Особенности иммунной системы у детей в возрастном аспекте. Формирование иммунитета в онтогенезе. Понятие о гуморальном и клеточном звеньях иммунитета. Возрастные особенности.
Особенности формирования органов иммунной системы в онтогенезе: 1) ранняя закладка органов иммунной системы в эмбриогенезе; 2) морфофункциональную основу паренхимы органов составляет лимфоидная ткань; 3) к моменту рождения основные органы достигают достаточной для развития адекватного адаптивного иммунного ответа зрелости; 4) интенсивное увеличение их массы в детском и подростковом возрасте (особенно вторичных); 5) выраженная вариабельность (в 2–3 раза) массы лимфоидной ткани и количественного содержания клеток иммунной системы (полиморфно- и мононуклеарных фагоцитов, лимфоцитов) в популяции детей и взрослых; 6) ранняя возрастная инволюция (старение) лимфоидной ткани, особенно тимуса, замещение ее соединительной и жировой тканью. Основные периоды онтогенеза иммунной системы: I период: Закладка первичных органов и начальная дифференциация клеток иммунной системы, 6 нед. – 9мес.(эмбрион-плод)
II - Совершенствование и формирование зрелой иммунной системы, с момента рождения до 16-18 лет. III - Зрелость, максимальная функциональная активность иммунной системы,после 55-60 лет. Возрастные особенности иммунитета. У детей возникают критические состояния из-за первичных морфофункциональных изменениями в иммунной системе, либо с резкой перестройкой эндокринной и других систем целостного организма.
Критические периоды - на Аг иммунная система даёт неадекватные реакции. 1.Первый критический период — первые 30 сут жизни. гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG. 2. — 3-6 мес. Материнские AT исчезают; образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.) 3. — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются IgG, сохраняется дефицит местных защитных факторов - высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. 4. — 4-6-й год жизни. Синтез AT, повышается IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. 5. — подростковый возраст. Половые гормоны угнетают иммунные реакции - возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам. Гуморальный иммунитет: опосредован Ат; клетки-эффекторы — B-лимфоциты; пассивный иммунитет формируется при введении сыворотки; основа антибактериального иммунитета. Клеточный иммунитет: опосредован клетками; клетки-эффекторы — T-л-ы; пассивный иммунитет формируется при введении лимфоцитов; основа противовирусного, противоопухолевого, противогрибкового иммунитета.
ЯБЖ желудка и 12-й кишки. Современные методы клинический и инструментальной диагностики патологии ЖКТ у детей.
Хроническое, рецидивирующее заболевание, которое характеризуется формированием язвенного дефекта в желудке и 12-перстной кишке, обусловленное нарушением равновесия между ф-ми защиты и агрессии. Этиопатогенез: психогенный фактор, нарушение режима и качества питания, наследственная предрасположенность. Бак воздействие H. pylori.
Диагностические критерии: Основным в подтверждении диагноза ФГДС.
1) Анамнез: 1.Болевой синдром – локализация боли в эпигастрии, справа выше пупка, провоцируется психической или физической нагрузкой, погрешностями в питании; возникает ч/з 15-30 мин при ЯБ жел-ка или ч/з 1-2 часа, ночью натощак, иррадиация в спину. 2.Диспептический синдром – нарушение аппетита, изжога, тошнота, отрыжка, рвота понос. 3.Астеновегетативный синдром – слабость, утомляемость, нарушение сна, вегетативные расстройств. 2) Рентгенологические исследования, ФГДС, гистологическое, биоптатов гастродуоденальной слизистой). 3) Методы изучения функционального состояния гастродуоденальной системы (фракционное желудочное зондирование, рН-метрия, радиотелеметрия и др.). 4) Методы выявления H. pylori (хелик-тест (уреазный дыхательный тест))
Билет 29
1. Развитие психических и статических функций у детей первого года жизни и их совершенствование.
