Глава 5. психическое старение
5.1. Понятие о психическом старении.
Психический упадок. Счастливая старость
Старость - это заключительная фаза в развитии человека, которая означает, что развитие человека идет по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде, наружности старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограничении физических возможностей.
Одной из закономерностей старения является его неравномерность, или выборочность в нарушениях функций, будь то память, интеллект, внимание или физическая сила. Это лежит в основе индивидуального характера изменений человека в старости. Жизнь демонстрирует нам бесконечное число таких примеров.
Размышляя на подобную тему, замечательный русский писатель В.В. Вересаев писал: “Последний портрет Рембрандта. В биографии его читаю описание портрета: “весь сгорбленный, седой, исхудалый, он кажется тенью прежнего атлета - Рембрандта. Ему в это время 61 год”. Давид Юм в своей автобиографии пишет: “Я нахожу, что человек, умирающий шестидесяти пяти лет, только освобождается от нескольких лет дряхлости, - почему и трудно найти человека, который был бы привязан к жизни меньше меня. Да, все это очень внушительно. Мне идет шестьдесят третий год. Но я еще не чувствую надвигающейся смерти, в душе бодро и крепко. Огромная охота работать. Играю в теннис. Чувствую себя в душе настолько молодым, что иногда мелькает мысль: да не ошибка ли, что у меня в паспорте год рождения показан 1867 и что вот эти дряхлые, сгорбленные, такие бесспорные старики - мои ровесники?”.
Из этой же закономерности вытекает, что старость может приближаться к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и путем снижения силы и подвижности психических процессов. В последнем случае речь идет о психическом старении, которое представляет собой процесс возрастного изменения высших психических функций или в широком смысле - результат воздействия времени на личность человека и его эмоциональную и духовную жизнь.
С какого времени можно говорить о начале возрастных изменений в психической жизни человека или возрасте угасания высших психических функций? Обязательно ли вообще снижение умственных функций в старости - на эти вопросы ответить однозначно нельзя в виду необычайно большого многообразия и разброса в проявлениях психического старения.
Почему у людей одного возраста в одних случаях в старости полностью сохраняются умственные способности и характер, а в других, напротив, выявляются глубокие личностные и интеллектуальные изменения?
Отсутствие единства в воззрениях на эту проблему порождает различные, порой противоположные утверждения.
Наиболее распространенным утвердившемся в обществе является негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически старение всегда сопровождается физической и психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость болезненна всегда. Благодаря этому формируется представление о негативном психосоциальном стереотипе старого человека.
Поборники этого взгляда на старение в личности старого человека усматривают обязательное ослабление интеллекта и памяти и образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. В их представлении старый человек - это существо слабое, заброшенное и одинокое. Старость делает человека карикатурным изображением самого себя, как считают эти ученые, утверждая, что характерологические особенности в старости утрируются. Выражением этой крайней позиции является взгляд на старость как пародию жизни: “счастливая старость - это плод воображения писателей, талантливо или бездарно изображающих ее. У старости всегда одна судьба - будь то прикованная к постели больная в общей палате или богатая вдова в удобном кресле. Почти окаменевшие эти человеческие существа кажутся нелепыми окружающим и чужими собственным детям. Часто они стоят того. Ни одного из виденных мною стариков годы не наделили мудростью и спокойствием, присущим их книжным образам” (д-р Раверси).
Действительно, нужно признать очевидным, что в старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инвалютивные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, однако не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке. Дать определение старческого психического упадка - одна из самых важных и в то же время трудных задач в геронтологической психиатрии. В своей монографии “Психическое старение” Н.Ф. Шахматов определяет его как случай естественного старения, при котором отмечается снижение психической силы, сужение объема психической жизни, экономное использование имеющихся ресурсов. Проявления психического упадка находят свое выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости. Но время его появления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина различны. Можно лишь говорить о неуклонной тенденции к снижению силы и подвижности психических процессов по мере старения. Как указывает Н.Ф. Шахматов, преимущественное появление заметных признаков психического упадка можно отнести к периоду, который близок ко времени завершения жизни (85 лет и старше).
