в теории групповой работы и является основополагающей для многих современных моделей (см.: Бан-Ди< 1976; Браун, 1992).
В настоящее время распространены три подхода к групповой работе. В лечебной модели под группой понимается совокупность индивидов, имеющих проблемы в социальном функционировании, которая создана для работы над поведенческими нарушениями. Любая терапевтическая форма групповой работы может считаться лечебной. Примером современной формы этого подхода является целевая групповая терапия (Шарри, 2001). Модель взаимопомощи связана со взаимной поддержкой членов группы, которые наравне со специалистом участвуют в разработке программы групповой работы. Социально-ориентированная модель, которая ассоциируется с работой в малых социальных (территориальных) группах и с молодежью, использует групповую работу как средство достижения внешних целей, таких, как образование и общественное самоуправление. В работе Брауна (1992), посвященной теории развития, раскрываются и другие модели, получившие распространение в настоящее время. Одной из них является модель потенциальной групповой среды, с помощью которой клиент восстанавливает свои социальные роли через установление контакта с потенциальной системой поддержки, которая его окружает. Группы встреч, как правило, рассматриваются в качестве гуманистической формы и гештальтформы (от нем. Gestalt — цельный образ. — Примеч. науч. ред.) групповой работы, главной целью которых является личностный рост, но с точки зрения философии они могут считаться вариациями средового подхода. Развивающие подходы направлены на исследование групповой динамики, поскольку групповое поведение независимо от деятельности и мышления членов группы. Данный психодинамический подход основывается на идеях Эриксона (1965), психологии личности, теориях групповой динамики, а также социальной психологии, в которой затрагиваются вопросы внутригрупповых конфликтов и солидарности (Болгопал и Вэсил, 1983). К этому направлению можно также отнести подход, разработанный Байоном (1961). Модель гуманистической групповой работы предложена Глассманом и Кейтсом (1990). В ней сочетаются средовые и развивающие техники.
Обширный анализ теорий групповой работы был создана Дугласом (1993). Помимо вышеупомянутых вариантов анализа также был предпринят целый ряд попыток усовершенствовать теорию групповой работы с привлечением гуманистического, феминистского подходов, а также целевого подхода. Примеры практических приложений представлены в главах 5, 9, 12. Хип (1992) утверждает, что в Европе групповая работа приобретает все больший мульти-дисциплинарный характер (хотя, на мой взгляд, это отражение общемировой тенденции) и менее сосредоточена на практике социальной работы. Кроме того, он подчеркивает растущее влияние групп самопомощи. Их поддержка и поощрение становятся главной задачей в развитии работы с группой и началом взаимосвязи с работой в малых социальных группах. Примером этого развития являются группы самоуправления, описанные в работе Маллендера и Вода (1991) (см. гл. 14).
Обзор теорий групповой работы, принадлежащий Брауну (1992), расширяет спектр идей, но он более дифференцирован. В некоторых случаях клиенты собираются в группы, однако специалист не стремится вести их в каком-либо определенном направлении (Фелдман и Водарски, 1975). Напротив, с прагматической точки зрения предполагается, что совместное пребывание людей с одинаковыми проблемами и случаями будет полез-
Таблица 3.2. Классификация теорий работы с группой
Роберте и Нопен, 1976 | Фелдман и Водарски, 1975 | Папел и Ротман, 1966 | Дуглас, 1979 | Болгопал и Вэсил, 1983 | Браун. 1992 1 |
Общая теория | - | Эклектичная теория | - | ||
Организационная теория | Традиционная теория | - | - | - | Теория регулярных встреч |
- | - | - | - | «Господствующая» теория | |
Пеихосоциальная теория | - | Лечебная теория | Лечебная теория | Лечебная теория | - |
Функциональная теория | - | - | - | - | - |
Средовая теория | - | Теория взаимопомощи | Взаимопомощи/средовая | Средовая теория | - |
— | — | — | — | — | Психотерапевтическая теория |
Развивающая/гуманистическая теория | Группа-ориентированная теория | Группа-ориентированная теория/процессуальная теория/развивающая теория/теория стадий зрелости/теория личностного роста | Развивающая теория | Личностно-ориентированная теория/гештальт/психо-драма/трансактный анализ Проблемно-ориентированная теория/задаче-ориентирован-ная теория/теория социальных навыков | |
Задаче-ориентированная теория | Теория поведенческих изменений | Социально-ориентированная теория | — | — | — |
- | - | Теория решения задач | ~ | ||
Теория кризисной социализации | — | — | — | — | — |
Теория интервенции | - | - | |||
Проблемно-ориентированная теория | — | — | — | — | Теория управляемых групповых взаимодействий |
— | Теория поведенческих изменений | — | Поведенческая теория | Поведенческая теория | |
Социально-ориентированная теория | Социально-ориентированная теория/теория социального взаимодействия/теория самоуправления/теория взаимной поддержки | ||||
- | - | - | - | - | Теория активизации |
— | — | — | — | — | Постановка на учет/диагностика/введение |
ным, так как они смогут помочь друг другу. В группах самопомощи и взаимной поддержки терапевтические воздействия также не являются главной задачей. Так, Браун и его коллеги (Браун и др., 1982; Браун, 1994) пытались обосновать именно такой прагматический подход к работе с группой. Подобные группы напоминают группы регулярных встреч, целью которых является личностное развитие клиентов с помощью коллективной солидарности и ответственности.