1 мес:в вертикальном положении ребенок пытается удержать голову,2 мес: удерживает ее хорошо. При лежании на животе ребенок приподнимает грудь.5 мес:сидит, держась за что-либо руками, взятый под мышки стоит прямо, не подгибая ножек.6 мес:хорошо сидит без поддержки, поднимается на ноги, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать, хватает предметы руками. 7 мес.:ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляется за сетку кровати, поддерживаемый за грудь, хорошо переступает, перекладывает игрушки из одной руки в другую. 8 мес.: самостоятельно садится и ложится из сидячего положения, встает, цепляясь за барьер, делает попытки ходить.9 мес.: стоит без опоры и хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени.10 мес.: стоит и поднимается без опоры. 11 —12 мес.: хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку. 2 мес.:разнообразные эмоциональные реакции, улыбается в ответ на улыбку, гулит. 3 месяца: отчетливо следит за предметами, улавливает направление звука и поворачивает голову в его сторону. 4 месяца: следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует поведением на незнакомое лицо.5 мес.: хорошо знает мать, по-разному реагирует на незнакомые лица.6 мес: интересуется игрушками, поднимает их, перекладывает, делает первые попытки произносить слоги «ма», «на».7 мес: Повторяет слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». 8 мес:выражает мимикой удивление, ищет взглядом предмет. В 10 мес.:Начинает произносить наиболее простые слова.В 11—12 мес: указывает части тела, произносит отдельные слова.
2. Пневмонии у новорожденных, особенности возбудителей, классификация, клиника, диагностика и лечение пневмоний новорожденных. Неотложные состояния у детей раннего возраста, больных пневмонией.
Пневмония (J10 - J17) – острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое при наличии синдрома дыхательных расстройств и/или физикальных данных, а также инфильтративных изменений на рентгенограмме.
Внутриутробные (врожденные) и постнатальные (приобретенные), внебольничными и внутригоспитальными.2 вида пневмоний: C. trachomatis пневмонии:постепенное начало без температуры, кашель, тахипноэ, мелкопузырчатые хрипы, отсутствие обструкции, лейкоцитоз (часто >30·109/л) и эозинофилия (>5%), на снимках— множество мелких очажков, Стафилококковые пневмонии.Диагностика:слабое сосание во время кормления, цианоз, угнетение ЦНС или, наоборот, возбудимость, нарушение температурного контроля,Со стороны органов дыхания: тахипноэ, апноэ, раздувание крыльев носа, ретракция грудной клетки, «хрюкающее» дыхание, нарастание проявлений дыхательной недостаточности. Кашель может отсутствовать или быть слабовыраженным,пенистое отделяемое изо рта, нарушения гемодинамики, серый цвет кожи, желтуха, геморрагические проявления и другие симптомы. Аускультативно: влажные хрипы и/или крепитация. Рентгенологическое обследование (возможны участки затемнения, инфильтративные тени, абсцедирование).Лабораторная диагностика: анализ крови (лейкопения или лейкоцитоз, увеличение абсолютного количества палочкоядерных нейтрофильных гранулоцитов, повышение лейкоцитарного индекса), микроскопическое (окраска по Граму), бактериологическое исследования трахеального аспирата, полученного с помощью прямой ларингоскопии, исследование крови на стерильность, определение газов крови, кислотно-основного состояния, глюкозы крови, мониторинг пульсоксиметрии, по показаниям проводится спинномозговая пункция и исследование ликвора. Препараты выбора при атипичных пневмониях:макролиды. Азитромицин эффективен как в дозе 10 мг/кг/сут курсом 5 дней, так и в виде 1 дозы 30 мг/кг. при неэффективности макролидов ввести ко-тримоксазол (10–15 мг/кг/сут по триметоприму). При типичных пневмониях стартовая терапия в/в амоксициллином/клавуланатом (90 мг/кг/сут), в/в или в/м цефуроксимом (50 мг/кг/сут), цефотаксимом (100 мг/кг/сут) или цефтриаксоном (80 мг/кг/сут).
Билет 30.
1. Развитие психических и статических функций у детей первого года жизни и их совершенствование.