Психическая слабость, снижение силы и подвижности психических процессов при психическом упадке в старости находятся в тесной связи с фактором физического здоровья. Общее физическое состояние, соматическое нездоровье находят свое прямое отражение в клинических проявлениях психического упадка. Ухудшение соматического состояния проявляется в ухудшении памяти, внимания, осмысления. Состояние физического упадка и маразма сопровождается явлениями психического упадка. И наоборот, укрепление физического здоровья, излечение от соматических болезней быстро ведут к оживлению психической жизни в старости.
Другой крайней точки в воззрениях на старость придерживаются исследователи, склонные прославлять “очарование преклонного возраста”. Основания для этого представляют те наблюдения над стареющими людьми, где бросается в глаза несоответствие между духовной и физической эволюцией человека, где регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже совершенствоваться. Иначе говоря, физическое ослабление компенсируется высоким духовным подъемом. Поэтому период, предшествующий наступлению старости и старческого недомогания называют “лучшими годами”. Именно это имеется в виду, когда говорят о счастливой старости.
Счастливая старость - это особо благоприятная форма старения. Здесь следует оговориться. Благодаря сложившемуся в обществе негативному образу старости, трудно представить себе, что старость может быть счастливым периодом жизни. Только обращение к самим старым людям, наблюдения над их жизненными проявлениями убеждают в том, что понятие “счастливая старость” не является чем-то отвлеченным и абстрактным, а наполнено определенным содержанием. Основным в нем является то, что представление о счастье в старости соответствует таковому в любом из возрастных периодов, а также включает новые и незнакомые по прошлому переживания.
Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают незнакомые им по прошлой жизни чувства и радости, они впервые испытывают довольство собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое.
Счастливая старость - это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это форма благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Л.Н. Толстой говорил: “Я никогда не думал, что старость так привлекательна”.
Для этих старых людей типично впервые появившееся в старости стремление переосмыслить свой прошлый жизненный опыт, тенденция к пересмотру прошлых установок и правил. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых людей этой группы, направленном на решение вопросов познания смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, согласие с естественным ходом событий и, наконец, согласие с неминуемостью завершения собственной жизни.
Старческая мудрость - это спокойное и созерцательное отношение к собственному старению, к тому, что оно несет с собой, открытие новых радостей в жизни. Новая жизненная позиция есть мудрое отношение к собственному старению с учетом того, что несет с собой старость и что обещает в будущем.
И наконец, третья группа исследователей определяет в старости как отрицательные, так и положительные черты. Нельзя не согласиться с тем, что способности в старости угасают. Это закономерный процесс естественного старения, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта, высокий уровень суждений. При характеристике психологического старения необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Так, одновременно со снижением уровня психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие преодолению и уравновешиванию этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных признаков старения с позитивными или компенсаторными. Это говорит о способности в старости адаптироваться к новым условиям жизни. При этом оказывается, что способности старых людей творчески адаптироваться представляются более высокими, чем кажется.
При изучении способностей у старых людей от 60 до 93 лет установлено, что они используют структуру своего опыта, черпая из него элементы для удержания имеющихся знаний на должном уровне и для переработки их в новые знания. Старые люди могут в значительной степени развивать некоторые способности и даже проявить новые.
Эти данные свидетельствуют, что старость - это не только спад, не только минус или возраст потерь. Опыт и мудрость во все времена были функцией времени и до настоящих дней они остаются привилегией зрелых и пожилых. В этом плане примечательным является высказывание известного югославского психиатра Петриловича, как бы примиряющего крайние точки зрения на процесс психического старения: “Ослабление интенсивности явных психических процессов и состояний приводит к возрастающему развертыванию личности в глубину”.
5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического
и социального в человеке. Темперамент и характер
Основная роль в формировании психосоциального статуса человека принадлежит личности.
