Степень поражения объекта в зависимости от объема разрушений
Степень поражения D | Степень разрушения | Объем разрушений, % |
<0,2 <0,2…0,5 <0,5…0,8 >0,8 | Слабая Средняя Сильная Полная | Отдельные элементы До 30 30…50 50…100 |
Эколого-экономический ущерб.Различают следующие виды ущербов:
• прямой ущерб, проявляющийся непосредственно на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства и сооружения;
• косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде.
Методика расчета эколого-экономического ущерба можно разделить на: локальные (реципиентные) и укрупненные. Реципиентные методики предусматривают расчет ущерба как сумму отдельных составляющих ущерба для различных объектов воздействия (реципиентов): населения, земельных, лесных, биологических ресурсов, основных фондов промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и т. д. Оценка ущербов по природным средам осуществляется на базе соответствующих отраслевых методик. Комплексный экономический ущерб (У0) оценивается как сумма локальных ущербов от различных видов (i,..., п) нарушающих воздействий на (j,..., т) виды реципиентов
Такие методики сложны и дают хорошую точность при наличии надежных исходных фактических данных. Например, трудно рассчитать ущерб здоровью населения из-за загрязнения окружающей среды, так как не просто выявить «экологически обусловленные» заболевания на фоне других.
Так, в методике [6] экономический ущерб от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу состоит из суммы локальных (реципиентных) ущербов и определяется по формуле
Величина каждого локального (реципиентного) ущерба определяется перемножением удельного ущерба, выбранного в зависимости от среднегодовой концентрации вредной примеси, количества единиц факторов восприятия (реципиентов), находящихся в данной загрязненной зоне, и районного коэффициента:
В методике оценивается ущерб, наносимый водным ресурсам, атмосфере, почве биоресурсам.
Укрупненные методики проще, но позволяют лишь примерно оценить экономический ущерб. Например, годовой экономический ущерб, связанный с выбросами и сбросами предприятий в окружающую среду, оценивают по формуле:
Основными механизмами экономического управления природоохранной деятельности являются принцип платности загрязнений и использования природных ресурсов.
Принцип — «загрязнитель платит» предусматривает экономическую ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды, компенсацию со стороны предприятия экономического ущерба, наносимого окружающей среде и населению его загрязнениями. Важным механизмом реализации этого принципа являются платежи за загрязнение. Платежи за загрязнение нельзя рассматривать как полную компенсацию наносимого ущерба. Их внесение не освобождает предприятие от возмещения причиненного ущерба, предприятие не получает амнистию по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб. Финансовое бремя платежей за загрязнение стимулирует предприятие к уменьшению облагаемой платежами величины. В настоящее время плата взимается за следующие виды загрязнений:
• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
• размещение отходов.
За выбросы, сбросы загрязняющих веществ от стационарных источников установлены два вида базовых нормативов (ставок) платы:
• в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, т/год);
• в пределах установленных предприятию лимитов (ВСВ, ВСС —соответственно временно согласованных выбросов и сбросов, т/год).
За сверхлимитный выброс, сброс, превышающий ВСВ и ВСС, ставка платы повышается в 5 раз по отношению к ставке платы в пределах установленных лимитов.
Базовые ставки платы устанавливаются органами государственного управления по каждому веществу с учетом их опасности для окружающей среды, периодически пересматриваются и доводятся до сведения территориальных органов, ведающих вопросами охраны окружающей среды. Ставки платежей, взимаемых с предприятий, определяются умножением базовых ставок на региональные коэффициенты Кэ, учитывающие экологическую ситуацию, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов региона. Разброс коэффициентов при загрязнении атмосферы от 1,0 (Дальневосточный регион) до 2,0 (Центральный, Уральский регионы). Разброс Кэпри загрязнении водных объектов определяется бассейном загрязняемых рек и изменяется от 1,0 до 1,85.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха выбросами передвижных источников подразделяется на:
• плату за допустимые выбросы;
• плату за выбросы, превышающие допустимые.
Удельная плата, за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующих при использовании одной тонны е-то вида топлива, определяется по формуле:
Важным экономическим механизмом, стимулирующим ресурсосбережение и малоотходные технологии, является плата за использование природных ресурсов. В настоящее время плата взимается за использование воды, земли, леса, минеральных ресурсов.
44. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности.
45. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке.
Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие.
Во-вторых, государственное влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет.
Основным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни.
Целью развития системы «общество – природа» является обеспечение качества природной среды, т. е. такое состояние экологических систем, при котором постоянно и неизменно осуществляется обмен веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком и воспроизводится жизнь.
Существуют три принципа обеспечения безопасностивзаимодействия человека с окружающей средой:
1) обеспечение приоритета экологии над экономикой.
2) обеспечение качества природной среды путем приоритета экономики над экологией, но с учетом адаптации человека и саморегуляции природы.
3) сочетание экологических и экономических интересовявляется единственным путем, эффективность которого подтверждает история. Но такое сочетание во избежание отклонений в сторону экономики должно базироваться на определенных принципах, закрепленных в законе.
Принципы взаимодействия человека с окружающей средой сформулированы в ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»:
1) приоритет охраны жизни и здоровья;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
4) законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
5) гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;
6) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.
На эти принципы ориентированы все статьи закона; им должны соответствовать все нормы, которые регулируют экологические отношения между человеком и окружающей средой. В случае, когда правоприменительные органы встречаются с пробелом в регулировании экологических отношений, они обязаны руководствоваться общими принципами охраны окружающей среды, которые сформулированы в действующем законодательстве РФ.