Шестая причина: аутотренинг наоборот.
Определённую роль в поведении человека, в его способностях, желаниях и решениях играет наследственность и семейные традиции. Если у Родителей были определённые трудно в саморазвитии или в обычном обучении, то иногда (не всегда) и дети ведут себя таким же образом. Здесь можно долго рассказывать про полевые структуры, про Зеркальные нейроны и т.д. факт остаётся, что дети – копия своих Родителей. И детям часто приходится решать какие-то Родовые вопросы, или завершать Родовые действия.
Сюда же можно добавить влияние чужого поля. Выражение: «С кем поведешься, от того и наберёшься». Многим знакомо.
Данная тема очень обширная и расписывать здесь можно много и долго. Если у кого-то есть вопросы по этой теме – задавайте.
Седьмая причина: Родовая наследственность.
Ещё один важный момент, в котором человеку трудно бывает «просто взять и сделать» что-то, когда он выполняет не свойственную ему работу или не свою работу. И особенно движется не в ту сторону. Это очень заметно, когда Родители заставляют детей выполнять какую-то работу, особенно так, как они это видят и умеют или хотят чтобы ребёнок именно так сделал. Тоже самое на рабочих местах. У человека врождённых талант оратора, дипломата или переговорщика, а его заставляют сидеть по 12 часов на одном месте и перебирать бумаги. И ни дай бог он попробует высказать свое мнение или свое недовольство такой работой. Его тут же предадут анафеме и изгонят из коллектива. Ведь многие сталкивались со страхом быть уволенными, когда руководство на претензии отвечает: «не нравится – увольняйся. Мы на твоё место 100 таких наберём». Вот и приходится людям убирать в «Тень» свои особенности и способности и быть «серенькой мышкой». Или когда ребёнок мечтает летом – пойти поиграть с друзьями, сходить на речку, но надо сидеть дома и музицировать. Или рождаются собственные желания, но «авторитетные» люди говорят, что ты «эгоист, и не считаешься с потребностями семьи» или «группы людей» и т.д.
Это очень тяжело, наступать себе на горло в угоду другим. Это может иметь большие и тяжёлые последствия.
Восьмая причина: человек выполняет не свойственную ему работу или не свою работу.
И на мой взгляд первое место в рейтинге «лучших отстоев» занимает – обесценивание себя.
Чаще всего этим занимаются Родители. Особое место занимает обесценивание чувств: «Не чувствуй себя плохо; ты должен быть счастлив», «Это не больно; Ты большой мальчик», «Хватит плакать; перестань устраивать драму» и т.д..
Безусловно негативные
Один из самых токсичных вариантов негативных высказываний, так как направлен непосредственно на личность человека, несет в себе разрушающий компонент: «Ты дурак», «Оболтус», «Бестолочь», «Только такой идиот, как ты, может так делать».
Используя эти коварные атрибуты, родители придают сверхзначимость недостаткам, при этом не обозначают варианты выхода из ситуации, иными словами, используя безусловно негативное обесценивание, мы указываем ребенку какой он, а ребенок принимает это как истину, которую невозможно изменить никогда.
Безусловно позитивные
«Дурашка ты моя», «мой любимый глупыш», «ты еще слишком мал, наивен, глуп…» –ужас этих двойных и с виду позитивных транзакций, которые довольно часто произносятся спокойным и добрым родительским тоном, заключается в том, что ребенок может принять решение следующего типа: «Меня можно любить и принимать только в случае если я глуп, наивен или слишком мал».
Условно негативные
«Че ты лезешь», «Тебя не спрашивают»,– в данном случае обесценивается возможность ребенка пробовать, делать и исследовать мир. Родитель косвенно или прямо указывает ребенку на то, что ему нельзя делать, при этом даже не объясняет, почему и когда можно.
Условно позитивные
«Ты справился, удивительно», «Ничего особенного, все получают хорошие оценки по этому предмету»,«Ты не можешь сделать это правильно». – в таком случае родитель транслирует ребенку то, что его успех не такой уж и успех.
И да, может казаться, что таким образом происходит стимуляция ребенка расти, стремиться и быть лучшим, на самом же деле ребенок в такие моменты чувствует себя ненужным и укрепляется в своей личной неуверенности, теряет основу личной значимости и самооценки.
«Куда ты лезешь. У нас в Роду никто не был учёным (художником, музыкантом, поэтом, певцом и т.д.), вот и ты не высовывайся. Бери лопату – копай» - в подобных высказываниях идёт жесткое пресекание личного роста и познания себя в мире.
«Ты похож (похожа) на своего отца (свою мать), он ничего не добился (не добилась) и ты тоже ничего не добьёшься» - внушается безысходность от любых попыток действовать. В результате ребёнок становиться апатичным и зависимым от Родителей. И в жизни любые попытки чего-то добиться разбиваются об этот обесценивающий интроект.
В результате обесценивания, человек обесценивает себя, свою жизнь, своё значение для себя и окружающих людей, свои желания, свои чувства, свои достижения.
И как показывает опыт и наблюдения за людьми, таким людям сложно сделать что-то «просто». У них это всё не просто. У них всё очень хитроумно закрыто и переплетено внутри. Для того чтобы они начали хотя бы осознавать себя, надо с ними много потрудится в плане осознания себя.