Проблема личности издавна интересует не только философов, психологов, но и врачей, политиков и писателей. Она относится к числу самых сложных и трудных проблем. Об этом говорит и то обилие разноречивых концепций и определений личности, которые существуют. Трудно дать всеобъемлющее определение личности. Известное определение личности, данное К. Марксом, рассматривающим личность “как совокупность общественных отношений”, выражает ту мысль, что личность не может быть правильно понята вне системы общественных отношений, ибо она возникает только с появлением человека как социального существа. Личность - это человек как член общества, с которым он вступает в неминуемые отношения. Именно личность как высшее проявление индивидуальности человека обеспечивает сложнейшую систему отношений его с действительностью, систему взаимоотношений в разных меняющихся обстоятельствах общественной среды. О важности личности гласит изречение Гете: “Народы, рабы и победители всегда признавали, что высшее благо человека- его личность”.
Человек, выступая как личность, как индивидуальность, привносит свою уникальность в социальные ситуации и события. Это свидетельствует о непрерывном взаимодействии и взаимопроникновении внешних факторов и внутренних условий, иными словами “социальные обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят эти обстоятельства” (К. Маркс и Ф. Энгельс). Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия. Невозможно поэтому рассматривать человека, его поведение, его деятельность без учета его личности. Так, реакция на различные обстоятельства жизни у человека будет обуславливаться не только их объективным значением, но и личным субъективным отношением к ним человека, иначе говоря, “явления внешнего мира влияют на него (человека) постольку, поскольку ими вызываются явления во внутреннем мире” (А. Шопенгауэр).
Проблема личности включает в себя вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. В характеристику личности входят такие врожденные ее элементы как темперамент и характер.
Темперамент (от лат. temperamentum - возбудимость, восприимчивость) характеризует темп реагирования и течения психической жизни. Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Не существует двух одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей.
Попытка классифицировать индивидуальность человека на основании психофизических особенностей предпринималась на протяжении всей истории развития учения о человеке. Со времен великих медиков Гиппократа и Галена говорят о четырех темпераментах: живом, подвижном или сангвиническом; бурном, порывистом или холерическом; вялом, медлительном или флегматическом и грустном, робком, нерешительном - меланхолическом темпераменте. Но темперамент является лишь основой, из которой формируются другие более специфические, совершенные, значимые для человека качества индивидуальности. Таким более высоким уровнем индивидуальности является характер.
Характер - это психическое своеобразие человека, индивидуальный тип психических реакций в ответ на действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности. Характер больше всего зависит от меняющихся влияний среды, более полно, чем темперамент, адаптирует человека к действительности.
Издавна исследователи отмечали связь между конституцией человека и его характером. В 1921 г. появилось исследование немецкого психолога Э. Кречмера “Строение тела и характер”, где он показал зависимость между телесным складом и психическим обликом человека. Он подметил существующие неразрывные отношения между пикническим типом телосложения и общительностью, добродушием, склонностью к жизнеутверждающему оптимизму этих лиц. Наоборот, лицам с астеническим типом телосложения, как правило, оказывались присущи большая степень замкнутости, погруженности в мир собственных переживаний. Промежуточный тип - атлетический - характеризовался как наиболее гармоничный в его физическом и психическом содержании.
Чрезвычайно ценные работы по медицинской характерологии принадлежат нашим выдающимся психопатологам С.А. Суханову и
П.Б. Ганнушкину, которые дали яркое описание истерического, психастенического или тревожно-мнительного, эпилептического и циклотимического характеров, сохраняющее значение до сих пор.
С учетом темперамента и характера, этих врожденных свойств организма, определяющих его индивидуальность, можно говорить, что “личность у каждого человека имеет такие же определенные признаки, как формы его тела, черты его лица” (С.С. Корсаков). Таким образом, характер реагирования человека на внешние условия, диапазон его жизненных возможностей, наконец, “мера возможного для него счастья”
(А. Шопенгауер) зависят от личности, ее индивидуальности.