1 мес:в вертикальном положении ребенок пытается удержать голову,2 мес: удерживает ее хорошо. При лежании на животе ребенок приподнимает грудь.5 мес:сидит, держась за что-либо руками, взятый под мышки стоит прямо, не подгибая ножек.6 мес:хорошо сидит без поддержки, поднимается на ноги, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать, хватает предметы руками. 7 мес.:ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляется за сетку кровати, поддерживаемый за грудь, хорошо переступает, перекладывает игрушки из одной руки в другую. 8 мес.: самостоятельно садится и ложится из сидячего положения, встает, цепляясь за барьер, делает попытки ходить.9 мес.: стоит без опоры и хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени.10 мес.: стоит и поднимается без опоры. 11 —12 мес.: хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку. 2 мес.:разнообразные эмоциональные реакции, улыбается в ответ на улыбку, гулит. 3 месяца: отчетливо следит за предметами, улавливает направление звука и поворачивает голову в его сторону. 4 месяца: следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует поведением на незнакомое лицо.5 мес.: хорошо знает мать, по-разному реагирует на незнакомые лица.6 мес: интересуется игрушками, поднимает их, перекладывает, делает первые попытки произносить слоги «ма», «на».7 мес: Повторяет слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». 8 мес:выражает мимикой удивление, ищет взглядом предмет. В 10 мес.:Начинает произносить наиболее простые слова.В 11—12 мес: указывает части тела, произносит отдельные слова.
2. Синдром бронхиальной обструкции у детей. Вопросы дифференциальной диагностики. Тактика терапевтических мероприятий в зависимости от нозологии Дифференциальный диагноз острой дыхательной недостаточности у детей.
Синдром бронхиальной обструкции, или бронхообструктивный синдром (БОС), – это клинический симптомокомплекс, связанный с нарушением бронхиальной проходимости.
Основные признаки БОС: одышка экспираторная,эмфизематозное вздутие грудной клетки, коробочный перкуторный звук, ослабленное дыхание и сухие свистящие рассеянные хрипы, рентгенологически – повышенная прозрачность легочной ткани легких, горизонтальное положение ребер и низкое расположение диафрагмы. Патогенетические механизмы: функциональные, или обратимые (бронхоспазм, воспалительная инфильтрация, отек, мукоцилиарная недостаточность, гиперсекреция вязкой слизи), и необратимые (врожденные стенозы бронхов и др.).Клинически: шумное дыхание со свистящим выдохом и дистанционными хрипами. Этиология: респираторно-синцитиальный вирус, а также вирусы парагриппа, гриппа и аденовирусы. Клиническая картина БОС:подъем температуры тела, катаральные изменения со стороны верхних дыхательных путей, нарушение общего состояния ребенка, увеличивается частота дыхания и продолжительность выдоха. Дыхание становится шумным и свистящим, Дыхательная недостаточность не превышает II степени. При физикальном обследовании: коробочный оттенок перкуторного тона. Изменения в периферической крови соответствуют характеру вирусной инфекции. Рентгенологически: двустороннего усиления легочного рисунка и расширения корней легких, низкое стояние уплощенных куполов диафрагмы, повышение прозрачности и удлинение легочных полей, горизонтальное расположение ребер.
Лечение БОС: Бронхолитическая терапия: β2-агонисты короткого действия (сальбутамол: в виде ингаляций для вдыхания, частота его применения «по требованию» не должна превышать 4 раза в сутки.),антихолинергические препараты – ипратропия бромид, комбинированный препарат фенотерола гидробромида + ипратропиума бромида.При тяжелом течении БОС:топические ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС), и системные ГКС. Антибиотики строго по показаниям, антимикробные препараты в схеме ступенчатой терапии. Отхаркивающие препараты: современные препараты на основе растительного сырья (тимьян, плющ, первоцвет),ацетилцистеин, карбоцистеин, амброксол, бромгексин. лечебная гимнастика, массаж, дренаж.
Билет 32.