Способы жизненного реагирования представляют собой констелляцию разных факторов, среди которых личность, темперамент играют определяющую роль. Так, меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик - нечто, не заслуживающее внимания. С этих позиций находит объяснение и тот факт, что различные жизненные потрясения, как смерть близких, измена, конфликты, незаслуженные оскорбления, являясь психическими травмами, вместе с тем могут вызывать или не вызывать невроз. Исход в болезнь определяется особенностями личности, ее отношений, ее нестойкостью и неспособностью правильной переработки событий и впечатлений реальной действительности.
Вот эта значимость субъективного отношения человека к социальным воздействиям обретает особый смысл применительно к жизни людей в пожилые и старые годы. Жизненный путь - это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической действительности. Поэтому любой период жизни, особенно предстарческий и старческий, следует рассматривать в концепции целостности жизненного пути.
5.3. Отношение человека к старости. Роль личности
в формировании психосоциального статуса человека
в старости. Индивидуальные типы старения
Старость, ее восприятие человеком как периода жизни, несущего новое миросозерцание и мироощущение, - все это издавна занимало умы человечества. Перед каждым человеком в старости встают вопросы о смысле и образе дальнейшей жизни, о выработке собственного отношения к старости, собственной установки: как быть старым. В этом смысле известная сентенция М. Монтеня о том, что “немногие люди умеют стареть”, содержит в самой себе вопрос: что же лежит в основе достойного старения? Почему у одних пожилых отмечается резкое неприятие старости, старость им ненавистна, она для них тяжелое бремя. Как показывают наблюдения, ни хорошее физическое здоровье, ни сохранение деятельного образа жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. И при наличии этих признаков каждого в отдельности и вместе взятых, пожилой человек может считать себя ущербным и полностью не принимать свое старение.
И наоборот, при плохом физическом здоровье, скромном материальном достатке, относительном одиночестве пожилой человек может находиться в согласии со своим старением, в состоянии увидеть положительные стороны своего старческого бытия.
Различие формы поведения пожилых в однотипных ситуациях отражают индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего.
Однако личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, “ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются” (Н.Ф. Шахматов). В плане этого интересными представляются наблюдения над долгожителями, проведенные Р. Яцемирской в домах для престарелых Болгарии. Она показала, что “характерологические черты и особенности личности прослеживаются на протяжении всей долгой жизни и практически остаются неизменными и на самом последнем этапе онтогенеза - в период долголетия. Характер личностного реагирования сохраняется до конца жизни и, по существу, не подвергается изменениям под влияниям возрастного фактора вплоть до долголетия”. По всей видимости, как утверждает Р. Яцемирская, при отсутствии старческих ослабоумливающих заболеваний характер человека со всем его своеобразием можно проследить до самой его смерти. М. Цицерон в своем трактате “О старости” писал: “Но старики, скажут мне, ворчливы, беспокойны, раздражительны и трудны в общежитии, а если приглядеться к ним, то и скупы. Это недостатки характера, а не старости”.
Какова же роль личности в процессах формирования психосоциального статуса пожилого человека? Каково ее влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и неадаптивного (неблагоприятного) старения? На основании исследований ряд психологов выдвигает гипотезу, что “организация личности или тип является кардинальным для предсказания того, какие индивидуумы будут стареть успешно”. Накопленный опыт свидетельствует, что как человек проявляет себя перед лицом старости, в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь. Насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, зависит от того, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях, утверждают психологи. В плане этого очень важно, что человек несет в себе, какова система его жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя его личности. Поэтому так справедливо звучат слова А. Шопенгауэра: “То, что человек имеет в себе, никогда так ему не пригодится как в старости”.
Какие же черты личности способствуют адаптивному старению? Важное значение придается таким чертам, как активность, творческая деятельность. Отмечено, что человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила слабеет. Люди, жизненный путь которых отличался успехом, активностью, конструктивно относятся к спутникам старости: ухудшению здоровья и появлению разных болезней. У стариков, отличающихся сдержанным, уживчивым и добрым нравом, старость проходит более терпимо, чем у таковых с заносчивым и неуживчивым характером. В этом контексте можно рассматривать и такие наблюдения, когда люди, прожившие богатую жизнь, пусть полную не только радости, но и горя, проявляют в старости больше положительных черт, чем неудачники, терпевшие в жизни одни крушения, которые и в старости становятся себялюбивыми, желчными и угрюмыми.
На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как привычка тормозить свое поведение, преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных возможностей. Неадаптивным оказывается процесс старения у тех людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами в организации жизни были указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социальные стереотипы старости. Все эти современные разработки подтверждают то, что было сказано за две тысячи лет до этого М. Цицероном: “Тем людям, у которых нет ничего, что позволяло бы им жить хорошо и счастливо, тяжек любой возраст”. И еще не менее актуально звучащее высказывание: “Только неразумные люди относят свои собственные недостатки и проступки за счет старости”.
Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу своей жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст, специфичным для старости трудным ситуациям, принятию своего нового места в обществе и изменению социального статуса.
Знаменитый психоаналитик К. Юнг в своем эссе “Стадии развития”, размышляя об учащении нервных срывов при старении, видит причину их в том, что во вторую половину жизни люди вступают абсолютно неподготовленными. Насколько драматичным оказывается для них наступление старости можно видеть на примере самоописания советского писателя Ю. Олеши: “В том, чтобы дожить до старости, есть фантастика. Ведь я мог и не дожить, не правда ли? Но я дожил и фантастика в том, что мне как будто меня показывают. Так как с ощущением “я живу” ничего не происходит и оно остается таким же, каким было в младенчестве, то этим ощущением я воспринимаю себя старого по-прежнему молодо, свежо. И этот старик необычайно уже нов для меня - ведь, повторяю, я мог и не увидеть этого старика, во всяком случае много-много лет не думал о том, что я увижу... теперь нас двое - я и тот.
В молодости я тоже менялся, но незаметно, оставаясь всю сердцевину жизни почти одним и тем же. А тут такая резкая перемена, совсем другой. Здравствуй, кто ты? Я - ты. Неправда!”.
Недаром поэтому К. Юнг считает непоправимой ошибкой “проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари”, нести “в сумерки закон утра”. Он предостерегает от заблуждения, “что вторая половина жизни должна направляться принципами первой половины”.
Вот из этих неправильных установок и предпосылок, мешающих “вписаться” в старость, исходит и то многообразие индивидуальных типов старения, которые наблюдаются у старых людей. Американские психологи выделяют следующие варианты:
а) регрессия, т.е. возвращение к прошлым формам поведения, проявляющаяся в форме “детского” требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья. Смирившись со своей участью, они ищут поддержки, внимания, опеки у окружающих;
б) бегство, изменение места жительства, как форма освобождения в трудной ситуации;
в) добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;
г) стремление вызвать к себе интерес у окружающих;
д) попытка включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания.
В других случаях поведение определяется бунтомпротив процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость, что выражается в манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досуга. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживает как бы досрочное примерение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными. В этих случаях мнимые и подлинные недомогания становятся доминирующими и составляют содержание всей повседневной жизни человека. Угнетенность собственным состоянием делает существование пожилого человека тягостным и обременительным.
Как избежать этих нежелательных отношений со своим возрастом? Как сделать старость приятной и приспособить в широком смысле “свою биологию к жизни, а не жизнь к своей биологии” - все это и является целью психологической перестройки, которая ждет человека в старости. Потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, работа “по самосозерцанию” является в старости, как утверждает К. Юнг, “долгом и необходимостью”. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного устойчивого психического и нравственного равновесия.
По мнению ряда психологов, особо важной является в этом плане мыслительная активность человека “по интеграции пройденного пути”, благодаря чему стареющая личность как бы аккумулирует достижения и энергетический потенциал пройденных этапов жизни, переживая чувство удовлетворения,
Тот факт, что в конечном счете все традиционные ценности человека связаны со старением, делает особо важным, чтобы старость в умах человечества сохранила образ достойной, доброй и счастливой. Об этом же говорит и К. Юнг: “Человек определенно не перешагнул бы семидесяти-восьмидесятилетний рубеж, если бы такое долголетие не имело бы значения для него как биологического вида. Так и закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни”.